В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 5492 и [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 органолептический (сенсорный) анализ: Определение свойств и структуры объекта, идентификация компонентов объекта с помощью органов чувств человека.
3.2 испытатель (эксперт, дегустатор): Лицо в составе группы, привлекаемое для органолептического анализа (оценки).
3.3 лидер группы испытателей: Лицо, являющееся руководителем группы испытателей и наделенное руководством лаборатории соответствующими полномочиями и ответственностью.
Примечание - Группу испытателей допускается называть "экспертной группой". Существует также термин "панель" (panele), однако его применение не рекомендуется.
3.4 объект органолептического анализа (оценки): Съедобное или несъедобное вещество или природное образование, изделие или материал, характеристики которого определяются методами органолептического анализа (оценки).
Примечание - Примерами объектов органолептического анализа (оценки) являются:
- пищевая продукция и продовольственное сырье (в области определения характеристик внешнего вида, запаха, вкуса, хруста, консистенции и т.п.);
- пищевые ароматизаторы и сырье для их производства (в области определения характеристик внешнего вида, цвета и запаха);
- вода питьевая (в области определения запаха, вкуса, цвета);
- вода сточная (в области определения запаха, цвета);
- парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии, сырье для их производства (в области определения внешнего вида, цвета и запаха);
- парфюмерные композиции и отдушки, сырье для их производства (в области определения внешнего вида, цвета и запаха);
- нефть и нефтепродукты (в области определения характеристик внешнего вида, запаха);
- драгоценные камни (в области определения характеристик внешнего вида);
- другие объекты непродовольственного назначения (в области определения характеристик внешнего вида, запаха, шероховатости и т.п.).
3.5 внешний вид объекта органолептического анализа (оценки): Совокупность идентификационных свойств (характеристик) продукции, оцениваемых испытателем (экспертом, дегустатором) с помощью органов зрения.
Примечание - К характеристикам внешнего вида продукции относят такие свойства (характеристики) продукции, как цвет, форма, прозрачность, наличие посторонних включений (частиц), наличие внешних и внутренних неоднородностей (структур роста, трещин), блеск, характер свечения при ультрафиолетовом освещении и т.п.
3.6 стимул: Фактор, характерный для объекта органолептической оценки, вызывающий реакцию одного или нескольких органов чувств человека.
3.7 порог восприятия: Минимальное значение стимула, необходимое для возникновения ощущения.