Статус документа
Статус документа


ПРАВИЛА
пожарной безопасности на судах и береговых объектах Министерства речного флота РСФСР

     
Часть 1. Суда



СОГЛАСОВАНЫ с Президиумом ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота 18 ноября 1981 г. (постановление N 62-5).

УТВЕРЖДЕНЫ Министерством речного флота РСФСР (приказ от 10 февраля 1982 г. N 10)


Настоящие правила являются переработанным изданием Правил пожарной безопасности на речном транспорте Министерства речного флота РСФСР 1968 г.

Правила состоят из двух частей: 1-я - "Суда" и 2-я - "Береговые объекты".

Часть 1 содержит основные требования пожарной безопасности для судов в период эксплуатации, подготовки к ремонту, ремонта и отстоя с учетом пожарной опасности технологических процессов, перевозки пассажиров и грузов.

Правила предназначены для руководителей предприятий и организаций, инженерно-технического персонала, комсостава судов, начальствующего состава ведомственной военизированной охраны и других должностных лиц Минречфлота РСФСР.

Отдел военизированной охраны имеет право предъявлять дополнительные требования и допускать отступления от Правил, исходя из особенностей отдельных судов и условий их эксплуатации и ремонта.

Правила разработаны в Ленинградском институте водного транспорта при участии Отдела военизированной охраны Минречфлота РСФСР и Ленинградского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института противопожарной обороны инженерами И.А.Сорокой, Н.Г.Наголюком и Ф.П.Мосиным.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1. Настоящие Правила распространяются на все суда и плавсредства Минречфлота РСФСР.

Примечание. Дополнительные противопожарные требования для нефтеналивных судов в части транспортирования нефтепродуктов, ремонта судов, погрузки и выгрузки нефтепродуктов в суда наливом и в таре определены действующими Правилами пожарной безопасности на нефтеналивных судах Минречфлота РСФСР.

1.1.2. Правила являются обязательными для экипажей всех судов, а также для работников предприятий и организаций, связанных с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом флота и плавучих средств речного транспорта РСФСР.

1.1.3. В отдельных случаях, когда специфика эксплуатации, ремонта, отстоя флота и плавучих средств не предусмотрена настоящими Правилами, руководители пароходств, бассейновых управлений пути, управлений каналов могут разрабатывать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности отдельных судов, ремонтно-отстойных пунктов, согласованные с отрядами (отдельными командами) ведомственной военизированной охраны (ВОХР).

1.1.4. Противопожарные нормы и правила, которые должны соблюдаться при проектировании, строительстве, ремонте судов и оборудования, определяются Правилами классификации и постройки судов внутреннего плавания Речного регистра РСФСР (Регистра СССР).

1.2. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Пожарная безопасность - состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей.

Пожарно-профилактические мероприятия - комплекс положений, норм и требований, подлежащих выполнению с целью предупреждения пожара.

Загорание - неконтролируемое горение, не причинившее материального ущерба.

Пожар - неконтролируемое горение, наносящее материальный ущерб.

Искронеобразующий инструмент - инструмент, не дающий искр, способных вызвать взрыв или пожар в данной среде.

Верхний предел воспламеняемости - такое содержание паров топлива в воздухе, при котором дальнейшее увеличение их делает смесь невоспламеняющейся.

Нижний предел воспламеняемости - такое содержание паров топлива в воздухе, при котором дальнейшее уменьшение их делает смесь невоспламеняющейся.

Легковоспламеняющаяся жидкость - жидкость, способная самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющая температуру вспышки не выше 61 °С (в закрытом тигле) или 66 °С (в открытом тигле).

Вспышка - быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов.

Взрыв - быстрое превращение вещества (взрывное горение), сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов, способных производить механическую работу.

Взрывобезопасность - состояние производственного процесса, при котором исключается возможность взрыва или в случае его возникновения, предотвращается воздействие на людей вызываемых им опасных и вредных факторов и обеспечивается сохранение материальных ценностей.

Горючесть - способность вещества, материала, смеси, конструкции к самостоятельному горению.

Взрывоопасное помещение - помещение, в котором хранится взрывоопасное вещество, существует или может образоваться взрывоопасная концентрация паров, газов, пыли в его атмосфере в количестве, превышающем 5% его свободного объема. Эта концентрация определяется в соответствии с СН 463-74 по выражению ,

где - концентрация паров, газов в атмосфере, %;

- объем взрывоопасной смеси в помещении, м;

- свободный объем помещения, м.

Поверхностное тушение - тушение пожара посредством охлаждения, смачивания или ограничения доступа кислорода к горящим поверхностям водой, пеной и т.п.

Объемное тушение - тушение пожаров посредством заполнения объема охраняемого помещения парами невоспламеняющихся жидкостей или углекислотой, создающими среду, не поддерживающую горение.

Вертикальные противопожарные зоны - такие объемы, на которые разделяются по длине огнестойкими или огнезадерживающими конструкциями корпус судна, его надстройки и рубки.

Смежные отсеки (помещения) - примыкающие друг к другу отсеки, имеющие общие ограничивающие поверхности: переборки, палубы.

Примечание. Отсеки, помещения, примыкающие друг к другу только углами, не являются смежными. Смежные отсеки, помещения, имеющие незакрывающиеся вырезы в разделяющей их переборке или палубе или закрывающиеся вырезы с закрытиями, не постоянно закрытыми и неравноценными переборке, палубе, рассматриваются как одно помещение.


Охраняемое помещение - помещение, оборудованное одной из систем пожаротушения или автоматической сигнализацией обнаружения пожара.

Средства пожаротушения - инвентарь, первичные средства, стационарные системы и местные установки, предназначенные для пожаротушения.

Первичное средство пожаротушения - средство для ликвидации загораний, пожаров, применяемое до приведения в действие стационарных систем пожаротушения или прибытия передвижной пожарной техники.

1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ, КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.3.1. Пожарная безопасность обеспечивается организационно-техническими мероприятиями по предупреждению пожаров, которые предусматривают:

выполнение требований правил пожарной безопасности;

разработку и осуществление при необходимости дополнительных мероприятий по усилению пожарной безопасности судов;

контроль за наличием и работоспособным состоянием средств тушения пожаров, пожарной сигнализации и связи;

проведение противопожарной массово-разъяснительной работы с членами экипажа;

составление администрацией судна расписания по пожарной тревоге и оформление каютных карточек для каждого члена экипажа с указанием обязанностей по пожарной тревоге;

организацию изучения настоящих Правил командным составом судов;

проведение со всеми поступающими на работу членами экипажа первичного противопожарного инструктажа в подразделении ВОХР, а также непосредственно на рабочем месте администрацией судна по прибытии на судно, при изменении обязанностей по судовому расписанию:

проведение ежегодного повторного инструктажа;

подготовку по специальной программе командного состава раз в год в межнавигационный период, а также проверку его подготовленности по вопросам пожарной безопасности при очередных дипломированиях.

1.3.2. Ответственность за пожарную безопасность судов в период эксплуатации возлагается на владельца флота, а каждого отдельного судна - на капитана (командира, шкипера).

Обеспечение пожарной безопасности судов, выведенных из эксплуатации и находящихся на ремонте и отстое, возлагается на лица, ответственные за ремонт и отстой флота.

1.3.3. Контроль за противопожарным состоянием судов Минречфлота, в том числе и судов, сданных в аренду другим ведомствам, осуществляется работниками ВОХР, которые имеют право беспрепятственно посещать эти суда в любое время суток.

Суда сторонних организаций при постоянном и длительном (более 10 сут) нахождении в затонах, у причалов портов и пристаней, а также в ремонте (независимо от его продолжительности) на предприятиях Минречфлота также подлежат разовому осмотру работниками ВОХР Минречфлота. В дальнейшем контроль за противопожарным состоянием этих судов осуществляется их администрацией, которая обязана выполнять все требования пожарной безопасности в соответствии с настоящими Правилами.

Работники ВОХР Минречфлота результаты проверок оформляют актами в Единой книге осмотров судна или в пожарно-контрольном формуляре.

1.3.4. Пожарно-технические обследования, проводимые работниками ВОХР, могут быть детальные (основные) и контрольные.

1.3.5. Детальные (основные) обследования судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, работающих в летний период, проводятся весной при выпуске в эксплуатацию и осенью при постановке на зимний ремонт и отстой, а работающих круглогодично - весной при возвращении в пункт приписки после зимнего плавания и осенью - перед выходом в зимнее плавание.

1.3.6. Контрольные обследования проводятся:

пассажирских двух-, четырехпалубных судов - в конечных пунктах перед каждым выходом в рейс;

других судов внутреннего плавания и плавсредств - в сроки, установленные начальником отряда (отдельной команды) пароходства (управления канала), исходя из конкретных условий работы флота;

судов смешанного (река - море) плавания - в соответствии с инструкцией Минречфлота  РСФСР.

1.3.7. Детальное (основное) пожарно-техническое обследование судна включает:

проверку по судовым документам организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности судна; фактического состояния пожарной безопасности судна; готовности к действию имеющихся противопожарных стационарных систем, оборудования, переносных средств и инвентаря, пожарной связи и сигнализации;

проведение с экипажем судна инструктивных занятий по вопросам противопожарной профилактики, учебной пожарной тревоги;

проверку знания обязанностей и практических действий в случае пожара.

1.3.8. При контрольном пожарно-техническом обследовании судна проверяется выполнение ранее предложенных противопожарных мероприятий, согласно записям в Единой книге осмотров судна (Пожарно-контрольном формуляре), а также соблюдение требований противопожарного режима, исправность средств пожаротушения и умение экипажа судна применять их.

1.3.9. Кроме работников ВОХР, контроль за соблюдением мер пожарной безопасности и выполнением предложенных ранее мероприятий на судах должны осуществлять ответственные работники управлений пароходств, бассейновых управлений пути (БУП), управлений каналов (УК), предприятий, капитаны-наставники и аппарат технического надзора при посещении ими судов.

1.4. ЗАПРЕЩЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ

1.4.1. Запрещается выпускать судно в рейс при отсутствии установленных нормами средств пожаротушения или при их неисправности. В случае обнаружения других недостатков, создающих угрозу возникновения пожара или препятствующих борьбе с пожарами на судне, лица начальствующего состава ВОХР имеют право запретить эксплуатацию судна до их устранения. После устранения недостатков для получения разрешения на эксплуатацию судно должно быть предъявлено представителю ВОХР.

1.4.2. Временное запрещение эксплуатации судна (выхода судна в рейс) по причинам, указанным в п.1.4.1, оформляется актом в Единой книге осмотров судна (Пожарно-контрольном формуляре).

1.5. СУДОВАЯ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.5.1. Руководящие документы Минречфлота РСФСР:

Правила пожарной безопасности на судах и береговых объектах Министерства речфлота РСФСР, ч.1. Суда;

Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР;

Правила технической эксплуатации речного транспорта;

Правила классификации и постройки судов внутреннего плавания. Ч.V. Противопожарная защита. Речной регистр РСФСР;

Наставление по борьбе за живучесть судов;

Правила пожарной безопасности на нефтеналивных судах Министерства речного флота РСФСР (для нефтеналивных судов);

Правила морской перевозки опасных грузов (МОПОГ) - для судов смешанного (река - море) плавания;

Правила перевозок грузов Министерства речного флота РСФСР;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs