Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

ГОСТ 28300-2010

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ВАЛЫ КАРДАННЫЕ ТЯГОВОГО ПРИВОДА ТЕПЛОВОЗОВ И ДИЗЕЛЬ-ПОЕЗДОВ

Общие технические условия

Cardan shafts of traction drive of diesel locomotives and diesel trains. General specifications



МКС 45.060.10

Дата введения 2011-09-01

     

Предисловие


Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 ноября 2010 г. N 38)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Грузия

GE

Грузстандарт

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины


(Поправка, ИУС 5-2012)

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 февраля 2011 г. межгосударственный стандарт ГОСТ 28300-2010 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2011 г.

5 Для Российской Федерации в настоящем стандарте полностью реализованы требования технического регламента "О безопасности железнодорожного подвижного состава" применительно к объекту технического регулирования - карданным валам главного привода тепловозов, дизель-поездов, рельсовых автобусов, дизель-электропоездов:

- пункты 4.1.2, 4.1.3, 4.2.1, 4.3.1, 4.3.2 содержат минимально необходимые требования безопасности;

- пункты 6.2 и 6.3 устанавливают правила отбора образцов для подтверждения соответствия;

- подразделы 7.1-7.4 устанавливают методы проверки минимально необходимых требований безопасности

6 ВЗАМЕН ГОСТ 28300-89

7 ИЗДАНИЕ (сентябрь, 2019 г.) с Поправками (ИУС 5-2012, ИУС 5-2016, ИУС 9-2016)


Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на карданные валы привода от силовой установки на колесные пары магистральных, маневровых и промышленных тепловозов, дизель-поездов, рельсовых автобусов, а также специального самоходного подвижного состава с нагрузкой колесной пары на рельсы от 100 до 250 кН.

(Поправка, ИУС 5-2016).



     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.003 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ 15.309 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения

ГОСТ 26.020 Шрифты для средств измерений и автоматизации. Начертания и основные размеры

ГОСТ 305 Топливо дизельное. Технические условия

ГОСТ 1050 Металлопродукция из нелегированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия

ГОСТ 4543 Металлопродукция из конструкционной легированной стали. Технические условия

ГОСТ 5378 Угломеры с нониусом. Технические условия

ГОСТ 6033 Основные нормы взаимозаменяемости. Соединения шлицевые эвольвентные с углом профиля 30°. Размеры, допуски и измеряемые величины

ГОСТ 9012 (ИСО 410-82, ИСО 6506-81) Металлы. Метод измерения твердости по Бринеллю

ГОСТ 9013 (ИСО 6508-86) Металлы. Метод измерения твердости по Роквеллу

ГОСТ 9031 Меры твердости образцовые. Технические условия

ГОСТ 10198 Ящики деревянные для грузов массой св. 200 до 20000 кг. Общие технические условия

ГОСТ 14192 Маркировка грузов

ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16350 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей

ГОСТ 19853 Пресс-масленки. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Классификация

3.1 Типы, основные параметры и размеры карданных валов должны соответствовать указанным на рисунках 1 и 2 и в таблице 1.

     
Рисунок 1 - Тип 1

     

          

   
Рисунок 2 - Тип 2



Таблица 1

Размеры в миллиметрах

Наименование параметра

Значение параметра для типа


1

2

Крутящий момент по пределу текучести, кН·м, не менее

31

43

60

80

21

40

Длительный тяговый крутящий момент, кН·м, не менее

10

14

20

27

7

13

Диаметр фланца (поле допуска h14)

250

285

315

350

235

325

Диаметр габарита вращающегося вала между шарнирами при отсутствии излома , не более

280

300

310

375

270

300

Диаметр окружности центров отверстий во фланце (позиционный допуск осей - по 4.2.6)

218

245

280

310

205

293

Диаметр центрирующей выточки (поле допуска Н8)

140

175

175

220

-

-

Диаметр центрирующего выступа фланца (поле допуска h8)

-

-

-

-

223

315

Диаметр отверстия под болты фланца

Номинальный

18

20

22

14

17



Поле допуска

В11

С11

Н11

Н9



Количество

8

10

8

Глубина центрирующей выточки фланца , не менее

6

7

8

-

-

Высота центрирующего выступа фланца , не менее

-

-

-

-

4

5

Расстояние от центра шарнира до присоединительной поверхности фланца , не более

135

140

150

170

110

125

Минимальная длина вала при заказе , не менее

750

800

850

1080

720

735

Изменение длины вала за счет перемещения в шлицах , не менее

45

45

50

55

50

25

Толщина фланца (поле допуска h14)

18

20

22

25

15

21

Допустимый дисбаланс для каждого шарнира, г·мм, не более

700

1300

2000

9000

500

3000

3.2 В зависимости от способа центрирования фланцев карданного вала относительно фланцев присоединяемых валов карданные валы изготовляют двух типов: