6.1 Судовые топлива по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007. 6.2 Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны - 900/300 мг/м - согласно ГН 2.2.5.1313 [30]. Пары алифатических предельных углеводородов в высоких концентрациях воздействуют на центральную нервную систему и оказывают наркотическое действие на человека при вдыхании. Контроль содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны осуществляют в соответствии с руководством [31]. Концентрацию углеводородов в воздухе рабочей зоны определяют газохроматографическим методом по [32] или аналогичным метрологически аттестованным методом. 6.3 Судовые топлива раздражают слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. При длительном контакте судовые топлива вызывают изменения функций нервной системы, повышенную заболеваемость органов дыхания у человека. 6.4 Контакт с судовым топливом не ведет к поражению сердечно-сосудистой системы, кроветворных органов, нарушению обменных процессов. 6.5 Судовое топливо не обладает способностью к кумуляции, проникновению через неповрежденные кожные покровы, не вызывает повышенной чувствительности организма, усиленного роста тканей. 6.6 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 судовые топлива представляют собой горючую жидкость с температурой самовоспламенения не ниже 350 °С. Температурные пределы распространения пламени: нижний 62 °С - для судового дистиллятного топлива и 91 °С - для судового остаточного топлива, верхний - 105 °С и 155 °С соответственно. 6.7 При загорании судового топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, химическую пену; при объемном тушении - углекислый газ, перегретый пар, порошок ПСБ-3, составы СЖБ. 6.8 В помещениях для хранения и эксплуатации судового топлива запрещается обращение с открытым огнем; электрооборудование, электрические сети и арматура искусственного освещения должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении. При работе с судовым топливом не допускается использование инструментов, дающих при ударе искру. 6.9 Емкости, в которых хранят и транспортируют судовое топливо, металлические части эстакад, трубопроводы, подвижные средства перекачки, рукава и наконечники во время слива и налива судового топлива должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018. 6.10 Помещение, в котором проводят работы с судовым топливом, должно быть оборудовано общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021, водопроводной системой и канализацией. Места интенсивного выделения паров судового топлива в воздух рабочей зоны должны быть оборудованы местными вытяжными устройствами. В помещениях для хранения судового топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители. Требования к технологическому процессу производства и проведению контроля за соблюдением санитарных правил и мероприятий должны соответствовать СП 2.2.2.1327 [33]. 6.11 При разливе судового топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть мыльным раствором, затем промыть горячей водой и протереть сухой тканью. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322 [34]. 6.12 Необходимыми мерами предосторожности при работе с судовым топливом является применение средств индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.103 или ГОСТ 12.4.111, или ГОСТ 12.4.112, а также типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. В местах с концентрацией паров, превышающей ПДК, применяют противогазы марки БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные в соответствии с ГОСТ 12.4.034. При попадании судового топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу водой с мылом; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть теплой водой. Для защиты кожи рук следует применять защитные рукавицы в соответствии с ГОСТ 12.4.010 и средства индивидуальной защиты рук - в соответствии с ГОСТ 12.4.020; мази и пасты - в соответствии с ГОСТ 12.4.068. 6.13 Все работающие с судовым топливом должны проходить предварительные, при приеме на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказами Минздрава РФ, утвержденными в установленном порядке, а также инструктаж по технике безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004. 7 Требования охраны окружающей среды 7.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован постоянный контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02. Содержание алканов в приземном слое на границе санитарно-защитной зоны с учетом рассеивания не должно превышать 1,0 мг/м согласно ГН 2.1.6.1338 [35]. 7.2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий судового топлива является использование в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением данного продукта, герметичного оборудования; строгое соблюдение технологического режима. 7.3 При производстве, хранении и применении судового топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие попадание топлива в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву. 8 Правила приемки 8.1 Судовые топлива принимают партиями. Партией считается любое количество судового топлива, изготовленного в ходе непрерывного технологического цикла по утвержденной технологии, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого паспортом, выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы. Паспорт продукции должен соответствовать требованиям технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 и настоящего стандарта. 8.2 При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии. Результаты повторных испытаний считаются окончательными и распространяются на всю партию. |