Статус документа
Статус документа

Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности при производстве грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте

2.1. Анализ статистических данных о пожарах на стационарных объектах, подвижном составе и погрузочно-разгрузочных машинах

2.1.1. Анализ статистических данных о пожарах показал, что в зданиях, сооружениях, подвижном составе и контейнерах, на погрузочно-разгрузочных машинах грузовых и товарных станций и механизированных дистанций погрузочно-разгрузочных работ за период с 1991 по 1998 год произошло 890 случаев пожаров. Причем наибольшее их количество произошло на Московской (12,6%), Октябрьской (10,9%), Приволжской (10,1%), Северо-Кавказской (8,4%), Северной (7,1%), Свердловской (6,7%) и Куйбышевской (6,2%) железных дорогах. Это составляет 62,0% случаев пожаров от общего их количества на сети железных дорог России.

Следует отметить, что основная часть пожаров (65,0%) приходится на 1991-1993 годы. За последние пять лет из-за сокращения объема погрузочно-разгрузочных работ на объектах хозяйства грузовой и коммерческой работы произошло 35,0% случаев пожаров от общего их числа за восемь рассматриваемых лет.

2.1.2. Распределение случаев пожаров по виду стационарных объектов и передвижных средств приведено в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Распределение случаев пожаров по виду стационарных объектов и передвижных средств

N п/п

Наименование стационарных объектов и передвижных средств

Количество случаев пожаров по годам

Общее число слу-
чаев

% от общего числа слу-
чаев

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1

Складские здания и помещения

11

9

6

5

2

-

-

2

35

4,0

2

Открытые склады

6

7

5

8

1

-

-

-

27

3,0

3

Производ-
ственные здания

19

17

12

17

1

1

-

-

67

7,5

4

Служебно-бытовые здания и помещения

16

14

8

8

4

4

4

2

60

6,7

5

Контейнер-
ные площадки

6

4

1

2

-

1

-

1

15

1,7

6

Подвижной состав

174

142

105

46

62

58

31

50

668

75,1

7

Погрузочно-разгрузоч-
ные машины

7

4

3

2

1

1

-

-

18

2,0

ИТОГО

239

197

140

88

71

65

35

55

890

100,0

          

Из таблицы 2.1 следует, что 77,1% случаев пожаров приходится на передвижные средства, из которых абсолютное их число случаев произошло в подвижном составе (75,1%). На стационарных объектах произошло менее четверти всех пожаров (22,9%). Это обстоятельство свидетельствует о повышении уровня пожарно-профилактической работы на стационарных объектах и его снижении при погрузочно-разгрузочных работах и в передвижном процессе.

2.1.3. Из 222 случаев пожаров на стационарных объектах 30,2% составляют пожары в производственных зданиях, 28,0% - пожары в закрытых и открытых складах, 27,0% - пожары в служебно-бытовых зданиях и 6,8% - пожары на контейнерных площадках.

Основные причины пожаров на стационарных объектах приведены в таблице 2.2.



Таблица 2.2

Распределение случаев пожаров по причинам их возникновения на стационарных объектах

N п/п

Наименование подвижного состава

Количество случаев

% от общего числа случаев

1

Неисправность приборов отопления

18

8,8

2

Неисправность электрооборудования

66

32,4

3

Недосмотр:

- за приборами отопления

8

3,9

- за электроприборами

20

9,8

4

Искры сварки

12

5,9

5

Неосторожное обращение с огнем

54

26,4

6

Поджог

12

5,9

7

Прочие*

14

6,9

ИТОГО

204

100,0

________________

* Примечание. Из 14 случаев пожаров 6 произошло от искр автопогрузчика, 6 - вследствие короткого замыкания аккумуляторных батарей, находящихся в контейнерах.


Из таблицы 2.2 видно, что 32,4% случаев пожаров (одна треть от общего числа) возникли из-за неисправности электрооборудования. Если же учесть недосмотр за электроприборами, то более 40,0% случаев пожаров произошло из-за нарушения правил устройства и технической эксплуатации электроустановок. К этой группе причин пожаров относятся следующие причины:

- неправильное определение взрывной или пожарной опасности зон, для которых подбираются те или иные установки при проектировании систем электроснабжения;

- отклонение от проектов электросистем при подборе и установке предохранительных и защитных устройств при монтаже электроустановок;

- нарушение правил технической эксплуатации электроустановок - короткое замыкание токопроводящих элементов, перегрузка электродвигателей и других установок, нагрев и воспламенение изоляции электропроводов из-за образования большого переходного сопротивления в местах их соединения, электрическая дуга и искрение, нагрев строительных конструкций и отделочных материалов при переходе (выносе) на них электрического напряжения из-за разрушения при старении или перетирании электроизоляции провода, превышение сетевого напряжения, установка (замена) предохранительных устройств и аппаратов защиты с завышенным током срабатывания или некалиброванными вставками;

- неисправность и нарушение правил эксплуатации компьютеров, электробытовых приборов, освещения и т.п.

Значительное количество пожаров произошло из-за неосторожного обращения с огнем. По этой причине произошло 26,4% случаев пожаров от общего их числа на стационарных объектах. К этой группе причин пожаров относятся следующие подгруппы:

- курение в неустановленном месте, попадание непотушенных спичек и окурков в горючую среду, занос или переброска ветром, воздушными потоками, образующимися от вентиляционных установок, тлеющих окурков на горючие материалы и вещества;

- использование открытого огня (отогревание замерзших труб водоснабжения, холодных двигателей автотехники горящими паяльными лампами, факелами, кострами), применение костров для оттаивания промерзшего грунта вблизи сгораемых строений и другие.

Третье место занимает группа причин пожаров, возникших из-за неправильного устройства и неисправности приборов отопления и нарушения правил пожарной безопасности (ППБ) при их эксплуатации. От этой группы причин произошло 12,7% случаев пожаров. В неё вошли следующие подгруппы причин пожаров:

- нарушение требований строительных норм и правил в части ограниченного применения печного отопления в производственных зданиях, служебно-бытовых зданиях и помещениях и необеспечение его безопасности при проектировании: отсутствие необходимых отступок и разделок топочных пространств печей и дымоходов от сгораемых конструкций, устройство печей на недостаточно жестких или сгораемых основаниях, использование в качестве дымоходов вентиляционных каналов, асбестоцементных труб, в которых при высоких температурах образуются трещины и сквозные отверстия;

- нарушение ППБ при эксплуатации печей и дымоходов: отсутствие контроля за их исправностью, перекал печей и дымоходов при продолжительной топке, несвоевременная очистка дымоходов от сажи, применение для растопки печей легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (ЛВЖ и ГЖ), оставление без присмотра топящихся печей на длительное время.

Другие причины распределились следующим образом: 6,9% случаев пожаров возникло в результате поджога, 5,9% - из-за нарушения ППБ при проведении сварочных работ. В группу "прочие" причины (6,9% от общего их числа) вошли причины пожаров, которые не имеют кода согласно "Инструкции по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них на железнодорожном транспорте" (ЦУО/130). К ним относятся 2,7% случаев пожаров, произошедших от искр автопогрузчиков при проведении погрузочно-разгрузочных работ в закрытых складах и на платформах складов и 2,7% случаев пожаров вследствие короткого замыкания аккумуляторных батарей, находящихся в контейнерах на контейнерной площадке.