РД-АПК 3.00.01.01-08
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ИЗЛОЖЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ, СОГЛАСОВАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕКТОВ АПК
Дата введения 2008-09-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН: ФГНУ "РОСИНФОРМАГРОТЕХ", ФГНУ "НПЦ "ГИПРОНИСЕЛЬХОЗ", ФГУП "СНЦ "Росэкомелиовод"
2 ВНЕСЕН: ФГНУ "РОСИНФОРМАГРОТЕХ"
3 ОДОБРЕН: секцией "Техническая политика" НТС Минсельхоза России (протокол N 1 от 25 сентября 2006 г.)
4 ВЗАМЕН: РД-АПК 3.00.01.001-00
ВВЕДЕНИЕ
Система рекомендательных документов Агропромышленного комплекса Минсельхоза России в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления, ФЗ N 184 от 27.12.2002 г., на базе действующих в России строительных норм, правил, государственных и национальных стандартов в этой области.
Главная направленность вновь разрабатываемых рекомендательных документов Системы - защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.
Разрабатываемые в соответствии с настоящим "Порядком..." документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть добровольно соблюдены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.
1.1 Настоящий документ Системы рекомендательных документов Агропромышленного комплекса Минсельхоза России (далее - документ) устанавливает единые требования к разработке, изложению, оформлению, согласованию, утверждению и регистрации рекомендательных документов, разрабатываемых по заданию Минсельхоза России - Методических рекомендаций по технологическому проектированию, отраслевых методических строительных рекомендаций и других рекомендательных документов (инструкций, методик, норм, перечней, положений, методических положений, порядков, пособий, рекомендаций, методических рекомендаций, руководств, указаний, методических указаний, эталонов и др.).
1.2 Положения настоящего документа распространяются как на разработку вновь создаваемых рекомендательных документов, так и на переработку действующих до 1 июля 2007 г. в соответствии с ФЗ N 184 от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" документов (нормы технологического проектирования, ведомственные (отраслевые) строительные нормы и руководящие документы) в документы Системы рекомендательных документов Агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как подведомственными Федеральными научными учреждениями по тематическим планам по заказу Минсельхоза России за счет средств федерального бюджета и по Госконтрактам, полученным на конкурсной основе, так и другими организациями по Государственным Контрактам, полученным также на конкурсной основе, с Минсельхозом России.
1.3 Положения настоящего документа являются обязательными для предприятий и организаций, упомянутых в п.1.2 "Порядка....", разрабатывающих вновь и перерабатывающих ранее действующие отраслевые нормативные и рекомендательные документы в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, мелиорации земель, объектов сельскохозяйственного водоснабжения, объектов развития сельских территорий.
В настоящем документе использованы ссылки на следующие документы.
ФЗ N 184 от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании".
ГОСТ Р 1.2-2004. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов.
ГОСТ Р 1.5-2004. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования по построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
СНиП 10-01-94*. Система нормативных документов в строительстве. Основные положения.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
При пользовании настоящим документом целесообразно проверить действие указанных документов в информационной системе общего пользования по состоянию на 1 января текущего года (года использования документа).
3.1 Система рекомендательных документов Агропромышленного комплекса Минсельхоза России включает в себя следующие виды документов:
- методические рекомендации по технологическому проектированию, применяемые при проектировании вновь организуемых и реконструкции существующих объектов АПК: сельскохозяйственных предприятий, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, мелиорации земель, объектов сельскохозяйственного водоснабжения, объектов развития сельских территорий;
- отраслевые методические строительные рекомендации в развитие СНиПов, применяемых при проектировании и строительстве объектов АПК;
- рекомендательные документы Системы - порядки разработки, инструкции, инструкции о порядке разработки, методические рекомендации, рекомендации, ценники, пособия, руководства, справочные пособия, санитарные и ветеринарные требования, сборники элементных норм, эталоны и т.д., применяемые в области проектирования и строительства объектов АПК.
3.2 Методические рекомендации по технологическому проектированию, отраслевые методические строительные рекомендуемые требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе проектирования и строительства в случае добровольного применения вышеперечисленных документов. При упоминании того или иного документа в задании на проектирование конкретного объекта данный документ при проектировании этого объекта приобретает обязательный характер.
4.1 Разрабатываемые документы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологий, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать требования международных и национальных стандартов.
4.2 Документы должны содержать в необходимом объеме технологически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей, поставленных перед разработчиком документов, и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.
4.3 Документы не должны устанавливать требований по вопросам, которые регулируются техническими регламентами, гражданским правом, либо другими законодательными документами.
4.4 Документы не должны содержать положений, относящихся к компетенции Министерства регионального развития Российской Федерации и территориальных органов управления по строительству.
4.5 Документы не должны содержать требований и положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов Федеральной исполнительной власти.
В необходимых случаях в документах следует приводить ссылки на санитарные, экологические и другие требования.
При необходимости сделать необходимые ссылки на документы других ведомств (например, при отсутствии таких документов) разрабатываемые документы должны быть согласованы (получено заключение) с соответствующим ведомством.
4.6 В документах устанавливают организационные, типологические, социально-экономические, необходимые технические и технологические положения, которые в Федеральных документах не устанавливаются или приводятся в качестве рекомендательных.
4.7 Положения документов могут носить обязательный, рекомендательный или справочный характер.
Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне и должны неукоснительно соблюдаться в случае применения данного документа.
Рекомендуемые положения устанавливаются на уровне лучших отечественных и мировых достижений. К ним относятся нормы и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства. Пользователь документа может применять эти положения по своему усмотрению.
