РД-АПК 3.00.01.001-00
ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ИЗЛОЖЕНИЯ, ОФОРМЛЕНИЯ,
СОГЛАСОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ
НОРМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ,
ВЕДОМСТВЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ
И РУКОВОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ
Дата введения 2000-07-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН НПЦ "Гипронисельхоз" Минсельхозпрода России.
ВНЕСЕН НПЦ "Гипронисельхоз".
2 ОДОБРЕН НТС Минсельхозпрода России (протокол от 24 марта 2000 г. N 2).
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Заместителем Министра Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Колгановым А.В. 26 июня 2000 г.
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5 РАССМОТРЕН: Отделом экспертизы проектов и смет Департамента экономики Минсельхозпрода России (письмо от 02.03.2000 г. N 23-13-8/115).
6 СОГЛАСОВАН:
Департаментом строительства, социального развития и охраны труда Минсельхозпрода России (21 июня 2000 г.);
Департаментом мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения Минсельхозпрода России (письмо от 13.05.2000 г. N 22-10/336).
Система нормативных документов Минсельхозпрода России в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.
Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы - защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.
Разрабатываемые в соответствии с настоящим руководящим документом нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1 Настоящий руководящий документ Системы нормативных документов Агропромышленного комплекса Минсельхозпрода России (далее - документ) устанавливает требования к разработке, изложению, оформлению, согласованию, утверждению и регистрации норм технологического проектирования, ведомственных строительных норм и руководящих документов.
1.2 Положения настоящего документа распространяются как на разработку вновь создаваемых, так и на переработку, корректировку и переиздание норм технологического проектирования, ведомственных строительных норм и руководящих документов Системы нормативных документов Агропромышленного комплекса (Система АПК) (далее - нормативный документ) организациями Минсельхозпрода России.
1.3 Положения настоящего документа являются обязательными для предприятий и организаций, разрабатывающих и перерабатывающих нормативные документы в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности, объектов сельскохозяйственного водоснабжения, входящих в АПК.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 1.2-92* "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов".
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 1.2-2004. Здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".
ГОСТ Р 1.5-92* "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов".
________________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 1.5-2004. Здесь и далее по тексту. - Примечание "КОДЕКС".
СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
3.1 Система АПК включает в себя следующие виды нормативных документов:
- Нормы технологического проектирования (НТП-АПК), применяемые при проектировании вновь организуемых и реконструкции существующих объектов агропромышленного комплекса: сельскохозяйственных предприятий, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, объектов сельскохозяйственного водоснабжения;
- Ведомственные строительные нормы (ВСН-АПК) в развитие СНиПов, применяемые при проектировании и строительстве объектов агропромышленного комплекса;
- Руководящие документы Системы АПК (РД-АПК) (правила по проектированию, документы по стандартизации, ценники и т.п.), применяемые в области проектирования и строительства объектов агропромышленного комплекса.
3.2 Нормативные документы устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе проектирования и строительства.
4.1 Нормативные документы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологий, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты.
4.2 Нормативные документы должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей, поставленных перед разработчиком нормативных документов, и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.
4.3 Нормативные документы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, либо другими законодательными актами.
4.4 Нормативные документы не должны содержать положений, относящихся к компетенции Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и территориальных органов управления строительством.
4.5 Нормативные документы не должны содержать требований и положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в нормативных документах следует приводить ссылки на санитарные, экологические и другие нормативные требования. При невозможности сделать необходимые ссылки на ведомственные нормативные документы (например, при их отсутствии), разрабатываемые нормативные документы должны быть согласованы (получено заключение) с соответствующим ведомством.
4.6 В нормативных документах устанавливают в соответствии с СНиП 10-01-94 организационные, градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимые технические положения, которые в федеральных документах не устанавливаются или приводятся в качестве рекомендуемых.
4.7 Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными.
Обязательные положения устанавливают на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые - на уровне лучших отечественных и мировых достижений.
К обязательным относят те положения, которые подлежат безусловному соблюдению.
К рекомендуемым относят нормы и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.
5.1 Разработка нормативных документов осуществляется государственными учреждениями, научно-исследовательскими, проектными и другими организациями, обладающими научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области и имеющими лицензию на выполнение данного вида работ.
5.2 Заказчиком на разработку является Минсельхозпрод России в лице Департамента строительства, социального развития и охраны труда (в дальнейшем - Депстройсоцразвития) и Департамента мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения (в дальнейшем - Депмелиоводхоз), на которые возложено принятие нормативных документов.
5.3 Разработка нормативных документов ведется по следующим этапам:
1 этап - организация разработки нормативного документа, заключающаяся в оформлении договорных обязательств между заказчиком и разработчиком;
2 этап - подготовка первой редакции вновь разрабатываемого проекта нормативного документа;
3 этап - разработка окончательной редакции вновь разрабатываемого нормативного документа по отзывам, поступившим разработчику после рассылки первой редакции.
Разработка окончательной редакции перерабатываемого нормативного документа по материалам, поступившим в течение срока действия перерабатываемого нормативного документа с целью его усовершенствования.
Представление окончательной редакции заказчику;
4 этап - согласование, рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация нормативного документа;
5 этап - подготовка к изданию и издание нормативного документа.
Примечания:
1 Допускается заключение договора на выполнение нескольких этапов: договора на выполнение 1-3 этапов и договора на выполнение 4 и 5 этапов.
2 Вновь разрабатываемые нормативные документы в обязательном порядке проходят все пять этапов разработки.
3 Переработка нормативных документов проходит 3, 4 и 5 этапы.
5.4 Организация разработки нормативных документов включает в себя представление разработчиком обоснованной заявки на вновь разрабатываемые документы, согласование объемов работ и заключение договоров на их выполнение между заказчиком (Депстройсоцразвития, Депмелиоводхоз) и основным разработчиком.
При наличии соисполнителей договор с ними на проведение работ заключает основной разработчик.
В случае разработки новых нормативных документов или их переработки государственными учреждениями, осуществляющими научное обслуживание Минсельхозпрода России, отраслевое подразделение Минсельхозпрод России, в ведении которого находится научная организация, включает указанную выше разработку в тематический план НИОКР Государственного контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера на очередной год.
Примечания
1 Размещение заказов на разработку нормативных и организационно-методических нормативных документов (за исключением государственных учреждений по научному обеспечению Минсельхозпрода России) осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 г. N 194 на конкурсной основе.
2 Допускается разработка нормативных документов за счет собственных средств организаций.
5.5 В остальных случаях заказчик при заключении договора утверждает техническое задание на разработку нормативного документа, в котором указывает основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки выполнения, а также организации, которым нормативный документ направляют на согласование и отзыв.
Организации-соисполнители указываются в техническом задании при наличии обоснования по их привлечению к работе.
Примечание - В качестве соисполнителей могут привлекаться как организации системы Минсельхозпрода России, так и организации системы РАСХН.
5.6 Разработка проекта нового нормативного документа организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающим качественную подготовку документа в сроки, установленные договором или государственным контрактом.
Подготовленный проект нормативного документа рассматривается на Научно-техническом совете основного разработчика и рассылается на отзыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р 1.2-92 (первая редакция).
5.7 Нормативный документ направляют также на заключение научно-исследовательским и проектным организациям, ведущим работу по направлениям, рассматриваемым нормативным документом.
5.8 Отзыв на проект нормативного документа направляют основному заказчику не позднее чем через два месяца со дня посылки проекта нормативного документа на отзыв. Изложение отзыва осуществляется по ГОСТ Р 1.2-92.
Если через два месяца какие-либо отзывы из организаций не поступили, разработка документа продолжается в соответствии с намеченным планом.
5.9 Подготовку проекта нормативного документа (как вновь разрабатываемого, так и перерабатываемого) для представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных отзывов.
5.10 Для рассмотрения замечаний и предложений по проекту нормативного документа основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.
5.11 Согласование проектов нормативных документов производится организацией - основным разработчиком с отраслевыми подразделениями Минсельхозпрода России, органами государственного надзора и другими организациями по письмам, направляемым в эти организации подразделением-заказчиком Минсельхозпрода России.
Внутри Минсельхозпрода России нормы технологического проектирования в обязательном порядке должны согласовываться его отраслевыми подразделениями, являющимися ведущими по направленности нормативного документа.
Перечень отраслевых подразделений Минсельхозпрода России, куда направляется на согласование проект нормативного документа, определяется Департаментом-заказчиком.
Примечание - В случае отсутствия среди соисполнителей организаций системы РАСХН проект норм технологического проектирования направляется в профильное отделение РАСХН.
Согласование проекта нормативного документа с органами государственного надзора (Главное управление государственной противопожарной службы МВД России, Заместитель Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации и др.) осуществляется основным разработчиком по письмам, подписанным заказчиком в органы государственного надзора.
Перечень органов государственного надзора, куда направляется проект нормативного документа, определяется в каждом конкретном случае Департаментом-заказчиком.