4.7.1 Грузоотправители и грузополучатели при выполнении погрузочно-разгрузочных работ должны использовать устройства, предназначенные для загрузки и разгрузки специализированных вагонов.
Разгрузка вагонов-хопперов открытого типа для агломерата и окатышей грейферными кранами и на вагоноопрокидывателях не допускается без разрешения железнодорожной администрации и собственников вагонов.
Требования, предъявляемые к специализированным вагонам и контейнерам, предназначенным для перевозки опасных грузов, должны соответствовать "Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам" [3].
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.7.2 При эксплуатации вагонов-хопперов должны выполняться следующие требования.
Зависающий в вагоне груз следует удалять с помощью специальных лопаток-шуровок или вибрационных машин, которые генерируют вынуждающую силу, не превышающую по амплитуде:
- 6,4 кН (0,65 тс) - при установке устройства на штатные скобы в нижней части бункеров;
- 36 кН (3,7 тс) - при установке устройства на нижнюю обвязку вагона-хоппера или прижиме устройства к нижней обвязке и стойкам.
При каждой разгрузке вагона допускается периодическое воздействие виброустройства на вагон не более 3 с при общей продолжительности не более 1 мин.
Штурвал ручного привода механизма разгрузки при открывании и закрывании крышек разгрузочных люков следует вращать без применения рычагов, труб, ломов и т.д.
Перед началом разгрузки в случае отсутствия противовакуумных отверстий, предусмотренных конструкцией, следует открыть крышки загрузочных люков.
После загрузки и разгрузки следует очистить от остатков груза крышки, места отбуртовок люков и вагон снаружи; после разгрузки очистить вагон внутри, закрыть крышки запирающим рычагом (запорным механизмом).
Температура загружаемого цемента не должна превышать 70°С.
4.7.3 При эксплуатации вагонов-хопперов с пневматическим приводом механизма разгрузки должны выполняться следующие требования:
- перед разгрузкой открыть крышки загрузочных люков;
- давление сжатого воздуха, подаваемого в механизм разгрузки, должно быть не выше 0,6 МПа (6,1 кгс/см);
- при ручном управлении механизмом разгрузки крышки разгрузочных люков открывать одновременно с двух сторон рычагом длиной не более 800 мм. Перед открыванием крышек вывести блокирующий рычаг из зацепления с фиксатором на приводном валу. После закрывания крышек перевести червяк в нерабочее положение и заблокировать механизм от раскрытия.
При замерзании трубопроводов и приборов пневмосистем механизма разгрузки разогревать их открытым пламенем не допускается.
Остукивание элементов кузова (рамы) для удаления остатков груза допускается проводить ударами деревянного молотка массой не более 2 кг без повреждения окраски кузова и его деформации.
Не допускается устранение течи цемента через неплотности разгрузочных люков посредством его смачивания.
4.7.4 При эксплуатации вагонов для перевозки битума (бункерных полувагонов) должны выполняться следующие требования:
- при наливе температура груза не должна превышать 150°С, а расстояние от поверхности груза до верхних кромок бортов бункера должно быть не менее 0,25 м;
- выгрузку битума из бункеров проводить поочередно;
- застывший груз в бункерах разогревать паром под давлением в системе обогрева не более 0,4 МПа (4 кгс/см). Не допускается выкалывание застывшего битума, разогрев битума средствами, вызывающими пережог металла бункеров и других элементов вагонов, разогрев битума до полного расплавления всей массы в бункере и выгрузка его в жидком состоянии.
После выгрузки битума бункеры должны быть установлены в транспортное положение, крюки зацеплены за упоры бункера, а винты затянуты.
4.7.5 При эксплуатации двухъярусных вагонов для перевозки легковых автомобилей должны выполняться следующие требования:
- после загрузки (разгрузки) вагона переездные площадки следует установить в транспортное положение и зафиксировать с помощью крюковых захватов, а колесные упоры закрепить;
- при погрузке колесные упоры убрать с пути следования колес автомобилей;