Статус документа
Статус документа

ГОСТ 10791-2011 Колеса цельнокатаные. Технические условия (с Поправкой, с Изменением N 1)

     5 Конструкция и размеры

5.1 Конструкция и размеры колес класса точности изготовления 2 для колесных пар тележек грузовых и пассажирских вагонов локомотивной тяги, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов соответствуют рисункам А.1, А.2, А.3, А.4 (приложение А). Конструкции колес по рисункам А.2, А.3 и А.4 являются взаимозаменяемыми. Обозначения основных размеров колес приведены на рисунке 1. Поле допуска для основных размеров и отклонений формы колес указано в таблице 2.

      
Рисунок 1 - Основные размеры колес



Таблица 2 - Поле допуска для основных размеров и отклонения формы колес для колесных пар тележек грузовых и пассажирских вагонов локомотивной тяги, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов

Элемент колеса

Показатели

Обоз-
начение

Поле допуска размеров и отклонения формы колес (мм) для классов точности изготовления




1

2

Обод

Диаметр по кругу катания

8

14


Диаметр внутренней поверхности обода с наружной стороны колеса

5

10


Диаметр внутренней поверхности обода с внутренней стороны колеса

5

10


Ширина

2

3


Высота гребня

1

1


Коробление

-

0,3

0,4


Развал

-

0,3

0,5

Поднутрение

-

0,3

0,5


Разность значений толщины по периметру колеса

-

1

2


Разность значений ширины по периметру колеса

-

1

2


Отклонение от круглости по кругу катания

-

0,1

0,25

Ступица

Диаметр наружной поверхности ступицы с наружной стороны колеса

4

6


Диаметр наружной поверхности ступицы с внутренней стороны колеса

4

6


Диаметр отверстия

4

4


Длина

2

10


Расстояние от торцевой поверхности ступицы до боковой поверхности обода с внутренней стороны колеса

2

5


Разностенность по периметру колеса

-

2

4


Отклонение от параллельности плоскостей - торцевой поверхности ступицы относительно боковой поверхности обода с внутренней стороны колеса

-

1,5

2,5


Эксцентриситет отверстия относительно круга катания колеса

-

0,5

1

Диск

Толщина у обода

2

4


Толщина у ступицы

2

6


Разность значений толщины по периметру колеса

-

1

2



Колеса других конструкций и размеров, колеса класса точности изготовления 1, а также колеса для колесных пар тележек пассажирских, грузовых и маневровых локомотивов, моторных вагонов электро- и дизель-поездов, специального железнодорожного подвижного состава изготавливают по конструкторской документации, согласованной при необходимости в порядке, установленном ГОСТ 15.902.

По согласованию с заказчиком для контроля предельно допустимой в эксплуатации толщины ободьев колес колесных пар железнодорожного подвижного состава на боковую поверхность ободьев с наружной стороны колес допускается наносить механическим способом кольцевую проточку. Рекомендуемые варианты кольцевых проточек представлены на рисунке 1а.


1, 2 - проточка по диаметру; 3 - проточка по толщине обода

_______________

* Размеры для справок.

** Размеры обеспечиваются инструментом.

     Рисунок 1а* - Варианты кольцевой проточки на ободе колеса

________________

* Введен дополнительно, Изм. N 1.

Допускается изготовление колес с кольцевой проточкой, отличающейся по размерам и форме от проточек, приведенных на рисунке 1а, по конструкторской документации, согласованной с заказчиком. Диаметр расположения проточки на ободе колеса (варианты 1 и 2 на рисунке 1а) или толщина обода колеса с проточкой (вариант 3 на рисунке 1а) зависят от типа и области применения подвижного состава.

Они должны быть указаны в конструкторской документации на подвижной состав и в заказе на колеса в зависимости от выбранного варианта проточки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2 Профиль обода колес для колесных пар тележек грузовых и пассажирских вагонов локомотивной тяги, немоторных вагонов электро- и дизель-поездов, специального железнодорожного подвижного состава соответствует рисунку Б.1 (приложение Б).

Профиль обода колес других конструкций для колесных пар тележек пассажирских, грузовых и маневровых локомотивов, моторных вагонов электро- и дизель-поездов должен соответствовать чертежам, согласованным при необходимости в порядке, установленном ГОСТ 15.902.

Допускается обработка профиля обода колес для колесных пар тележек пассажирских вагонов с конструкционной скоростью более 160 км/ч в соответствии с рисунком Б.3 (приложение Б).

Отклонение профиля обода от номинальной формы по вершине гребня - не более 1 мм, по поверхности катания и гребня - не более 0,5 мм.