5.1 Конструкция и размеры колес класса точности изготовления 2 для колесных пар тележек грузовых и пассажирских вагонов локомотивной тяги, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов соответствуют рисункам А.1, А.2, А.3, А.4 (приложение А). Конструкции колес по рисункам А.2, А.3 и А.4 являются взаимозаменяемыми. Обозначения основных размеров колес приведены на рисунке 1. Поле допуска для основных размеров и отклонений формы колес указано в таблице 2.
Рисунок 1 - Основные размеры колес
Таблица 2 - Поле допуска для основных размеров и отклонения формы колес для колесных пар тележек грузовых и пассажирских вагонов локомотивной тяги, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов
Элемент колеса | Показатели | Обоз- | Поле допуска размеров и отклонения формы колес (мм) для классов точности изготовления | |
1 | 2 | |||
Обод | Диаметр по кругу катания | 8 | 14 | |
Диаметр внутренней поверхности обода с наружной стороны колеса | 5 | 10 | ||
Диаметр внутренней поверхности обода с внутренней стороны колеса | 5 | 10 | ||
Ширина | 2 | 3 | ||
Высота гребня | 1 | 1 | ||
Коробление | - | 0,3 | 0,4 | |
Развал | - | 0,3 | 0,5 | |
Поднутрение | - | 0,3 | 0,5 | |
Разность значений толщины по периметру колеса | - | 1 | 2 | |
Разность значений ширины по периметру колеса | - | 1 | 2 | |
Отклонение от круглости по кругу катания | - | 0,1 | 0,25 | |
Ступица | Диаметр наружной поверхности ступицы с наружной стороны колеса | 4 | 6 | |
Диаметр наружной поверхности ступицы с внутренней стороны колеса | 4 | 6 | ||
Диаметр отверстия | 4 | 4 | ||
Длина | 2 | 10 | ||
Расстояние от торцевой поверхности ступицы до боковой поверхности обода с внутренней стороны колеса | 2 | 5 | ||
Разностенность по периметру колеса | - | 2 | 4 | |
Отклонение от параллельности плоскостей - торцевой поверхности ступицы относительно боковой поверхности обода с внутренней стороны колеса | - | 1,5 | 2,5 | |
Эксцентриситет отверстия относительно круга катания колеса | - | 0,5 | 1 | |
Диск | Толщина у обода | 2 | 4 | |
Толщина у ступицы | 2 | 6 | ||
Разность значений толщины по периметру колеса | - | 1 | 2 |
Колеса других конструкций и размеров, колеса класса точности изготовления 1, а также колеса для колесных пар тележек пассажирских, грузовых и маневровых локомотивов, моторных вагонов электро- и дизель-поездов, специального железнодорожного подвижного состава изготавливают по конструкторской документации, согласованной при необходимости в порядке, установленном ГОСТ 15.902.
По согласованию с заказчиком для контроля предельно допустимой в эксплуатации толщины ободьев колес колесных пар железнодорожного подвижного состава на боковую поверхность ободьев с наружной стороны колес допускается наносить механическим способом кольцевую проточку. Рекомендуемые варианты кольцевых проточек представлены на рисунке 1а.
1, 2 - проточка по диаметру; 3 - проточка по толщине обода
_______________
* Размеры для справок.
** Размеры обеспечиваются инструментом.
Рисунок 1а* - Варианты кольцевой проточки на ободе колеса
________________
* Введен дополнительно, Изм. N 1.
Допускается изготовление колес с кольцевой проточкой, отличающейся по размерам и форме от проточек, приведенных на рисунке 1а, по конструкторской документации, согласованной с заказчиком. Диаметр расположения проточки на ободе колеса (варианты 1 и 2 на рисунке 1а) или толщина обода колеса с проточкой (вариант 3 на рисунке 1а) зависят от типа и области применения подвижного состава.
Они должны быть указаны в конструкторской документации на подвижной состав и в заказе на колеса в зависимости от выбранного варианта проточки.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.2 Профиль обода колес для колесных пар тележек грузовых и пассажирских вагонов локомотивной тяги, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов, специального железнодорожного подвижного состава соответствует рисунку Б.1 (приложение Б).
Профиль обода колес других конструкций для колесных пар тележек пассажирских, грузовых и маневровых локомотивов, моторных вагонов электро- и дизель-поездов должен соответствовать чертежам, согласованным при необходимости в порядке, установленном ГОСТ 15.902.
Допускается обработка профиля обода колес для колесных пар тележек пассажирских вагонов с конструкционной скоростью более 160 км/ч в соответствии с рисунком Б.3 (приложение Б).
Отклонение профиля обода от номинальной формы по вершине гребня - не более 1 мм, по поверхности катания и гребня - не более 0,5 мм.