ГОСТ Р 53392-2009
Группа П87
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
Анализ логистической поддержки. Основные положения
Integrated logistic support. Logistic support analysis. General principles
ОКС 01.040.01
Дата введения 2010-07-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр CALS-технологий "Прикладная логистика" (АНО НИЦ CALS-технологий "Прикладная логистика")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 459 "Информационная поддержка жизненного цикла изделий"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2009 г. N 393-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Стандарт устанавливает основные положения анализа логистической поддержки (АЛП) в рамках интегрированной логистической поддержки изделий, в том числе в отношении изделий, закупаемых федеральными министерствами и ведомствами.
Настоящий стандарт предназначен для применения при разработке новых образцов техники, при поставках техники иностранным и отечественным государственным заказчикам, при разработке и поставках систем послепродажного сопровождения.
На основе настоящего стандарта допускается, при необходимости, разрабатывать стандарты, учитывающие особенности анализа логистической поддержки конкретных видов техники в зависимости от их специфики с учетом объема, сложности и характера работы.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 53393-2009 Интегрированная логистическая поддержка. Основные положения
ГОСТ Р 53394-2009 Интегрированная логистическая поддержка. Основные термины и определения
ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов
ГОСТ 27.002-89* Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения
______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 27.002-2009. - Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 27.310-95 Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения
ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины, приведенные в ГОСТ Р 53394, ГОСТ 18322 и ГОСТ 27.002, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 контроль поддерживаемости: Проверка соответствия изделия и его системы технической эксплуатации заданным требованиям к поддерживаемости.
3.1.2 показатель поддерживаемости: Численная оценка поддерживаемости как функции коэффициента готовности и определяющих его параметров надежности (безотказности), ремонтопригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности, а также затрат, связанных с использованием изделия по его служебному назначению, с техническим обслуживанием и ремонтом. Методику расчета показателя поддерживаемости разрабатывают в рамках подготовки стратегии анализа логистической поддержки.
3.1.3 требования к поддерживаемости: Установленные в технической документации на изделие и его систему технической эксплуатации значения показателя поддерживаемости и его отдельных составляющих.
3.2 Сокращения
В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:
АВПКО - анализ видов, последствий и критичности отказов;
АЛКН - альтернативный логистический контрольный номер;
АЛП - анализ логистической поддержки;
АООН - анализ обслуживания, обеспечивающего надежность;
БД АЛП - база данных анализа логистической поддержки;
ЖЦИ - жизненный цикл изделия;
ИЛП - интегрированная логистическая поддержка;
КД - конструкторская документация;
КТПО - категория тяжести последствий отказа;
ЛКН - логистический контрольный номер;
ЛСИ - логистическая структура изделия;
ЛСФ - логистическая структура функций;
МТО - материально-техническое обеспечение;
НИР - научно-исследовательская работа;
СЖЦИ - стоимость жизненного цикла изделия;
СТЭ - система технической эксплуатации изделия;
ФИ - финальное изделие;
ТЗ - техническое задание;
ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;
ЭД - эксплуатационная документация;
ЭК - элемент-кандидат.
4.1 АЛП представляет собой формализованную технологию исследования изделия и вариантов его СТЭ. АЛП направлен на обеспечение рационального соотношения между значениями СЖЦИ и коэффициента готовности изделия, удовлетворяющего требованиям заказчика. При необходимости по результатам АЛП может быть определено значение показателя поддерживаемости и сопоставлено с заданным в технических требованиях заказчика.
4.2 АЛП охватывает следующие основные направления:
- анализ конструкции изделия в процессе ее разработки с целью выработки рекомендаций по обеспечению/повышению надежности, ремонтопригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности и, в конечном счете, коэффициента готовности изделия при ограничениях на СЖЦИ;
- разработка и анализ вариантов СТЭ изделия, обеспечивающих заданные требования в отношении СЖЦИ при определенных ограничениях на коэффициент готовности;
- анализ взаимодействия изделия и СТЭ с целью выявления их рационального сочетания, обеспечивающего заданные требования в отношении показателя поддерживаемости;
- контроль эксплуатационных характеристик изделия в процессе его использования по назначению (в частности, СЖЦИ, коэффициента готовности и др.) и выявление основных факторов, оказывающих негативное влияние на показатель поддерживаемости.
4.3 Для сложных изделий (самолет, вертолет, корабль и т.д.) АЛП рекомендуется проводить по частям, выбирая в качестве объектов анализа основные функциональные элементы изделия - системы, подсистемы.
4.4 В соответствии с международным опытом задачи АЛП объединяются в следующие группы:
а) планирование АЛП, управление и контроль за его проведением;
б) изучение условий эксплуатации и формирование требований к изделию и СТЭ;
в) анализ вариантов конструкции изделия, СТЭ и их взаимодействия;
г) определение потребностей в логистических ресурсах;
д) контроль показателя поддерживаемости и других эксплуатационных характеристик изделия.
4.5 В зависимости от типа проекта, сложности изделия, стадии ЖЦИ исполнителями задач АЛП могут быть как подрядчик, так и заказчик. Часть задач выполняется объединенными рабочими группами, включающими представителей заказчика и подрядчика.
Примечание - В контексте настоящего стандарта под термином "подрядчик" подразумевается разработчик изделия.
4.6 Подрядчик, как правило, выполняет следующие функции в отношении АЛП:
- разработка и согласование с заказчиком стратегии и плана АЛП, в том числе полного перечня необходимых задач АЛП, сроков их выполнения и потребных ресурсов (в первую очередь финансовых и трудовых);
- подготовка и согласование с заказчиком распределения обязанностей по выполнению АЛП (перечни задач, выполняемых подрядчиком, заказчиком и объединенными рабочими группами);
- выполнение задач АЛП, предусмотренных соответствующими перечнями;
- предоставление заказчику результатов анализа, информации, необходимой для выполнения АЛП (в части, предусмотренной соответствующим перечнем), и контроля за ходом АЛП;
- выполнение при необходимости дополнительных задач АЛП (помимо задач, указанных в плане АЛП и соответствующих перечнях);
- организация работы по проведению АЛП с субподрядчиками;
- другие функции, предусмотренные контрактом или иной формой соглашения.
4.7 Заказчик, как правило, выполняет следующие функции в отношении АЛП:
- участие в разработке стратегии и плана АЛП (в том числе в определении целей АЛП, выборе задач АЛП, подлежащих выполнению, в определении сроков и потребных финансовых ресурсов), согласование документов;
- участие в подготовке перечней задач АЛП, выполняемых подрядчиком, заказчиком и объединенными рабочими группами; согласование документов;
- выполнение задач АЛП, предусмотренных соответствующими перечнями;
- предоставление подрядчику информации, необходимой для проведения АЛП;
- контроль хода АЛП и оценка его результатов;
- другие функции, предусмотренные контрактом или иной формой соглашения.
4.8 Конкретный состав задач АЛП, объем работ и степень детализации анализа, а также исполнители задач определяются для каждого проекта индивидуально по согласованию между подрядчиком и заказчиком в зависимости от следующих факторов: