ГОСТ Р 54299-2010
(ИСО 8217:2010)
Группа Б17
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОПЛИВА СУДОВЫЕ
Технические условия
Marine fuels. Specifications
ОКС 75.160.20
ОКП 02 5001
Дата введения 2012-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2010 г. N 1149-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 8217:2010* "Нефтепродукты. Топлива (класс F). Спецификация на судовые топлива" (ISO/FDIS 8217:2010 "Petroleum products - Fuels (class F) - Specifications of marine fuels"). При этом потребности национальной экономики Российской Федерации и особенности российской национальной стандартизации учтены в дополнительных разделах 2, 3, 4, 6, 7, 10, 11, которые выделены путем заключения их в рамки из тонких линий.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5).
Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДВ
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на судовые топлива, получаемые из продуктов переработки нефти и газовых конденсатов.
Судовые топлива не должны содержать неорганические кислоты, отработанные смазочные масла, биопроизведенные материалы, отличные от уровня "de minimis"*, и никакие дополнительные компоненты или механические отходы, которые представляют опасность для эксплуатации судов, вредны для персонала или увеличивают загрязнение окружающей среды (см. приложение А).
_______________
* "de minimis" - количество, которое не должно превращать топливо в неприемлемое для применения в судовых двигателях.
Судовые топлива предназначены для применения в судовых энергетических установках и для поставки на экспорт.
Для улучшения эксплуатационных свойств топлив разрешается использование присадок, допущенных к применению в установленном порядке.
2 Нормативные ссылки В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство ГОСТ Р 50837.6-95 Топлива остаточные. Определение прямогонности. Метод определения общего осадка ГОСТ Р 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии ГОСТ Р 53708-2009 Нефтепродукты. Жидкости прозрачные и непрозрачные. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости ГОСТ Р 53716-2009 Топлива жидкие. Определение сероводорода ГОСТ Р 54273-2010 Нефть и нефтепродукты. Руководство по таблицам измерения параметров ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2008 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса ГОСТ Р ЕН ИСО 12205-2007 Нефтепродукты. Определение окислительной стабильности дистиллятных топлив ГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны ГОСТ Р ИСО 3675-2007 Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра ГОСТ Р ИСО 10307-1-2009 Нефтепродукты. Определение содержания общего осадка в остаточных жидких топливах. Часть 1. Метод горячей фильтрации ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006 Топливо дизельное. Определение смазывающей способности на аппарате HFRR. Часть 1. Метод испытаний ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения ГОСТ 12.4.010-75 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация ГОСТ 12.4.020-82 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация ГОСТ 12.4.111-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия ГОСТ 12.4.112-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости ГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение ГОСТ 2477-65 Нефть и нефтепродукты. Метод определения содержания воды ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле ГОСТ 20287-91 Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3 Марки и коды ОКП 3.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к судовым топливам для судовых энергетических установок (дизелей и котлов) и включает в себя: - четыре марки дистиллятного топлива, одно из них для дизельных двигателей, используемых для аварийных целей: DMX, DMA, DMZ, DMB - код ОКП 02 5196; - 11 марок судовых остаточных топлив: RMA 10, RMB 30, RMD 80, RME 180, RMG 180, RMG 380, RMG 500, RMG 700, RMK 380, RMK 500, RMK 700 - код ОКП 02 5213. 4 Условные обозначения В условном обозначении дистиллятного судового топлива указывают марку топлива. Пример - Судовое топливо, DMX, ГОСТ Р 54299-2010 В условном обозначении остаточного судового топлива указывают марку топлива и значение кинематической вязкости при температуре 50 °С. Примеры |
5.1 Судовые топлива должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.
Постановку на промышленное производство осуществляют по ГОСТ Р 15.201.
5.2 По физико-химическим показателям судовые дистиллятные топлива должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
Таблица 1 - Требования к судовым дистиллятным топливам
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | |||
DMX | DMA | DMZ | DMB | ||
1 Кинематическая вязкость при 40 °С, мм/с | 1,400-5,500 | 2,000-6,000 | 3,000-6,000 | 2,000-11,000 | По ГОСТ 33 или ГОСТ Р 53708, или [1], или [2] |
2 Плотность при 15 °С, кг/м, не более | - | 890,0 | 890,0 | 900,0 | По ГОСТ Р 51069 или ГОСТ Р ИСО 3675, или [3], или [4] (см. 9.2), или [5], или [6] |
3 Цетановый индекс, не менее | 45 | 40 | 40 | 35 | По [7] |
4 Массовая доля серы, %, не более | 1,00 | 1,50 | 1,50 | 2,00 | По ГОСТ Р 51947 или ГОСТ Р ЕН ИСО 14596, или [8], или [9] (см. 9.3) |
5 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже | 61 | 61 | 61 | 61 | По ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или ГОСТ 6356 (см. 9.4) |
6 Содержание сероводорода, мг/кг, не более | 2,00 | 2,00 | 2,00 | 2,00 | По ГОСТ Р 53716 или [10] (см. 9.12) или [11] |
7 Кислотное число, мг KОН/г, не более | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | По [12] (см. 9.13) |
8 Общий осадок горячим фильтрованием, % масс., не более | - | - | - | 0,10 | По ГОСТ Р ИСО 10307-1 или ГОСТ Р 50837.6, или [13] (см. 9.5) |
9 Стабильность к окислению, г/м, не более | 25 | 25 | 25 | 25 | По ГОСТ Р ЕН ИСО 12205 или [14] (см. 9.14) |
10 Коксуемость 10%-ного остатка разгонки (микрометод), % масс., не более | 0,30 | 0,30 | 0,30 | - | По [15] или [16] |
11 Коксовый остаток, (микрометод), % масс., не более | - | - | - | 0,30 | По [15] или [16] |
12 Температура помутнения, °С, не выше | Минус 16 | - | - | - | По ГОСТ 5066 или [17] |
13 Температура текучести, °С, не выше | По ГОСТ 20287 или [18], или [19] | ||||
- зимой | Минус 6 | 0 | |||
- летом | 0 | 6 | |||
14 Внешний вид | Чистое и прозрачное | По 9.7 | |||
15 Содержание воды, % (об.), не более | - | - | - | 0,30 | По ГОСТ 2477 или [20] |
16 Зольность, %, не более | 0,010 | 0,010 | 0,010 | 0,010 | По ГОСТ 1461 или [21] |
17 Смазывающая способность: скорректированный диаметр пятна: (WSD 1,4) при 60 °С, мкм, не более | 520 | 520 | 520 | 520 | По ГОСТ Р ИСО 12156-1 или [22] (см. 9.15) |
1 мм/с =1 сСт. Несмотря на приведенные пределы, покупатель должен определить максимальное содержание серы в соответствии с установленными законом ограничениями (см. приложение В). С 1 января 2013 г. содержание серы не должно превышать 1,5%. Согласно приложению С норма на содержание сероводорода установлена с 1 июля 2012 г. До этого времени значение дается для сведения. В настоящее время разрабатываются данные прецизионности для дистиллятных топлив. Если образец нечистый и прозрачный, необходимы испытания на определение общего осадка горячим фильтрованием и содержания воды (см. 9.7). Если образец нечистый и прозрачный, то испытание выполнить нельзя. Следовательно, предел по стабильности к окислению не применяется. Покупатели должны иметь гарантию, что эта температура текучести подходит для оборудования на борту, особенно если судно работает в холодном климате. Требование по показателю "Температура текучести" (зимой и летом) устанавливают в договорах и контрактах. Если образец окрашен и непрозрачен, необходимо применять предел по воде и метод испытания, как указано в 9.7. Требование приемлемо для топлив с содержанием серы ниже 500 мг/кг (0,050%). Если образец нечистый и прозрачный, то испытание выполнить нельзя. В этом случае смазывающую способность не определяют. |
5.3 По физико-химическим показателям судовые топлива остаточные должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.
Таблица 2 - Требования к судовым остаточным топливам
Наименование показателя | Норма для марки | Метод испытания | ||||||||||
RMA 10 | RMB 30 | RMD 80 | RME 180 | RMG | RMK | |||||||
180 | 380 | 500 | 700 | 380 | 500 | 700 | ||||||
1 Кинематическая вязкость при 50 °С, мм/с, не более | 10,00 | 30,00 | 80,00 | 180,0 | 180,0 | 380,0 | 500,0 | 700,0 | 380,0 | 500,0 | 700,0 | По ГОСТ 33 или ГОСТ Р 53708, или [1], или [2] |
2 Плотность при 15 °С, кг/м, не более | 920,0 | 960,0 | 975,0 | 991,0 | 991,0 | 1010,0 | По ГОСТ Р 51069 или ГОСТ Р ИСО 3675, или [3], или [4] (см. 9.2), или [5], или [6] | |||||
3 Расчетный индекс углеродной ароматизации CCAI, не более | 850 | 860 | 860 | 860 | 870 | 870 | См. 9.16 | |||||
4 Массовая доля серы, %, не более | 2,0 (1,5) | По ГОСТ Р 51947 или ГОСТ Р ЕН ИСО 14596, или [8], или [9] (см. 9.3) | ||||||||||
5 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже | 61,0 | 61,0 | 61,0 | 61,0 | 61,0 | 61,0 | По ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или ГОСТ 6356 (см. 9.4) | |||||
6 Содержание сероводорода, мг/кг, не более | 2,00 | 2,00 | 2,00 | 2,00 | 2,00 | 2,00 | По ГОСТ Р 53716 или [10] (см. 9.12), или [11] | |||||
7 Кислотное число, мг КОН/г, не более | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | По [12] (см. 9.13) | |||||
8 Общий осадок со старением, % масс., не более | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | По ГОСТ Р 50837.6 или [24] (см. 9.6) | |||||
9 Коксовый остаток (микрометод), % масс., не более | 2,50 | 10,00 | 14,00 | 15,00 | 18,00 | 20,00 | По [15] или [16] | |||||
10 Температура текучести, °С , не выше: | По ГОСТ 20287 или [18], или [19] | |||||||||||
зимой | 0 | 0 | 30 | 30 | 30 | 30 | ||||||
летом | 6 | 6 | 30 | 30 | 30 | 30 | ||||||
11 Содержание воды, % об., не более | 0,30 | 0,50 | 0,50 | 0,50 | 0,50 | 0,50 | По ГОСТ 2477 или [20] | |||||
12 Зольность, %, не более | 0,040 | 0,070 | 0,070 | 0,070 | 0,100 | 0,150 | По ГОСТ 1461 или [21] | |||||
13 Содержание ванадия, мг/кг, не более | 50 | 150 | 150 | 150 | 350 | 450 | По [25] или [26], или [27] (см. 9.8) | |||||
14 Содержание натрия, мг/кг, не более | 50 | 100 | 100 | 50 | 100 | 100 | По [25] или [26] (см. 9.9) | |||||
15 Содержание алюминия + кремния, мг/кг, не более | 25 | 40 | 40 | 50 | 60 | 60 | По [25] или [26], или [28] (см. 9.10) | |||||
16 Отработанные смазочные масла (ОСМ): | Топливо не должно содержать ОСМ. Топливо считают содержащим ОСМ, если удовлетворено одно из следующих условий: Кальций 30 и цинк 15 или кальций 30 и фосфор 15 | По [25] или [26], или [29] (см. 9.11) | ||||||||||
Категория основана на прежней категории дистиллята DMC. 1 мм/с = 1 сСт . Покупатель должен определить максимальное содержание серы в соответствии с установленными законом ограничениями (см. приложение В). При поставке топлива на экспорт требования по содержанию серы устанавливают в договорах и контрактах. Содержание серы не должно превышать 2,0% (до 31 декабря 2012 г.). Содержание серы не должно превышать 1,5% (с 1 января 2013 г.) Согласно доводам, указанным в приложении С, норма на содержание сероводорода установлена с 1 июля 2012 г. До этого времени значение дается для сведения. См. приложение D. Покупатели должны иметь гарантию, что эта температура текучести приемлема для оборудования на борту, особенно если судно работает в холодном климате. Требование по показателю "Температура текучести" (зимой и летом) устанавливают в договорах и контрактах. Показатель "Отработанные смазочные масла (ОСМ)" определяют только при их введении в топливо. |
5.4 Требования на газотурбинные топлива судового назначения приведены в [23], который включает необходимые свойства топлив во время их транспортирования и на месте налива судна.
