Статус документа
Статус документа

ГОСТ 520-2011 Подшипники качения. Общие технические условия (с Поправками)

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24955, ГОСТ 25256 и ГОСТ 25548, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 самоустанавливающийся подшипник (self-aligning rolling bearing): Подшипник качения, допускающий угловое смещение и угловое перемещение осей дорожек качения, так как одна из дорожек качения имеет сферическую форму.

3.2 подшипник с самоустанавливающимся кольцом (external-aligning rolling bearing): Подшипник качения, допускающий угловое смещение осей подшипника и корпуса благодаря сферической форме посадочной поверхности одного кольца радиального или упорного подшипника, которая сопрягается с соответствующей дополнительной посадочной поверхностью корпуса или самоустанавливающегося корпусного кольца, или самоустанавливающегося кольца упорного подшипника.

3.3 открытый подшипник (open rolling bearing): Подшипник качения без уплотнений и защитных шайб.

3.4 закрытый подшипник (capped rolling bearing): Подшипник качения с одним или двумя уплотнениями, с одной или двумя защитными шайбами или одним уплотнением и одной защитной шайбой.

3.5 приборный подшипник (instrument precision rolling bearing): Подшипник качения, по конструкции или исполнению предназначенный для применения в приборах.

3.6 сдвоенный подшипник (paired mounting): Два подшипника качения одного типоразмера, смонтированных рядом на одном валу таким образом, что они работают, как один подшипник.

3.7 комплект подшипников (stack mounting): Три или более подшипников качения одного типоразмера, смонтированных рядом на одном валу таким образом, что они работают как один подшипник.

3.8 комплектный подшипник (matched rolling bearing): Подшипник качения, входящий в состав сдвоенного подшипника или в комплект подшипников.

3.9 подузел (subunit): Кольцо подшипника с телами качения или без них или кольцо подшипника с сепаратором и телами качения, или тела качения в сборе с сепаратором, которые могут быть свободно отделены от подшипника.

3.10 желобной подшипник (groove ball bearing): Радиальный или радиально-упорный шариковый подшипник с дорожками качения в форме желоба, поперечное сечение которого представляет собой дугу окружности радиусом, превышающим половину диаметра шарика.

3.11 базовый типоразмер (basic type): Типоразмер подшипника, имеющий наиболее широко применяемую конструкцию.

Примечание - В условном обозначении подшипника базового типоразмера присутствуют основные знаки по ГОСТ 3189 либо основные и дополнительные знаки, если они характеризуют первоначальную конструкцию подшипника.

Примеры

1 205.

2 42726ЛМ.

3.12 модификация базового типоразмера (modification of basic type): Типоразмер подшипника, имеющий тип, конструктивную разновидность и габаритные размеры соответствующего базового типоразмера, но отличающийся особенностями внутренней конструкции, определяемыми в условном обозначении дополнительными знаками.

Примеры

1 72-205ШЗ.

2 42726Л4М.

3.13 съемное кольцо (separable bearing ring): Кольцо подшипника, которое может быть независимо и свободно отделено от собранного подшипника качения.

3.14 взаимозаменяемое кольцо (interchangeable bearing ring): Съемное кольцо подшипника, которое можно заменить другим кольцом одноименного подшипника без ухудшения рабочих характеристик этого подшипника.

3.15 номинальная ширина упорного борта (nominal outer ring flange width): Расстояние между двумя теоретическими торцами упорного борта наружного кольца.

3.16 единичная ширина упорного борта (single outer ring flange width): Расстояние между точками пересечения двух действительных торцов упорного борта наружного кольца с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к опорному торцу упорного борта.

3.17 номинальная монтажная высота внутреннего подузла (nominal effective width of inner subunit): Расстояние между широким теоретическим торцом внутреннего подузла и теоретическим базовым торцом образцового наружного кольца конического роликового подшипника.

3.18 действительная монтажная высота внутреннего подузла (actual effective width of inner subunit): Расстояние между точками пересечения оси внутреннего подузла конического роликового подшипника с двумя плоскостями, одна из которых является касательной к действительному широкому торцу внутреннего подузла, а другая является касательной к базовому торцу образцового наружного кольца.

Примечание - Дорожки качения внутреннего кольца и образцового наружного кольца и упорный бортик широкого торца внутреннего кольца должны находиться в контакте со всеми роликами.

3.19 номинальная монтажная высота наружного кольца (nominal effective width of outer ring): Расстояние между широким теоретическим торцом наружного кольца и теоретическим базовым торцом образцового внутреннего подузла конического роликового подшипника.

Примечание - Для однорядного конического роликового подшипника с упорным бортом на наружном кольце номинальная монтажная высота наружного кольца равна расстоянию между теоретическим опорным торцом упорного борта и теоретическим базовым торцом образцового внутреннего подузла.