Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54003-2010 Экологический менеджмент. Оценка прошлого накопленного в местах дислокации организаций экологического ущерба. Общие положения (Переиздание)

     7 Субъекты деятельности и требования к определению характера и размеров ответственности за нанесенный в прошлом экологический ущерб

7.1 Государство является собственником отходов, которые образованы на объектах государственной собственности или находятся на территории Российской Федерации и не имеют собственника или собственник которых неизвестен.

7.2 Если отходы, сбросы, инородные предметы брошены собственником или оставлены иным способом с целью отказа от прав собственности на них, лицо (новый владелец), в собственности, во владении либо в пользовании которого находится территория, земельный участок, водоем или иной объект, на котором накоплены отходы, сбросы, инородные предметы, может взять их в собственность, не забывая о необходимой осмотрительности и международном принципе "покупатель, будь бдителен", начиная использование или совершая иные действия, свидетельствующие о получении их в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.3 Новый владелец, определяя для каждого отдельного случая приобретения загрязненной территории (участка) конкретный способ ответственности (солидарная ответственность или ответственность по делимому обязательству), вправе в судебном порядке потребовать возмещения ущерба, нанесенного территории (участку) в связи с оставлением там отходов, сбросов, инородных предметов, независимо от дальнейшего использования территории (участка), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

7.4 Определение способов использования накопленных в прошлом отходов, сбросов, инородных предметов, согласно 7.1-7.3, возлагается на местные органы государственной власти и органы местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Местные органы государственной власти и органы местного самоуправления с учетом международного принципа "защити добросовестного собственника" ведут учет накопленных в прошлом отходов, сбросов, инородных предметов и несут ответственность за соблюдение условий безопасного и ресурсосберегающего обращения с ними при обязательном условии снижения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

7.5 Собственники или пользователи земельных участков (территорий), на которых обнаружены не принадлежащие им отходы, сбросы, инородные предметы, обязаны помнить о применении общего принципа "загрязнитель платит" и уведомлять о них соответствующий местный орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые, в свою очередь, обязаны взаимодействовать с собственниками отходов, сбросов в отношении определения классов их опасности и токсичности, учета, паспортизации, а также выработать эффективные меры относительно экобезопасного обращения с ними.

7.6 Для территорий (участков), перешедших в иную (не государственную) форму собственности, механизм финансовой ответственности должен предусматривать дифференцированный подход с учетом площади территории (участка), стоимости их приобретения и последствий нанесенного в прошлом экологического ущерба.

7.7 Распределение ответственности целесообразно осуществлять на постоянной и устойчивой основе с учетом рекомендательных положений [15]. При этом допускается однократное освобождение от ответственности в течение определенного периода времени.

7.8 Привлечение бюджетных средств или целевых займов для финансирования очистных работ на территории (участке) с историческим загрязнением возможно с учетом региональных особенностей в следующих ситуациях (по мере убывания их значимости согласно [8]):

- если территория (участок) находится в государственной, муниципальной собственности;

- для предупреждения возможных чрезвычайных ситуаций;

- при существенной угрозе здоровью населения, проживающего вблизи загрязненных территорий (участков);

- при банкротстве нового собственника территории (участка).

7.9 Субъектами деятельности в установленной в настоящем стандарте области применения могут быть представители Правительства Российской Федерации, Минприроды России, МЧС России, Минпромторга России, органов власти субъектов Российской Федерации, а также международных организаций [8].