6.1 Судовые топлива по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007. 6.2 Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны - 900/300 мг/м - согласно ГН 2.2.5.1313 [30]. Пары алифатических предельных углеводородов в высоких концентрациях воздействуют на центральную нервную систему и оказывают наркотическое действие на человека при вдыхании. Контроль содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны осуществляют в соответствии с руководством [31]. Концентрацию углеводородов в воздухе рабочей зоны определяют газохроматографическим методом по [32] или аналогичным метрологически аттестованным методом. 6.3 Судовые топлива раздражают слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний. При длительном контакте судовые топлива вызывают изменения функций нервной системы, повышенную заболеваемость органов дыхания у человека. 6.4 Контакт с судовым топливом не ведет к поражению сердечно-сосудистой системы, кроветворных органов, нарушению обменных процессов. 6.5 Судовое топливо не обладает способностью к кумуляции, проникновению через неповрежденные кожные покровы, не вызывает повышенной чувствительности организма, усиленного роста тканей. 6.6 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 судовые топлива представляют собой горючую жидкость с температурой самовоспламенения не ниже 350 °С. Температурные пределы распространения пламени: нижний 62 °С - для судового дистиллятного топлива и 91 °С - для судового остаточного топлива, верхний - 105 °С и 155 °С соответственно. 6.7 При загорании судового топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, химическую пену; при объемном тушении - углекислый газ, перегретый пар, порошок ПСБ-3, составы СЖБ. 6.8 В помещениях для хранения и эксплуатации судового топлива запрещается обращение с открытым огнем; электрооборудование, электрические сети и арматура искусственного освещения должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении. При работе с судовым топливом не допускается использование инструментов, дающих при ударе искру. 6.9 Емкости, в которых хранят и транспортируют судовое топливо, металлические части эстакад, трубопроводы, подвижные средства перекачки, рукава и наконечники во время слива и налива судового топлива должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018. 6.10 Помещение, в котором проводят работы с судовым топливом, должно быть оборудовано общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021, водопроводной системой и канализацией. Места интенсивного выделения паров судового топлива в воздух рабочей зоны должны быть оборудованы местными вытяжными устройствами. В помещениях для хранения судового топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители. Требования к технологическому процессу производства и проведению контроля за соблюдением санитарных правил и мероприятий должны соответствовать СП 2.2.2.1327 [33]. 6.11 При разливе судового топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть мыльным раствором, затем промыть горячей водой и протереть сухой тканью. При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322 [34]. 6.12 Необходимыми мерами предосторожности при работе с судовым топливом является применение средств индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.103 или ГОСТ 12.4.111, или ГОСТ 12.4.112, а также типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке. В местах с концентрацией паров, превышающей ПДК, применяют противогазы марки БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные в соответствии с ГОСТ 12.4.034. При попадании судового топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу водой с мылом; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть теплой водой. Для защиты кожи рук следует применять защитные рукавицы в соответствии с ГОСТ 12.4.010 и средства индивидуальной защиты рук - в соответствии с ГОСТ 12.4.020; мази и пасты - в соответствии с ГОСТ 12.4.068. 6.13 Все работающие с судовым топливом должны проходить предварительные, при приеме на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказами Минздрава РФ, утвержденными в установленном порядке, а также инструктаж по технике безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004. 7 Требования охраны окружающей среды 7.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован постоянный контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02. Содержание алканов в приземном слое на границе санитарно-защитной зоны с учетом рассеивания не должно превышать 1,0 мг/м согласно ГН 2.1.6.1338 [35]. 7.2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий судового топлива является использование в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением данного продукта, герметичного оборудования; строгое соблюдение технологического режима. 7.3 При производстве, хранении и применении судового топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие попадание топлива в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву. 8 Правила приемки 8.1 Судовые топлива принимают партиями. Партией считается любое количество судового топлива, изготовленного в ходе непрерывного технологического цикла по утвержденной технологии, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого паспортом, выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы. Паспорт продукции должен соответствовать требованиям технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 и настоящего стандарта. 8.2 При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии. Результаты повторных испытаний считаются окончательными и распространяются на всю партию. |
9.1 Отбор проб судового топлива проводят по ГОСТ 2517 или [36]. |
Для объединенной пробы берут 3 дм топлива.