4.1 Общие требования
4.1.1 Допустимая предельная частота вращения карданных валов должна быть не более 70% критической частоты вращения, определяемой изгибной жесткостью деталей вала. Критическую частоту вращения указывают в паспорте карданного вала.
Критическую частоту вращения , с, вычисляют по формуле
, (1)
где - номинальный наружный диаметр трубы, мм;
- номинальный внутренний диаметр трубы, мм;
- расстояние между центрами шарниров, мм.
Примечание - При вычислении используют диаметры и нешлицевой части вала, выполненной в виде трубы. В случае выполнения ее в виде стержня диаметр считают равным нулю.
Расстояние вычисляют по формуле
. (2)
(Поправка, ИУС 5-2016).
4.1.2 Крутящий момент по пределу текучести для карданного вала, имеющего соответствующее обозначение, должен быть не менее значения, указанного в таблице 1.
4.1.3 Дисбаланс для каждого шарнира карданного вала не должен превышать значения, указанного в таблице 1.
4.1.4 Срок службы карданного вала до капитального ремонта (при условии выполнения текущих ремонтов) при длительном тяговом крутящем моменте, не превышающем значения для соответствующего типа вала, указанного в таблице 1, и вероятности безотказной работы 0,9 должен составлять не менее:
- 10 лет работы для маневровых и промышленных тепловозов;
- 900000 км пробега для магистральных тепловозов и дизель-поездов;
- 600000 км пробега для рельсовых автобусов и специального подвижного состава (автомотрис).
(Поправка, ИУС 5-2016).
4.2 Конструктивные требования
4.2.1 Максимальный угол излома в шарнирах, т.е. острый угол между осью фланца и осью средней части вала, ограничиваемый конструкцией элементов карданного вала, должен быть не менее 12°.
4.2.2 Подвижные элементы карданного вала, обеспечивающие изменение его длины, изготовляют в виде шлицевого соединения с эвольвентным профилем зубьев по ГОСТ 6033. Допускается шлицевое соединение с прямобочным профилем зубьев.
4.2.3 В шарнирах рекомендуется применять игольчатые или роликовые подшипники.
4.2.4 Допустимое несовпадение в одной плоскости осей отверстий под подшипники в проушинах обеих вилок - не более 6°.
4.2.5 В шарнирах должен быть обеспечен гарантированный осевой зазор по торцам шипов крестовины.
Между торцом шипа и дном кольца (стакана) подшипника или крышей проушины следует применять плавающий подшипник скольжения из полиамида или другого материала, не уступающего по потребительским качествам полиамиду.