ГОСТ Р ЕН 1986-1-2011
Группа Д25
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобили с электрической тягой
ИЗМЕРЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
Часть 1
Электромобили
Electrically propelled road vehicles. Measurement of energy performances. Part 1. Pure electric vehicles
ОКС 43.120
ОКП 45 1120,
45 1461
Дата введения 2012-03-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе собственного аутентичного перевода на русский язык европейского стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 056 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 июня 2011 г. N 118-ст
4 Настоящий стандарт является идентичным по отношению к европейскому стандарту ЕН 1986-1:1997* "Автомобили с электрической тягой. Измерение энергетических характеристик. Часть 1. Электромобили" (EN 1986-1:1997 "Electrically propelled road vehicles - Measurement of energy performances. Part 1: Pure electric vehicles").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных и европейских стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт устанавливает процедуру измерения дистанции пробега и потребления энергии транспортными средствами с электрической тягой (далее - ТС).
Настоящий стандарт распространяется на ТС категорий М, М, N, N по Директиве 92/53/ЕЕС* и L, L, L по Директиве 92/61/ЕЕС**.
_______________
*** Категории M, М, N, N по Директиве 92/53/ЕЕС и категории L, L, L по Директиве 92/61/ЕЕС соответствуют категориям по ГОСТ Р 52051-2003.
Настоящий стандарт не распространяется на электрические гибридные ТС или ТС с дополнительным источником тяги кроме электрической.
Примечание - Автомобиль с электрической тягой также называют электромобилем.
Настоящий стандарт содержит положения из других публикаций в виде датированных или недатированных ссылок. Эти нормативные ссылки цитируются в соответствующих пунктах настоящего стандарта, а сами публикации перечислены ниже. При датированных ссылках последующие изменения или пересмотры любой из указанных публикаций относятся к настоящему стандарту только в том случае, если они включены в него в виде изменения или пересмотра. При недатированных ссылках применяется самое последнее издание публикации, на которую дается ссылка.
ЕН 1821-1:1996 Транспорт дорожный электрический. Измерение свойств управляемости на дорогах. Часть 1. Чистые электромобили (EN 1821-1:1996, Electrically propelled road vehicles - Measurement of road operating ability - Part 1: Pure electric vehicles)
МЭК 687:1992 Статические счетчики электроэнергии переменного тока (классов 0,2 S и 0,5 S) (IEC 687:1992, Alternating current static watt-hour meters for active energy (classes 0,2 S and 0,5 S))
В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 потребление энергии (energy consumption): Отнесенное к пройденному расстоянию количество электрической энергии (Вт·ч/км), полученной при зарядке батареи от сети, которое ТС израсходовало при выполнении испытательных циклов N 1 и 2 (4.1), начав двигаться при полностью заряженной батарее.
3.2 пробег без подзарядки аккумулятора (range): Расстояние, которое прошло ТС при выполнении испытательного цикла N 2, начав двигаться при полностью заряженной батарее (см. пункт 7.1.3 ЕН 1821-1:1996) и закончив движение в соответствии с критерием окончания испытания.
Испытательный цикл N 1 (рисунок 1) представляет собой городской цикл, состоящий из четырех элементарных городских циклов. Его теоретическая средняя скорость равна 18,77 км/ч.
1 - городской цикл = испытательный цикл N 1; 2 - загородный цикл (рисунок 3);
3 - элементарный городской цикл (рисунок 2); 1 + 2 = испытательный цикл N 2
Рисунок 1 - Испытательные циклы
Испытательный цикл N 2 состоит из двух частей (рисунок 1):
- городского цикла, состоящего из четырех элементарных городских циклов;
- загородного цикла.
Средняя скорость цикла N 2 составляет 33,6 км/ч.
Примечание - Эти циклы идентичны тем, которые описаны в Директиве 91/441/ЕЕС, с отличиями только в последовательности переключений передач.
В случае если ТС оснащено коробкой передач с ручным управлением и несколькими передачами, водитель-испытатель должен переключать передачи, чтобы точно отслеживать задаваемую циклом скорость.
Если силовая установка ТС имеет несколько режимов работы (спортивный, комфортный, экономичный и т.д.), которые могут быть выбраны водителем-испытателем, то при испытаниях необходимо выбрать режим, позволяющий наиболее точно отслеживать задаваемую циклом скорость.
4.1.1 Городской цикл
Городской цикл состоит из четырех элементарных городских циклов длительностью по 195 с каждый; его общая длительность составляет 780 с. Описание элементарного городского цикла приведено на рисунке 2 и в таблице 1.
Примечание - 1-18 соответствуют операциям таблицы 1.
Рисунок 2 - Элементарный городской цикл
Таблица 1 - Элементарный городской цикл
N операции (см. рису- | Тип операции | N режима движе- | Ускорение, м/с | Скорость, км/ч | Длительность операции, с | Длительность режима движения, с | Общее время, с | ||
1 | Остановка | 1 | 0,00 | 0 | 11 | 11 | 11 | ||
2 | Ускорение | 2 | 1,04 | От 0 до 15 | 4 | 4 | 25 | ||
3 | Установившееся движение | 3 | 0,00 | 15 | 8 | 8 | 23 | ||
4 | Замедление | 4 | Минус 0,83 | От 15 до 0 | 5 | 5 | 28 | ||
5 | Остановка | 5 | 0,00 | 0 | 21 | 21 | 49 | ||
6 | Ускорение | 6 | 0,69 | От 0 до 15 | 6 | 12 | 55 | ||
7 | Ускорение | 0,79 | От 15 до 32 | 6 | 61 | ||||
8 | Установившееся движение | 7 | 0,00 | 32 | 24 | 24 | 85 | ||
9 | Замедление | 8 | Минус 0,81 | От 32 до 0 | 11 | 11 | 96 | ||
10 | Остановка | 9 | 0,00 | 0 | 21 | 21 | 117 | ||
11 | Ускорение | 10 | 0,69 | От 0 до 15 | 6 | 26 | 123 | ||
12 | Ускорение | 0,51 | От 15 до 35 | 11 | 134 | ||||
13 | Ускорение | 0,46 | От 35 до 50 | 9 | 143 | ||||
14 | Установившееся движение | 11 | 0,00 | 50 | 12 | 12 | 155 | ||
15 | Замедление | 12 | Минус 0,52 | От 50 до 35 | 8 | 8 | 163 | ||
16 | Установившееся движение | 13 | 0,00 | 35 | 15 | 15 | 178 | ||
17 | Замедление | 14 | Минус 0,97 | От 35 до 0 | 10 | 10 | 188 | ||
18 | Остановка | 15 | 0,00 | 0 | 7 | 7 | 195 | ||
Общая характеристика цикла | |||||||||
Операции | Время, с | Доля, % | |||||||
Остановки | 60 | 30,76 | |||||||
Ускорения | 42 | 21,54 | |||||||
Установившееся движение | 59 | 30,26 | |||||||
Замедление | 34 | 17,44 | |||||||
Всего | 195 | 100 | |||||||
Теоретическая средняя скорость, км/ч | 18,77 | ||||||||
Время цикла, с | 195 | ||||||||
Теоретическое расстояние одного элементарного цикла, м | 1017 |
4.1.2 Загородный цикл
Описание загородного цикла дано на рисунке 3 и в таблице 2.