Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 54299-2010
(ИСО 8217:2010)

Группа Б17

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОПЛИВА СУДОВЫЕ

Технические условия

Marine fuels. Specifications



ОКС 75.160.20

ОКП 02 5001

Дата введения 2012-07-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2010 г. N 1149-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 8217:2010* "Нефтепродукты. Топлива (класс F). Спецификация на судовые топлива" (ISO/FDIS 8217:2010 "Petroleum products - Fuels (class F) - Specifications of marine fuels"). При этом потребности национальной экономики Российской Федерации и особенности российской национальной стандартизации учтены в дополнительных разделах 2, 3, 4, 6, 7, 10, 11, которые выделены путем заключения их в рамки из тонких линий.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5).

Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДВ

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на судовые топлива, получаемые из продуктов переработки нефти и газовых конденсатов.

Судовые топлива не должны содержать неорганические кислоты, отработанные смазочные масла, биопроизведенные материалы, отличные от уровня "de minimis"*, и никакие дополнительные компоненты или механические отходы, которые представляют опасность для эксплуатации судов, вредны для персонала или увеличивают загрязнение окружающей среды (см. приложение А).

_______________

* "de minimis" - количество, которое не должно превращать топливо в неприемлемое для применения в судовых двигателях.


Судовые топлива предназначены для применения в судовых энергетических установках и для поставки на экспорт.

Для улучшения эксплуатационных свойств топлив разрешается использование присадок, допущенных к применению в установленном порядке.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 50837.6-95 Топлива остаточные. Определение прямогонности. Метод определения общего осадка

ГОСТ Р 51069-97 Нефть и нефтепродукты. Метод определения плотности, относительной плотности и плотности в градусах API ареометром

ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии

ГОСТ Р 53708-2009 Нефтепродукты. Жидкости прозрачные и непрозрачные. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости

ГОСТ Р 53716-2009 Топлива жидкие. Определение сероводорода

ГОСТ Р 54273-2010 Нефть и нефтепродукты. Руководство по таблицам измерения параметров

ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2008 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса

ГОСТ Р ЕН ИСО 12205-2007 Нефтепродукты. Определение окислительной стабильности дистиллятных топлив

ГОСТ Р ЕН ИСО 14596-2008 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны

ГОСТ Р ИСО 3675-2007 Нефть сырая и нефтепродукты жидкие. Лабораторный метод определения плотности с использованием ареометра

ГОСТ Р ИСО 10307-1-2009 Нефтепродукты. Определение содержания общего осадка в остаточных жидких топливах. Часть 1. Метод горячей фильтрации

ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006 Топливо дизельное. Определение смазывающей способности на аппарате HFRR. Часть 1. Метод испытаний

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.018-93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования

ГОСТ 12.1.044-89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 12.4.010-75 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты. Рукавицы специальные. Технические условия

ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.020-82 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты рук. Номенклатура показателей качества

ГОСТ 12.4.021-75 Система стандартов безопасности труда. Системы вентиляционные. Общие требования

ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Классификация и маркировка

ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования

ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация

ГОСТ 12.4.111-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы мужские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия

ГОСТ 12.4.112-82 Система стандартов безопасности труда. Костюмы женские для защиты от нефти и нефтепродуктов. Технические условия

ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости

ГОСТ 1461-75 Нефть и нефтепродукты. Метод определения зольности

ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 2477-65 Нефть и нефтепродукты. Метод определения содержания воды

ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации

ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле

ГОСТ 20287-91 Нефтепродукты. Методы определения температур текучести и застывания

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Марки и коды ОКП


3.1 Настоящий стандарт устанавливает требования к судовым топливам для судовых энергетических установок (дизелей и котлов) и включает в себя:

- четыре марки дистиллятного топлива, одно из них для дизельных двигателей, используемых для аварийных целей:

DMX, DMA, DMZ, DMB - код ОКП 02 5196;

- 11 марок судовых остаточных топлив:

RMA 10, RMB 30, RMD 80, RME 180, RMG 180, RMG 380, RMG 500, RMG 700, RMK 380, RMK 500, RMK 700 - код ОКП 02 5213.

     4 Условные обозначения


В условном обозначении дистиллятного судового топлива указывают марку топлива.

Пример - Судовое топливо, DMX, ГОСТ Р 54299-2010

В условном обозначении остаточного судового топлива указывают марку топлива и значение кинематической вязкости при температуре 50 °С.

Примеры
     
     1 Судовое топливо, RMA 10,
ГОСТ Р 54299-2010
     
     2 Судовое топливо, RMG 380,
ГОСТ Р 54299-2010



     5 Технические требования

5.1 Судовые топлива должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке.

Постановку на промышленное производство осуществляют по ГОСТ Р 15.201.

5.2 По физико-химическим показателям судовые дистиллятные топлива должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.


Таблица 1 - Требования к судовым дистиллятным топливам

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

DMX

DMA

DMZ

DMB

1 Кинематическая вязкость при 40 °С, мм

1,400-5,500

2,000-6,000

3,000-6,000

2,000-11,000

По ГОСТ 33 или ГОСТ Р 53708, или [1], или [2]

2 Плотность при 15 °С, кг/м, не более

-

890,0

890,0

900,0

По ГОСТ Р 51069 или ГОСТ Р ИСО 3675, или [3], или [4] (см. 9.2), или [5], или [6]

3 Цетановый индекс, не менее

45

40

40

35

По [7]

4 Массовая доля серы, %, не более

1,00

1,50

1,50

2,00

По ГОСТ Р 51947 или ГОСТ Р ЕН ИСО 14596, или [8], или [9] (см. 9.3)

5 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже

61

61

61

61

По ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или ГОСТ 6356 (см. 9.4)

6 Содержание сероводорода, мг/кг, не более

2,00

2,00

2,00

2,00

По ГОСТ Р 53716 или [10] (см. 9.12) или [11]

7 Кислотное число, мг KОН/г, не более

0,5

0,5

0,5

0,5

По [12] (см. 9.13)

8 Общий осадок горячим фильтрованием, % масс., не более

-

-

-

0,10

По ГОСТ Р ИСО 10307-1 или ГОСТ Р 50837.6, или [13] (см. 9.5)

9 Стабильность к окислению, г/м, не более

25

25

25

25

По ГОСТ Р ЕН ИСО 12205 или [14] (см. 9.14)

10 Коксуемость 10%-ного остатка разгонки (микрометод), % масс., не более

0,30

0,30

0,30

-

По [15] или [16]

11 Коксовый остаток, (микрометод), % масс., не более

-

-

-

0,30

По [15] или [16]

12 Температура помутнения, °С, не выше

Минус 16

-

-

-

По ГОСТ 5066 или [17]

13 Температура текучести, °С, не выше

По ГОСТ 20287 или [18], или [19]

- зимой

Минус 6

0

- летом

0

6

14 Внешний вид

Чистое и прозрачное

По 9.7

15 Содержание воды, % (об.), не более

-

-

-

0,30

По ГОСТ 2477 или [20]

16 Зольность, %, не более

0,010

0,010

0,010

0,010

По ГОСТ 1461 или [21]

17 Смазывающая способность:

скорректированный диаметр пятна: (WSD 1,4) при 60 °С, мкм, не более

520

520

520

520

По ГОСТ Р ИСО 12156-1 или [22] (см. 9.15)

1 мм/с =1 сСт.

Несмотря на приведенные пределы, покупатель должен определить максимальное содержание серы в соответствии с установленными законом ограничениями (см. приложение В).

С 1 января 2013 г. содержание серы не должно превышать 1,5%.

Согласно приложению С норма на содержание сероводорода установлена с 1 июля 2012 г. До этого времени значение дается для сведения. В настоящее время разрабатываются данные прецизионности для дистиллятных топлив.

Если образец нечистый и прозрачный, необходимы испытания на определение общего осадка горячим фильтрованием и содержания воды (см. 9.7).

Если образец нечистый и прозрачный, то испытание выполнить нельзя. Следовательно, предел по стабильности к окислению не применяется.

Покупатели должны иметь гарантию, что эта температура текучести подходит для оборудования на борту, особенно если судно работает в холодном климате.

Требование по показателю "Температура текучести" (зимой и летом) устанавливают в договорах и контрактах.

Если образец окрашен и непрозрачен, необходимо применять предел по воде и метод испытания, как указано в 9.7.

Требование приемлемо для топлив с содержанием серы ниже 500 мг/кг (0,050%).

Если образец нечистый и прозрачный, то испытание выполнить нельзя. В этом случае смазывающую способность не определяют.



5.3 По физико-химическим показателям судовые топлива остаточные должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.


