Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ЕН 1986-2-2011

Группа Д25

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Автомобили с электрической тягой

ИЗМЕРЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

Часть 2

Гибридные транспортные средства

Electrically propelled road vehicles. Measurement of energy performances. Part 2. Hybrid vehicles

ОКС 43.120

ОКП 45 1120

         45 1461

Дата введения 2012-03-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык европейского стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июня 2011 г. N 119-ст


4 Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту ЕН 1986-2:2001* "Автомобили с электрической тягой. Измерение энергетических характеристик. Часть 2. Термоэлектрические автомобили" (EN 1986-2:2001 "Electrically propelled road vehicles - Measurement of energy performances - Part 2: Thermal electric hybrid vehicles)".

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных европейских стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА


5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Европейский стандарт ЕН 1986-2 разработан Техническим комитетом СЕН/ТК 301 "Автомобили с электрической тягой", секретариатом которого руководит AFNOR.

Областью компетенции Технического комитета СЕН/ТК 301 являются дорожные транспортные средства с электрической тягой (далее - ТС), объединяющие широкий диапазон ТС (определения - в ЕН 13447:2001), которые можно подразделить следующим образом:

- электромобили. ТС с электрической тягой, не требующие создания специальной инфраструктуры и оснащенные силовыми установками, питаемыми исключительно электрической энергией;

- ТС с электрической трансмиссией. ТС данного типа находятся в области компетенции СЕН/ТК 301, но рассматриваются как обычные ТС (ТС с двигателями внутреннего сгорания), оснащенные особым типом трансмиссии (разработка стандартов не требуется);

- гибридные ТС, мощность теплового двигателя в которых настолько мала по сравнению с мощностью электрической силовой установки, что с точки зрения измерения энергетических характеристик эти ТС можно рассматривать как электромобили*;

________________

* Чтобы иметь возможность использовать существующие измерительные средства.


- ТС с электрической тягой, не требующие специальной инфраструктуры, называемые в настоящее время гибридными ТС. ТС этого типа могут работать с нулевым уровнем вредных выбросов;

- ТС с электрической тягой, требующие создания специальной инфраструктуры (исключены из области распространения настоящего стандарта).

Гибридным ТС посвящено большое количество работ, однако их свойства исследованы далеко не полностью, что, в частности, связано с наличием нескольких (двух и более) режимов работы их энергоустановок.

Под термином "гибридное транспортное средство" следует понимать ТС, приводимое в движение как электрической тягой, так и тепловым двигателем. Данное понятие отражает свойства, общие для всех гибридных ТС.

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает процедуру определения дистанции пробега на электрической тяге без подзарядки батареи и процедуру определения потребления энергии для гибридных транспортных средств (далее - ТС) категорий М, N, М по Директиве 92/53/ЕЕС* и L, L, L по Директиве 92/61/EEC**.

________________

*** Категории M, М, N, N по Директиве 92/53/ЕЕС и категории L, L, L по Директиве 92/61/ЕЕС соответствуют категориям по ГОСТ Р 52051-2003.


Настоящий стандарт применяется к ТС указанных выше категорий, чей пробег на электрической тяге и потребление энергии могут определяться согласно уже существующим положениям для обычных ТС (с двигателями внутреннего сгорания) соответствующих категорий.

     2 Нормативные ссылки

Настоящий стандарт содержит положения из других публикаций в виде датированных или недатированных ссылок. Эти нормативные ссылки цитируются в соответствующих пунктах настоящего стандарта, а сами публикации перечислены ниже. При датированных ссылках последующие изменения или пересмотры любой из указанных публикаций относятся к настоящему стандарту только в том случае, если они включены в него в виде изменения или пересмотра. При недатированных ссылках применяется самое последнее издание публикации, на которую дается ссылка.

ЕН 1821-1:1996 Транспорт дорожный электрический. Измерение свойств управляемости на дорогах. Часть 1. Чистые электромобили (EN 1821-1:1996, Electrically propelled road vehicles - Measurement of road operating ability - Part 1: Pure electric vehicles)

EH 1986-1:1997 Автомобили с электрической тягой. Определение энергетических характеристик. Часть 1. Электромобили (EN 1986-1:1997, Electrically propelled road vehicles - Measurement of energy performances - Part 1: Pure electric vehicles)

EH 13447:2001 Электрические дорожно-транспортные средства. Терминология (EN 13447:2001, Electrically propelled road vehicles - Terminology)

EH ИСО 3675:1998 Нефть сырая и жидкие нефтепродукты. Лабораторное определение плотности или относительной плотности. Метод с применением ареометра (ИСО 3675:1998) (EN ISO 3675:1998, Crude petroleum and liquid petroleum products - Laboratory determination of density - Hydrometer method (ISO 3675:1998))

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 ТС на электрической тяге (electrically propelled road vehicle): TC, в котором электрическая энергия преобразуется электрической машиной (машинами) в механическую энергию для создания тягового усилия.

3.2 гибридное ТС (electric hybrid (road) vehicle): ТС, в котором один из обратимых источников энергии вырабатывает электрическую энергию.

3.3 гибридное ТС с тепловым двигателем (thermal electric hybrid vehicle): Гибридное ТС, силовая установка которого включает тепловой двигатель.

Примечание - ТС, оборудованные электромашинами, которые являются вспомогательным оборудованием теплового двигателя (например, стартер) или регуляторами нагрузки двигателя или служат для питания другого электрооборудования автомобиля, не относятся к гибридным, поскольку используемые в них электромашины не создают тяговое усилие.

3.4 режим электрической тяги (pure electric mode): Режим работы силовой установки, в котором только вторичный (обратимый) бортовой источник электрической энергии обеспечивает движение ТС. Режим электрической тяги может включаться водителем вручную или автоматически системой управления энергоустановкой.

3.5 режим тяги от теплового двигателя (pure thermal mode): В гибридном ТС с тепловым двигателем - режим, выбираемый водителем, при котором движение ТС обеспечивается только одним неэлектрическим бортовым источником энергии, в состав которого входит тепловой двигатель. В этом случае вторичный (обратимый) электрический источник энергии не используется совсем, даже для рекуперации энергии.

3.6 гибридный режим (для гибридных ТС) (hybrid mode (for an electric hybrid vehicle)): Режим, отличный от выбираемого водителем вручную режима электрической тяги и режима тяги от теплового двигателя. В этом режиме все бортовые источники энергии могут давать энергию для движения ТС, работая в соответствии с алгоритмом управления энергоустановкой. Гибридный режим включает и режим электрической тяги, если последний выбирается автоматически системой управления.

3.7 гибридное ТС с силовой установкой последовательного типа (series electric hybrid vehicle): Гибридное ТС, в котором все бортовые источники энергии вырабатывают электрическую энергию.

3.8 гибридное ТС с силовой установкой параллельного типа (parallel electric hybrid vehicle): Гибридное ТС, в котором тяговое усилие создается электрическим силовым агрегатом и/или бортовым источником энергии неэлектрического типа, который вырабатывает механическую энергию, через трансмиссию, которая может быть общей или раздельной для электрического и неэлектрического силовых агрегатов.

3.9 электрический силовой агрегат (electric drive train): Электрический двигатель (двигатели) и его силовой преобразователь (преобразователи), которые используют для создания тягового усилия.

3.10 электрический силовой привод (electric power train): Привод, в котором электрическая энергия, полученная от бортового источника энергии, преобразуется в механическую энергию и передается к ведущим колесам для создания тягового усилия.

3.11 электрическая силовая установка (electric traction system): Комбинация электрического силового привода и бортового источника электрической энергии.

3.12 бортовой источник энергии (on board energy source): Составная часть силовой установки, включающая, как минимум, накопитель (накопители) энергии, а также, возможно, в некоторых случаях преобразователь (преобразователи), трансмиссию (трансмиссии), вспомогательные устройства. Бортовой источник энергии снабжает силовой привод энергией для создания тягового усилия.

Примеры

1 В ТС с электрической тягой (электромобиле) бортовой источник энергии может состоять из следующих компонентов:

- накопитель: электрохимическая аккумуляторная батарея;

- система передачи энергии: бортовая силовая электрическая сеть;

- вспомогательное оборудование: система регулирования температурного режима батареи, бортовое устройство зарядки батареи, система электрической защиты.

2 В гибридном ТС с силовой установкой последовательного типа необратимый источник энергии может состоять из следующих компонентов:

- накопитель: бензобак;

- система передачи энергии: двигатель-генераторная установка (ДГУ), включающая двигатель внутреннего сгорания, генератор и электрический преобразователь;

- вспомогательное оборудование: электронные контроллеры и система охлаждения.

3.13 необратимый (первичный) бортовой источник электрической энергии (onboard primary electric energy source): Система, которая хранит энергию и передает электрическую энергию необратимым путем.

Примеры

1 Электрохимический генератор (топливные элементы), топливо для которого может быть жидким или газообразным (кислород или воздух). На выходе из генератора получаются электрическая энергия и продукты химических реакций.

2 ДГУ, топливо для которой хранится в топливном баке и может быть жидким или газообразным, включающая тепловой двигатель и генератор. На выходе ДГУ получается электрическая энергия.

3.14 обратимый (вторичный) бортовой источник электрической энергии (onboard secondary electric energy source): Вторичный бортовой источник электрической энергии, являющийся обратимым. Он хранит электрическую энергию в химической или электростатической форме. На вход вторичного источника подается электрическая энергия; на выходе источника получается тоже электрическая энергия.

     4 Измерение пробега в режиме электрической тяги

Процедура измерения пробега гибридного ТС в режиме электрической тяги аналогична описанной в разделе 6 стандарта ЕН 1986-1 для ТС с электрической тягой. В данном случае критерием (альтернативным описанному в ЕН 1986-1) окончания испытания является включение теплового двигателя.

Результаты испытаний могут быть оформлены по образцу, приведенному в приложении Е.

     5 Измерение потребления электрической энергии при движении в режиме электрической тяги

Процедура измерения потребления электрической энергии гибридным ТС с тепловым двигателем при движении в режиме электрической тяги аналогична той, что описана в разделе 5 стандарта ЕН 1986-1 для ТС с электрической тягой.

Если максимальный пробег гибридного ТС в режиме электрической тяги меньше, чем расстояние, указанное в разделе 5 ЕН 1986-1 [т.е. семь испытательных циклов N 1 (общее расстояние около 28 км) или два испытательных цикла N 2 (общее расстояние около 22 км)], то испытание может быть проведено с использованием наибольшего целого числа циклов [испытательный цикл N 1 (расстояние около 4 км) или испытательный цикл N 2 (расстояние около 11 км)], соответствующего измеренному максимальному пробегу ТС в режиме электрической тяги.

Если максимальный пробег гибридного ТС в режиме электрической тяги меньше, чем путь в одном испытательном цикле N 1, то процедура измерения потребления электрической энергии не применима.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs