Основными свойствами мостового сооружения, которые рассматриваются при оценке технического состояния, являются безопасность (безопасность эксплуатации), безотказность (грузоподъемность) и долговечность.
В зависимости от степени соответствия свойств функциональному назначению в рассматриваемый период времени и имеющихся дефектов назначается соответствующая оценка технического состояния. Оценка состояния качественно отражает это соответствие.
В ОДМ предусмотрена шестибалльная система оценок технического состояния по каждому из рассматриваемых свойств.
По результатам оценки технического состояния по отдельным свойствам назначают общую балльную оценку технического состояния и относят мостовое сооружение к одной из шести категорий технического состояния.
Соответствие общей балльной оценки технического состояния мостового сооружения видам технического состояния приведено в таблице 1.
Таблица 1 - Соответствие балльной оценки технического состояния мостового сооружения видам технического состояния
Балльная оценка | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Техническое состояние | Отличное | Хорошее | Удовлетвори- | Неудовлетвори- | Непригодное для нормальной эксплуатации (предаварийное) | Аварийное |
Вид технического состояния | Исправное | Неисправное | ||||
Работоспособное | Ограниченно- | Неработоспособное | ||||
Предельное |
Оценку технического состояния мостового сооружения назначают на основании результатов технического диагностирования, которое проводят в виде технических осмотров и обследований на всех этапах жизненного цикла объекта в соответствии с установленным порядком их организации [8, 9, 10, 11].
Для объективной оценки технического состояния объекта важно, чтобы применяемая система технического диагностирования обеспечивала максимальную достоверность и актуальность результатов диагностирования. В этих целях функции осуществления контроля технического состояния, в том числе в рамках периодических осмотров, целесообразно передавать специализированным организациям на договорной (контрактной) основе.
Оценки технического состояния по каждому свойству назначают по ряду показателей и параметров, с учетом качественных условий соответствия.
Каждый из этих показателей или параметров предоставляет дополнительную возможность ранжировать мостовые сооружения в пределах одной категории технического состояния (с одной оценкой состояния) для решения различных задач управления эксплуатацией мостового парка, например с целью определения приоритетности выполнения ремонтных воздействий.
При оценке отдельных свойств - безотказности (грузоподъемности) и долговечности каждое мостовое сооружение следует рассматривать как сложный технический объект, состоящий из нескольких систем, каждая из которых представляет собой совокупность элементов, конструктивно и (или) функционально объединенных для выполнения некоторых требуемых функций.
К основным конструкциям мостового сооружения относят мостовое полотно, пролетные строения, опорные части, опоры с их фундаментной частью и сопряжения мостового сооружения с подходами. При этом пролетные строения, опорные части, опоры, являются основными несущими конструкциями, воспринимающими усилия от постоянных и временных нагрузок. Отдельные элементы мостового полотна и сопряжений относятся к несущим элементам, например консоли тротуарных плит, переходные плиты и др.
К неосновным (вспомогательным) конструкциям мостового сооружения относят конструкции системы водоотвода, эксплуатационные обустройства, устройства для прокладки коммуникаций, защитные системы - регуляционные сооружения, ледорезы, укрепления, антисейсмические обустройства, очистные сооружения и прочие системы.
В качестве группы конструкций может рассматриваться комплект опорных частей, эксплуатационные обустройства, регуляционные сооружения и т.д.
Каталоги основных и неосновных (вспомогательных) конструкций мостового сооружения и их элементов приведены в приложениях З и И.
Состояние основных несущих конструкций оценивают с позиции безопасности эксплуатации, безотказности (грузоподъемности) и долговечности, а основные ненесущие конструкции и вспомогательные конструкции - только с позиции безопасности эксплуатации и долговечности.
Необходимый уровень безопасности эксплуатации, грузоподъемности и долговечности в процессе эксплуатации обеспечивают и поддерживают различными мероприятиями, к которым относятся содержание, ремонт, капитальный ремонт и (или) реконструкция.
При анализе результатов обследования используют общие рекомендации, изложенные в [8, 11].
Классификацию имеющихся дефектов выполняют по [8] в соответствии с каталогом дефектов, утвержденным в отрасли. Каждый дефект (или группу аналогичных дефектов, если они сосредоточены на одной конструкции и имеют одинаковую степень развития) характеризуют следующими параметрами:
- Локализацией расположения, четко и однозначно указывающей конкретную конструкцию сооружения, элемент конструкции и местоположение на конструкции (элементе конструкции).
- Наименованием дефекта, однозначно отражающим вид дефекта и, при необходимости, конкретизирующим его уточняющие признаки в привязке к конкретной конструкции (элементу конструкции). Наименование дефектов, как правило, формулируют в соответствии с каталогом дефектов, утвержденным в отрасли.
- Параметрами степени развития дефекта, конкретизирующими в зависимости от вида дефекта и конкретной ситуации количественное проявление, размер, зону распространения, направление развития, степень развития, степень несоответствия нормативным требованиям. Параметры степени развития могут быть качественные и (или) количественные.
- Степенью ремонтопригодности, отражающей вид ремонтного воздействия, которым данный дефект может быть устранен. Для дефектов, которые могут быть устранены по известным технологическим решениям без специальной проектной разработки следует рекомендовать конкретный вид и объем ремонтной работы.