Таблица 2 - Требования к судовым остаточным топливам

Наименование показателя

Норма для марки

Метод испытания

RMA 10

RMB 30

RMD 80

RME 180

RMG

RMK

180

380

500

700

380

500

700

1 Кинематическая вязкость при 50 °С, мм, не более

10,00

30,00

80,00

180,0

180,0

380,0

500,0

700,0

380,0

500,0

700,0

По ГОСТ 33 или ГОСТ Р 53708, или [1], или [2]

2 Плотность при 15 °С, кг/м, не более

920,0

960,0

975,0

991,0

991,0

1010,0

По ГОСТ Р 51069 или ГОСТ Р ИСО 3675, или [3], или [4] (см. 9.2), или [5], или [6]

3 Расчетный индекс углеродной ароматизации CCAI, не более

850

860

860

860

870

870

См. 9.16

4 Массовая доля серы, %, не более

2,0 (1,5)

По ГОСТ Р 51947 или ГОСТ Р ЕН ИСО 14596, или [8], или [9] (см. 9.3)

5 Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже

61,0

61,0

61,0

61,0

61,0

61,0

По ГОСТ Р ЕН ИСО 2719 или ГОСТ 6356 (см. 9.4)

6 Содержание сероводорода, мг/кг, не более

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

2,00

По ГОСТ Р 53716 или [10] (см. 9.12), или [11]

7 Кислотное число, мг КОН/г, не более

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

По [12] (см. 9.13)

8 Общий осадок со старением, % масс., не более

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

0,10

По ГОСТ Р 50837.6 или [24] (см. 9.6)

9 Коксовый остаток (микрометод), % масс., не более

2,50

10,00

14,00

15,00

18,00

20,00

По [15] или [16]

10 Температура текучести, °С , не выше:

По ГОСТ 20287 или [18], или [19]

зимой

0

0

30

30

30

30

летом

6

6

30

30

30

30

11 Содержание воды, % об., не более

0,30

0,50

0,50

0,50

0,50

0,50

По ГОСТ 2477 или [20]

12 Зольность, %, не более

0,040

0,070

0,070

0,070

0,100

0,150

По ГОСТ 1461 или [21]

13 Содержание ванадия, мг/кг, не более

50

150

150

150

350

450

По [25] или [26], или [27] (см. 9.8)

14 Содержание натрия, мг/кг, не более

50

100

100

50

100

100

По [25] или [26] (см. 9.9)

15 Содержание алюминия + кремния, мг/кг, не более

25

40

40

50

60

60

По [25] или [26], или [28] (см. 9.10)

16 Отработанные смазочные масла (ОСМ):

кальций и цинк

или

кальций и фосфор, мг/кг

Топливо не должно содержать ОСМ. Топливо считают содержащим ОСМ, если удовлетворено одно из следующих условий:

Кальций 30 и цинк 15

или

кальций 30 и фосфор 15

По [25] или [26], или [29] (см. 9.11)

Категория основана на прежней категории дистиллята DMC.

1 мм/с = 1 сСт .

Покупатель должен определить максимальное содержание серы в соответствии с установленными законом ограничениями (см. приложение В).

При поставке топлива на экспорт требования по содержанию серы устанавливают в договорах и контрактах.

Содержание серы не должно превышать 2,0% (до 31 декабря 2012 г.).

Содержание серы не должно превышать 1,5% (с 1 января 2013 г.)

Согласно доводам, указанным в приложении С, норма на содержание сероводорода установлена с 1 июля 2012 г. До этого времени значение дается для сведения.

См. приложение D.

Покупатели должны иметь гарантию, что эта температура текучести приемлема для оборудования на борту, особенно если судно работает в холодном климате.

Требование по показателю "Температура текучести" (зимой и летом) устанавливают в договорах и контрактах.

Показатель "Отработанные смазочные масла (ОСМ)" определяют только при их введении в топливо.



5.4 Требования на газотурбинные топлива судового назначения приведены в [23], который включает необходимые свойства топлив во время их транспортирования и на месте налива судна.

     6 Требования безопасности  


6.1 Судовые топлива по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007.

6.2 Предельно допустимая концентрация (ПДК) паров алифатических углеводородов в воздухе рабочей зоны - 900/300 мг/м - согласно ГН 2.2.5.1313 [30].

Пары алифатических предельных углеводородов в высоких концентрациях воздействуют на центральную нервную систему и оказывают наркотическое действие на человека при вдыхании.

Контроль содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны осуществляют в соответствии с руководством [31].

Концентрацию углеводородов в воздухе рабочей зоны определяют газохроматографическим методом по [32] или аналогичным метрологически аттестованным методом.

6.3 Судовые топлива раздражают слизистую оболочку и кожу человека, вызывая ее поражение и возникновение кожных заболеваний.

При длительном контакте судовые топлива вызывают изменения функций нервной системы, повышенную заболеваемость органов дыхания у человека.

6.4 Контакт с судовым топливом не ведет к поражению сердечно-сосудистой системы, кроветворных органов, нарушению обменных процессов.

6.5 Судовое топливо не обладает способностью к кумуляции, проникновению через неповрежденные кожные покровы, не вызывает повышенной чувствительности организма, усиленного роста тканей.

6.6 В соответствии с ГОСТ 12.1.044 судовые топлива представляют собой горючую жидкость с температурой самовоспламенения не ниже 350 °С. Температурные пределы распространения пламени: нижний 62 °С - для судового дистиллятного топлива и 91 °С - для судового остаточного топлива, верхний - 105 °С и 155 °С соответственно.

6.7 При загорании судового топлива применяют следующие средства пожаротушения: распыленную воду, химическую пену; при объемном тушении - углекислый газ, перегретый пар, порошок ПСБ-3, составы СЖБ.

6.8 В помещениях для хранения и эксплуатации судового топлива запрещается обращение с открытым огнем; электрооборудование, электрические сети и арматура искусственного освещения должны быть выполнены во взрывозащищенном исполнении.

При работе с судовым топливом не допускается использование инструментов, дающих при ударе искру.

6.9 Емкости, в которых хранят и транспортируют судовое топливо, металлические части эстакад, трубопроводы, подвижные средства перекачки, рукава и наконечники во время слива и налива судового топлива должны быть защищены от статического электричества в соответствии с ГОСТ 12.1.018.

6.10 Помещение, в котором проводят работы с судовым топливом, должно быть оборудовано общеобменной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, отвечающей требованиям ГОСТ 12.4.021, водопроводной системой и канализацией.

Места интенсивного выделения паров судового топлива в воздух рабочей зоны должны быть оборудованы местными вытяжными устройствами.

В помещениях для хранения судового топлива не допускается хранить кислоты, баллоны с кислородом и другие окислители.

Требования к технологическому процессу производства и проведению контроля за соблюдением санитарных правил и мероприятий должны соответствовать СП 2.2.2.1327 [33].

6.11 При разливе судового топлива необходимо собрать его в отдельную тару, место разлива промыть мыльным раствором, затем промыть горячей водой и протереть сухой тканью.

При разливе на открытой площадке место разлива засыпать песком с последующим его удалением и обезвреживанием в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322 [34].

6.12 Необходимыми мерами предосторожности при работе с судовым топливом является применение средств индивидуальной защиты по ГОСТ 12.4.011 и ГОСТ 12.4.103 или ГОСТ 12.4.111, или ГОСТ 12.4.112, а также типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.

В местах с концентрацией паров, превышающей ПДК, применяют противогазы марки БКФ и шланговые противогазы марки ПШ-1 или аналогичные в соответствии с ГОСТ 12.4.034.

При попадании судового топлива на открытые участки тела необходимо его удалить и обильно промыть кожу водой с мылом; при попадании на слизистую оболочку глаз - обильно промыть теплой водой.

Для защиты кожи рук следует применять защитные рукавицы в соответствии с ГОСТ 12.4.010 и средства индивидуальной защиты рук - в соответствии с ГОСТ 12.4.020; мази и пасты - в соответствии с ГОСТ 12.4.068.

6.13 Все работающие с судовым топливом должны проходить предварительные, при приеме на работу и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказами Минздрава РФ, утвержденными в установленном порядке, а также инструктаж по технике безопасности в соответствии с ГОСТ 12.0.004.

     7 Требования охраны окружающей среды


7.1 С целью охраны атмосферного воздуха от загрязнений выбросами вредных веществ должен быть организован постоянный контроль за содержанием предельно допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ 17.2.3.02.

Содержание алканов в приземном слое на границе санитарно-защитной зоны с учетом рассеивания не должно превышать 1,0 мг/м согласно ГН 2.1.6.1338 [35].

7.2 Основными средствами охраны окружающей среды от вредных воздействий судового топлива является использование в технологических процессах и операциях, связанных с производством, транспортированием, применением и хранением данного продукта, герметичного оборудования; строгое соблюдение технологического режима.

7.3 При производстве, хранении и применении судового топлива должны быть предусмотрены меры, исключающие попадание топлива в системы бытовой и ливневой канализации, а также в открытые водоемы и почву.

     8 Правила приемки


8.1 Судовые топлива принимают партиями.

Партией считается любое количество судового топлива, изготовленного в ходе непрерывного технологического цикла по утвержденной технологии, однородного по компонентному составу и показателям качества, сопровождаемого паспортом, выданным при приемке на основании испытания объединенной пробы.

Паспорт продукции должен соответствовать требованиям технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 и настоящего стандарта.

8.2 При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии.

Результаты повторных испытаний считаются окончательными и распространяются на всю партию.



     9 Методы испытаний

9.1 Отбор проб судового топлива проводят по ГОСТ 2517 или [36].


Для объединенной пробы берут 3 дм топлива.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs