Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р ИСО 11064-7-2010

Группа Э65

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЦЕНТРОВ УПРАВЛЕНИЯ

Часть 7

Принципы оценки

Ergonomic design of control centres. Part 7. Principles for evaluation



ОКС 13.180

Дата введения 2011-12-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 201 "Эргономика"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2010 г. N 527-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 11064-7:2006* "Эргономическое проектирование центров управления. Часть 7. Принципы оценки центров управления" (ISO 11064-7:2006 "Ergonomic design of control centres - Part 7: Principles for the evaluation of control centres").

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение


Настоящий стандарт устанавливает руководящие принципы, эргономические требования и рекомендации по оценке центров управления.

Настоящий стандарт позволяет наиболее полно учесть требования пользователей. Полная стратегия обеспечения выполнения требований пользователей представлена в ИСО 11064-1.

В ИСО 11064-2 приведены руководящие указания по планированию и проектированию центров управления в части их технического обслуживания. В ИСО 11064-3 установлены требования и руководящие указания по размещению центров управления. Требования к конструкции рабочих станций, дисплеев и средств управления и физическим параметрам производственных условий приведены в ИСО 11064-4 и ИСО 11064-6.

________________

ИСO 11064-1:2000 "Эргономическое проектирование центров управления. Часть 1. Принципы проектирования центров управления" (ISO 11064-1:2000 "Ergonomic design of control centres. Part 1. Principles for the design of control centres").

ИСО 11064-2:2000 "Эргономическое проектирование центров управления. Часть 2. Принципы организации центров управления" (ISO 11064-2:2000 "Ergonomic design of control centres. Part 2. Principles for the arrangement of control suites").

ИСО 11064-3:1999 "Эргономическое проектирование центров управления. Часть 3. Расположение зала управления" (ISO 11064-3:1999 "Ergonomic design of control centres. Part 3. Control room layout").

ИСО 11064-4:2004 "Эргономическое проектирование центров управления. Часть 4. Расположение и размеры рабочих мест" (ISO 11064-4:2004 "Ergonomic design of control centres - Part 4: Layout and dimensions of workstations").

ИСО 11064-6:2005 "Эргономическое проектирование центров управления. Часть 6. Требования к состоянию окружающей среды для центров управления" (ISO 11064-6:2005 "Ergonomic design of control centres - Part 6: Environmental requirements for control centres").


Все стандарты серии ИСО 11064 обеспечивают выполнение общих принципов эргономического проектирования при изготовлении и обслуживании центров управления.

Настоящий стандарт будет полезен для руководителей проектов, инженеров службы приемки, потребителей, поставщиков и регулирующих органов.

Пользователями настоящего стандарта являются также операторы центров управления и некоторые другие заинтересованные группы пользователей, потребности которых составляют основу эргономических требований, используемых разработчиками международных и национальных стандартов. Применение настоящего стандарта позволит обеспечить пользователю рабочую среду, которая в наибольшей степени соответствует его требованиям. Это способствует снижению количества ошибок и повышению производительности труда.

Международный стандарт, на основе которого подготовлен настоящий стандарт, разработан техническим комитетом ИСО/ТС 159 "Эргономика".

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает эргономические критерии для оценки центров управления. Стандарт содержит руководящие принципы, эргономические требования и рекомендации по оценке элементов центров управления, т.е. аппаратных подсистем управления, помещений, рабочих станций, дисплеев и рабочей среды.

Стандарт предназначен для всех типов центров управления, включая центры управления промышленными процессами, транспортными системами и диспетчерскими пунктами аварийных служб. Несмотря на то, что настоящий стандарт затрагивает в основном стационарные центры управления, многие его принципы могут быть применены для мобильных центров, расположенных, например, на кораблях или на самолетах.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ИСО 11064-1:2000 Эргономическое проектирование центров управления. Часть 1: Принципы проектирования центров управления (ISO 11064-1:2000, Ergonomic design of control centres. Part 1. Principles for the design of control centres)

ИСО 13407:1999 Процессы проектирования, ориентированного на человека, в интерактивных системах (ISO 13407:1999, Human-centred design processes for interactive systems)*

________________

* Стандарт заменен на ИСО 9241-210:2010 "Эргономика взаимодействия человек-система. Часть 210. Ориентированное на человека проектирование интерактивных систем" (ISO 9241-210:2010 "Ergonomics of human - system interaction - Part 210: Human-centred design for interactive systems").

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 процесс оценки (evaluation process): Действия по всем видам верификации и валидации проекта, в том числе выбранные методы и регистрация полученных результатов.

Примечание - Выражение "процесс оценки" в настоящем стандарте использовано в качестве синонима выражения "процесс верификации и валидации".

3.2 индивидуальная модификация, HED (human engineering discrepancy, HED): Изменение некоторой общепринятой конструкции системы, учитывающее особенности действий или возможностей человека - оператора и/или пользователя.

Примечание - Такой индивидуальной модификацией может быть, например, изменение конструкции, учитывающее определенные предпочтения оператора/пользователя.

3.3 резолюция (заключение, выводы) (resolution): Принятие решения по несоответствиям, выявленным в процессе проведения верификации и валидации.

3.4 понимание ситуации (situation awareness): Соотношение между пониманием оператором/пользователем состояния управляемой системы и/или процесса и их фактическим состоянием в каждый момент времени.

Примечание - Это понятие первоначально использовано Эндсли [4] по отношению к пилоту, находящемуся в кабине самолета, и определено как "восприятие элементов окружающей среды в пределах заданного времени и доступного пространства кабины, понимания значения этих элементов и прогнозирования их состояния на ближайшее будущее".

3.5 достоверность (validity): Степень, с которой измерительный прибор или методика измерений могут продемонстрировать свою способность измерять то, что они предназначены измерять.

Примечание 1 - Например, достоверность идентификации личности зависит от используемых процедур измерений. Критерий достоверности позволяет ответить на вопрос: является ли используемая процедура разумным способом получить необходимую информацию?

Примечание 2 - Достоверность прогноза характеризует возможность на основе измерений изучаемых характеристик прогнозировать реальные свойства рассматриваемой окружающей среды.

3.6 валидация (validation): Подтверждение на основе объективных данных, что установленные требования в условиях намеченного использования или применения выполнены.

Примечание 1 - Адаптированное определение по ИСО 9000:2005, пункт 3.8.5 [1].

Примечание 2 - См. рисунок 1.


Рисунок 1 - Роль верификации и валидации

  

Примечание 3 - Данный термин часто используют совместно с термином "верификация", и оба термина составляют аббревиатуру "V&V" (верификация и валидация).

3.7 верификация (verification): Подтверждение на основе объективных данных, что установленные требования были выполнены.

Примечание 1 - Адаптированный термин по ИСО 9000:2005, пункт 3.8.4 [1].

Примечание 2 - См. рисунок 1.

Примечание 3 - Данный термин часто используют совместно с термином "валидация", и оба термина составляют аббревиатуру "V&V" (верификация и валидация).

3.8 план  верификации и валидации (V&V план) (verification and validation plan): План, специально разработанный для управления процессом оценки.  

3.9 рабочая нагрузка (workload): Физические и ментальные требования, установленные для пользователей системы и/или обслуживающего персонала.

     4 Требования и рекомендации для процесса оценки


В 4.1-4.10 представлены общие требования и рекомендации, установленные для процесса эргономической оценки. В приложении А приведен лист проверки выполнения этих требований.

     4.1 Основные требования к верификации и валидации

а) Верификация и валидация должны быть частью общего процесса проектирования в соответствии с ИСО 13407 и ИСО 11064-1 (см. рисунок 2).

     
Рисунок 2 - Верификация и валидация в процессе проектирования



b) Верификацию и валидацию следует проводить на всех этапах жизненного цикла проекта.

c) Испытания должны быть проведены на возможно более ранних этапах проектирования, чтобы можно было произвести необходимые корректирующие действия.

Результаты проведенных ранее работ по верификации и валидации могут быть повторно использованы в идентичных условиях. Окончательное решение относительно допустимых форм проведения верификации и валидации должно быть индивидуальным в каждом конкретном случае. Дополнительная информация приведена в приложении В.

     4.2 План верификации и валидации

a) План верификации и валидации должен быть подготовлен на ранних этапах реализации проекта до проведения верификации и валидации.

Примечание - В плане верификации и валидации должны быть отражены, как минимум, следующие пункты:

- цели верификации и валидации, такие как максимизация производительности операторов, безопасность рабочих процессов, уменьшение совершаемых людьми ошибок, улучшение средств поддержки используемых оператором средств технического обслуживания, повышение удовлетворенности выполняемой работой, улучшение качества продукции;

- полномочия для проведения верификации и валидации и используемые термины;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs