ГОСТ Р ИСО 22935-1-2011
Группа Н19
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОЛОКО И МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ
Органолептический анализ
Часть 1
Общее руководство по комплектованию, отбору, обучению и мониторингу экспертов
Milk and milk products. Sensory analysis. Part 1. General guidance for the recruitment, selection, training and monitoring of assessors
ОКС 03.100.30
67.100.01
ОКСТУ 9209
Дата введения 2013-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила изменения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") при участии Государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт маслоделия и сыроделия" Российской академии сельскохозяйственных наук (ГНУ "ВНИИМС") на основе аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 335 "Методы испытаний агропромышленной продукции на безопасность"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 июля 2011 г. N 169-ст
4 Настоящий стандарт является идентичным по отношению к международному стандарту ИСО 22935-1:2009* "Молоко и молочные продукты. Органолептический анализ. Часть 1. Общее руководство по комплектованию, отбору, обучению и мониторингу экспертов" (ИСО 22935-1:2009 "Milk and milk products - Sensory analysis - Part 1: General guidance for the recruitment, selection, training and monitoring of assessors").
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие национальные стандарты Российской Федерации и межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт содержит общее руководство по комплектованию, отбору, обучению экспертов и мониторингу их работы по органолептическому анализу молока и молочных продуктов.
Стандарт устанавливает критерии отбора, методы обучения и мониторинга отобранных экспертов и квалифицированных специалистов по органолептической оценке молока и молочных продуктов. Стандарт дополняет информацию, представленную в ИСО 8586-1 и ИСО 8586-2, касающуюся экспертов.
Следующие ссылочные нормативные стандарты* являются обязательными при применении настоящего стандарта. Для датированных ссылок применяют только цитированное издание стандарта. Для недатированных ссылок необходимо использовать самое последнее издание стандарта (включая любые изменения).
_______________
* Таблицу соответствия национальных (межгосударственных) стандартов международным см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
ИСО 4120 Органолептический анализ. Методология. Метод треугольника
ИСО 4121 Органолептический анализ. Руководящие указания по применению шкалы количественных результатов
ИСО 5492:2008 Органолептический анализ. Словарь
ИСО 5496 Органолептический анализ. Методология. Начальное обучение и тренировки дегустаторов по обнаружению и распознаванию запахов
ИСО 6658 Органолептический анализ. Методология. Общее руководство
ИСО 8586-1:1993 Органолептический анализ. Общее руководство по отбору, обучению и контролю экспертов. Часть 1. Отобранные эксперты
ИСО 8586-2 Органолептический анализ. Общее руководство по отбору, обучению и контролю экспертов. Часть 2. Эксперты по органолептической оценке
ИСО 8587 Органолептический анализ. Методология. Ранжирование
ИСО 8589 Органолептический анализ. Руководство по проектированию помещений для исследований
ИСО 22935-2:2009 Молоко и молочные продукты. Органолептический анализ. Часть 2. Рекомендуемые методы органолептической оценки
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 4121, ИСО 5496, ИСО 6658, ИСО 8586-1, ИСО 8586-2 и ИСО 8589, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 органолептический анализ (sensory analysis): Научный метод оценки органолептических характеристик продукта с помощью органов чувств [ИСО 5492, 1.1].
3.2 отобранный эксперт (selected assessor): Эксперт, выбранный за его/ее способность проводить органолептический анализ [ИСО 5492, 1.6].
3.3 эксперт по органолептической оценке (expert sensory assessor): Отобранный эксперт, демонстрирующий сенсорную восприимчивость, получивший хорошую подготовку и опыт проведения органолептического анализа; человек, способный к проведению постоянных и повторяющихся органолептических исследований для оценки различных продуктов [ИСО 5492, 1.8].
Примечание - Примером "различных продуктов" являются "молочные продукты".
3.4 дегустационная комиссия (sensory panel): Группа экспертов, принимающая участие в органолептическом анализе [ИСО 5492, 1.9].
3.5 метод подсчета баллов (scoring): Оценка продукта (или характеристик продукта) путем присвоения оцениваемому продукту или его характеристикам баллов, имеющих математическое значение [ИСО 5492, 4.7].
3.6 технические условия на продукт (product specification): Документ, содержащий требования к продукту.
3.7 классификация продуктов (classification): Метод распределения по категориям [ИСО 5492, 4.5].
3.8 признак, параметр (attribute): Ощущаемая характеристика [ИСО 5492, 1.3].
3.9 внешний вид (appearance): Все видимые признаки вещества или объекта [ИСО 5492, 3.1].
Примечание - Для молочного продукта видимые признаки могут быть как внутренними, так и внешними, и включают форму, цвет и глазки в сыре.
3.10 консистенция (consistency): Механический признак, воспринимаемый раздражением осязательных и визуальных рецепторов [ИСО 5492, 3.49].
3.11 осязательные ротовые ощущения (mouthfeel): Совмещенный анализ на основе ощущений в ротовой полости, относящихся к физическим или химическим признакам воздействия [ИСО 5492, 3.62].
3.12 осязательные пальцевые ощущения (fingerfeel): Совмещенный анализ на основе ощущений на пальцах, относящихся к физическим признакам воздействия.
3.13 аромат (flavour): Комплексное сочетание обонятельных, вкусовых и раздражающих ощущений, различаемых во время дегустации.
3.14 запах (odour): Ощущение, воспринимаемое органом обоняния при вдыхании некоторых летучих веществ [ИСО 5492, 3.18].
Набор кандидатов допускается проводить внутри компаний, предприятий или организаций (персонал лабораторий, производственный и административный персонал и т.д.), которые не занимаются данным проектом, или вне компании, со стороны. Кандидаты со стороны могут быть набраны по объявлению или с помощью устной рекламы. Кандидаты в дегустационную комиссию должны понимать, что потребуется определенное время для проведения отбора и фактической работы дегустационной комиссии. Следует набрать достаточно большое число кандидатов, чтобы выбрать среди них необходимое число кандидатов, а из них отобрать экспертов в дегустационную комиссию. Кандидаты для последующего обучения должны иметь хорошие личные данные для проведения органолептической оценки и пройти предварительный отбор:
a) с помощью тестов для оценки способности кандидатов воспринимать, различать и описывать органолептические признаки;
b) иметь общее представление о концепциях органолептического анализа;
c) отдавать предпочтение молочным продуктам или проявлять интерес к ним.
5.1 Форма отбора и требования
5.1.1 Общие положения
Потенциальные кандидаты в эксперты должны пройти две стадии отбора: интервью и органолептические тесты. Во время интервью кандидаты должны заполнить форму для предварительного отбора, в которой указывается время, которое они готовы посвятить работе в дегустационной комиссии, и любые имеющиеся проблемы со здоровьем: артрит, который может помешать оценке структуры продукта руками (осязательные, пальцевые ощущения), непереносимость лактозы, ношение зубных протезов, курение и т.д.
Чтобы оценить способность потенциального кандидата распознавать специфические вкусы или аромат разной интенсивности, следует использовать ароматные водные растворы и молочные продукты. Потенциальный кандидат должен распознавать конкретный аромат, присущий некоторым составным молочным продуктам. Каждое из следующих трех испытаний занимает у кандидата от 45 мин до 1 ч. Эти упражнения по отбору приводятся только для примера и могут быть адаптированы к области действия конкретного кандидата. Семинары, описанные в 5.1.2-5.1.4, можно разбить на более мелкие или более крупные курсы, в зависимости от имеющегося в наличии времени.
5.1.2 Семинар 1. Распознавание основного запаха и вкуса
Тест | Ссылка | Результат |
1 | 5.3.1 | Распознавание запаха |
2 | 5.3.2 | Распознавание основного вкуса |
3 | 5.3.3, стол 5 | Классификация по основному вкусу - сладкий |
4 | 5.3.3, стол 6 | Классификация по основному вкусу - кислый |
5 | 5.3.3, стол 7 | Классификация по основному вкусу - соленый |
6 | 5.3.3, стол 8 | Классификация по основному вкусу - горький |
5.1.3 Семинар 2. Продукты из сухого молока и сливок | ||
Тест | Ссылка | Результат |
7 | 5.3.4, стол 11 | Метод треугольника - сухое молоко |
8 | 5.3.4, стол 12 | Метод треугольника - масло |
9 | 5.3.4, стол 12 | Метод треугольника - соленое масло |
10 | 5.3.5.2 | Обсуждение за круглым столом - оценка сливок |
11 | 5.3.3, стол 9 | Классификация по текстуре - насыщенная/кремообразная |
12 | 5.3.4, стол 11 | Метод треугольника - сухое молоко с истекшим сроком годности |
5.1.4 Семинар 3. Сыр | ||
Тест | Ссылка | Результат |
13 | 5.3.4, стол 13 | Метод треугольника - сыр |
14 | 5.3.5.1 | Обсуждение за круглым столом - оценка сыра |
15 | 5.3.4, стол 13 | Метод треугольника - горький сыр |
16 | 5.3.4, стол 14 | Метод треугольника - твердость сыра |
17 | 5.3.4, стол 14 | Метод треугольника - однородность сыра |