Статус документа
Статус документа

ГОСТ 28300-2010 Валы карданные тягового привода тепловозов и дизель-поездов. Общие технические условия (с Поправками)

     4 Технические требования

4.1 Общие требования

4.1.1 Допустимая предельная частота вращения карданных валов должна быть не более 70% критической частоты вращения, определяемой изгибной жесткостью деталей вала. Критическую частоту вращения указывают в паспорте карданного вала.

Критическую частоту вращения , с, вычисляют по формуле

,                                                       (1)


где - номинальный наружный диаметр трубы, мм;     

- номинальный внутренний диаметр трубы, мм;     

- расстояние между центрами шарниров, мм.

Примечание - При вычислении используют диаметры и нешлицевой части вала, выполненной в виде трубы. В случае выполнения ее в виде стержня диаметр считают равным нулю.


Расстояние вычисляют по формуле

.                                                (2)


(Поправка, ИУС 5-2016).

4.1.2 Крутящий момент по пределу текучести для карданного вала, имеющего соответствующее обозначение, должен быть не менее значения, указанного в таблице 1.

4.1.3 Дисбаланс для каждого шарнира карданного вала не должен превышать значения, указанного в таблице 1.

4.1.4 Срок службы карданного вала до капитального ремонта (при условии выполнения текущих ремонтов) при длительном тяговом крутящем моменте, не превышающем значения для соответствующего типа вала, указанного в таблице 1, и вероятности безотказной работы 0,9 должен составлять не менее:

- 10 лет работы для маневровых и промышленных тепловозов;

- 900000 км пробега для магистральных тепловозов и дизель-поездов;

- 600000 км пробега для рельсовых автобусов и специального подвижного состава (автомотрис).

(Поправка, ИУС 5-2016).

4.2 Конструктивные требования

4.2.1 Максимальный угол излома в шарнирах, т.е. острый угол между осью фланца и осью средней части вала, ограничиваемый конструкцией элементов карданного вала, должен быть не менее 12°.

4.2.2 Подвижные элементы карданного вала, обеспечивающие изменение его длины, изготовляют в виде шлицевого соединения с эвольвентным профилем зубьев по ГОСТ 6033. Допускается шлицевое соединение с прямобочным профилем зубьев.

4.2.3 В шарнирах рекомендуется применять игольчатые или роликовые подшипники.

4.2.4 Допустимое несовпадение в одной плоскости осей отверстий под подшипники в проушинах обеих вилок - не более 6°.

4.2.5 В шарнирах должен быть обеспечен гарантированный осевой зазор по торцам шипов крестовины.

Между торцом шипа и дном кольца (стакана) подшипника или крышей проушины следует применять плавающий подшипник скольжения из полиамида или другого материала, не уступающего по потребительским качествам полиамиду.