Статус документа
Статус документа

СТО-ГК "Трансстрой"-014-2007 Траншейная стена в грунте. Конструкция и технология сооружения для объектов транспортного строительства

6.2 Стены из монолитного железобетона

6.2.1 Для монолитных СВГ следует применять тяжелый конструкционный бетон плотной структуры, соответствующий ГОСТ 25192-82* и ГОСТ 26633-91*, и имеющий заданные проектом показатели, включая:

- класс по прочности на сжатие по ГОСТ 18105-86* не ниже В20;

- марку по водонепроницаемости по ГОСТ 12730.5-84* не ниже W6;

- марку по морозостойкости по ГОСТ 10060.1-95 не ниже F100.

Проектные показатели бетона СВГ определяются в зависимости назначения и условий работы конструкции.

6.2.2 В бетоне конструкций СВГ не допускаются непробетонированные места, включения грунта и глинистого раствора, уменьшение толщины защитного слоя и обнажение арматуры, продольные холодные швы, а также трещины, за исключением поверхностных усадочных.

6.2.3 Траншейные СВГ следует устраивать с разбивкой на отдельные секции, бетонируемые в захватках траншеи последовательно или через одну. Объем секции должен быть, как правило, не более 100-120 м.

6.2.4 Для обеспечения совместной работы секций должны быть предусмотрены соответствующие конструктивные решения их стыков и монолитная обвязка по верху СВГ с непрерывным горизонтальным армированием. Конструкция и технология устройства стыков секций устанавливаются проектом в зависимости от назначения и конструктивных особенностей СВГ (рисунок 2). Нерабочие (конструктивные) стыки должны противодействовать взаимному сдвигу секций в поперечном направлении. Они выполняются без перепуска и соединения арматуры смежных захваток.


а - шарнирный стык, образуемый извлекаемым трубчатым элементом или полутрубой в составе арматурного каркаса; б-е - варианты стыков со стальным профильным извлекаемым или остающимся разделительным элементом; ж-з - варианты стыков с железобетонным разделительным элементом

Рисунок 2 - Принципиальные конструктивные решения стыков монолитной стены в грунте

Конструкция рабочего стыка должна обеспечить восприятие растягивающих усилий и совместную работу секций СВГ в продольном направлении, для чего необходимо предусмотреть соединение рабочей арматуры соседних секций.

6.2.5 Конструкция и технология устройства стыков отдельных секций должны соответствовать требованиям по водонепроницаемости СВГ в целом. Для обеспечения водонепроницаемости стыков возможны следующие типовые решения:

- применение противофильтрационных элементов из профильной резины или из металла, устанавливаемых перед бетонированием на границе смежных захваток;

- заполнение конструктивных шпонок между секциями по вибронабивной технологии в соответствии с ВСН 488-86;

- применение стационарных ограничителей, остающихся в теле бетона и снабженных противофильтрационными элементами;

- повышение темпов и качества укладки за счет применения напорного бетонирования и виброуплотнения, что улучшает сцепление бетона соседних секций, препятствуя образованию плотной глинистой корки по их торцам.

6.2.6 Деформационные швы в несущих СВГ должны располагаться с шагом, предусмотренным проектом в стыках соответствующих секций, а их конструкция выполняться с учетом требований по водонепроницаемости.

6.2.7 Армирование монолитных СВГ следует производить при помощи пространственных каркасов (рисунок 3) длиной на 200-300 мм менее глубины траншеи, шириной на 100-150 мм менее длины захватки, толщиной - на 60-150 мм менее ширины траншеи. Толщина защитного слоя бетона для рабочей арматуры стен при отсутствии грунтовых вод должна быть не менее диаметра рабочей арматуры, но не менее 30 мм. Для постоянных конструкций, работающих в агрессивных средах, толщина защитного слоя бетона и, соответственно, толщина каркаса должны назначаться с учетом требований СНиП 2.03.11-85.


1 - рабочая арматура; 2 - направляющие; 3 - места установки бетонолитных труб

Рисунок 3 - Конструкция арматурных каркасов

6.2.8 При глубине траншеи более 12 м каркас, как правило, должен состоять из отдельных блоков, стыкуемых по высоте при опускании в траншею. Стык арматурных блоков должен производиться сваркой выпусков продольной арматуры с обеспечением равнопрочности в соответствии с ГОСТ 14098-91. Длину блоков следует назначать, избегая размещения стыков в зонах максимальных расчетных усилий. Количество типоразмеров арматурных каркасов и составляющих их блоков должно быть минимально возможным.

6.2.9 Каркасы должны обладать достаточной жесткостью, исключающей возможные деформации при их транспортировке и подъеме в вертикальное положение. Жесткость каркаса достигается введением в его состав диагональных поперечных связей или прокатных профилей.

6.2.10 В качестве элементов каркаса следует преимущественно применять:

- горячекатаную арматуру класса А-II и А-III по ГОСТ 5781-82* и термически упрочненную стержневую свариваемую арматуру классов Ат-III; Ат-IV по ГОСТ 10884-94 для рабочей стержневой арматуры;

- горячекатаную арматуру классов А-II и A-I по ГОСТ 5781-82* для поперечной конструктивной и монтажной арматуры;

- двутавры стальные горячекатаные по ГОСТ 8239-89 (СТ СЭВ 2209-80) и ГОСТ 26020-83; швеллеры стальные горячекатаные по ГОСТ 8240-97 (СТ СЭВ 2210-80) при балочно-арматурных каркасах (рисунок 4 а) в качестве жесткой арматуры и неизвлекаемых ограничителей;

- элементы стальных труб по ГОСТ 10704-91 для закладных и ограничителей (рисунок 4 б);