Справочные материалы документа позволят более полно использовать данный документ при проведении необходимых расчетов и принятии технических, технологических и других решений.
5.1 Разработка рекомендательных документов осуществляется Федеративными государственными научными учреждениями, Федеральными государственными унитарными предприятиями, научно-исследовательскими, проектными и другими организациями различных форм собственности, обладающими научным потенциалом и необходимым опытом практической работы по созданию документов в соответствующей области.
5.2 Заказчиком на разработку является Минсельхоз России в лице его Департаментов, на которые возложено принятие вышеназванных документов.
5.3 Разработка методических рекомендаций по технологическому проектированию и отраслевых методических строительных рекомендаций ведется по следующим этапам:
- 1 этап - организация разработки вышеназванных документов, заключающаяся в оформлении Госконтракта между заказчиком и разработчиком;
- 2 этап - подготовка первой редакции вновь разрабатываемого проекта документа;
- 3 этап - разработка окончательной редакции вновь разрабатываемого документа по отзывам, поступившим разработчику после рассылки первой редакции.
Разработка окончательной редакции перерабатываемого документа по материалам, поступившим в течение срока действия перерабатываемого документа с целью его усовершенствования.
Представление окончательной редакции заказчику:
- 4 этап - рассмотрение, согласование, принятие (утверждение) и регистрация документа.
- 5 этап - подготовка к изданию и издание документа.
Примечания
1 Допускается включение в тематические планы Федеральных научных государственных учреждений и заключение государственного контракта на выполнение нескольких этапов: на выполнение 1-3 этапов и на выполнение 4 и 5 этапов.
2 Вновь разрабатываемые ИТП и ОСИ в обязательном порядке проходят все пять этапов разработки.
3 Переработка документов проходит 3, 4 и 5 этапы.
5.4 Организация разработки Методических рекомендаций по технологическому проектированию и отраслевых методических строительных рекомендаций и других документов включает в себя представление предполагаемым разработчиком обоснованной заявки на разрабатываемые документы, согласование объемов работ, включение в тематические планы и заключение государственных контрактов на их выполнение по итогам конкурса между заказчиком и основным разработчиком.
При наличии соисполнителей договор с ними на проведение работ заключает основной разработчик, имеющий данную разработку в тематическом плане или заключивший Госконтракт по итогам конкурса.
В случае разработки новых рекомендательных документов или их переработки Федеральными государственными научными учреждениями, осуществляющими научное обслуживание Минсельхоза России, отраслевой Департамент, в ведении которого находится научное учреждение, включает указанную выше разработку в тематический план данного учреждения на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических разработок, выполняемых за счет средств Федерального бюджета на очередной год.
Во всех остальных случаях размещение заказов на разработку рекомендательных документов осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.05 г. N 207-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Примечание - Допускается разработка рекомендательных документов за счет собственных средств организаций (ФГНУ, ФГУП) при условии наличия утвержденного отраслевым Департаментом технического задания и письменного обязательства организации-разработчика об обязательной рассылке части тиража документа государственным структурам и организациям по согласованному сторонами списку (список является приложением к Техническому заданию).
5.5 Во всех перечисленных в 5.4 случаях заказчик утверждает техническое задание на разработку рекомендательного документа, в котором указывает основные цели и задачи разработки, этапы работы, а также перечень организаций, которым документ направляют на согласование и отзыв.
Организации-соисполнители, привлекаемые к разработке, указываются в техническом задании основным разработчиком.
Примечания
1 В качестве соисполнителей могут привлекаться как организации системы Минсельхоза России, так и организации системы Россельхозакадемии. В отдельных обоснованных случаях к разработке рекомендательных документов в качестве соисполнителей могут привлекаться подведомственные организации других министерств и Федеральных агентств (например, Минздравсоцразвития России).
Организации других форм собственности могут привлекаться в качестве соисполнителей только в том случае, если они участвовали в разработке предыдущей редакции документа или являются разработчиками технологий, служащих основой для создания документа.
2 По стоимости доля участия сторонних организаций не может превышать 30% стоимости разработок по государственному контракту.
3 В случае, если в тематический план или государственный контракт включается разработка нескольких рекомендательных документов, возможно утверждение общего технического задания на разработку этих документов.
5.6 Разработка проекта нового рекомендательного документа организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающим качественную подготовку документа в сроки, установленные Темпланом или государственным контрактом.
Подготовленный проект вновь создаваемого или перерабатываемого документа рассматривается на Научно-техническом (Ученом) совете основного разработчика и рассылается на отзыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р 1.2-2004 (первая редакция вновь создаваемого документа).
5.7 Рекомендательный документ могут направлять также на заключение научно-исследовательским и проектным организациям независимо от их организационно-правовой формы, ведущим работу по направлениям, рассматриваемым рекомендательным документом.
5.8 Отзыв на проект рекомендательного документа направляют основному разработчику не позднее чем через месяц со дня поступления (по дате почтового штемпеля или дате регистрации при направлении нарочным) проекта документа на отзыв.
Изложение отзыва осуществляется по ГОСТ Р 1.2-2004.
Если через месяц какие-либо отзывы из организаций, куда документ направлялся, не поступили, разработка документа продолжается в соответствии с намеченным планом.
5.9 Подготовку проекта документа (как вновь разрабатываемого, так и перерабатываемого) для представления его на утверждение в Минсельхозе России осуществляют с учетом полученных отзывов.
5.10 Для рассмотрения замечаний и предложений по проекту документа основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.