ГОСТ Р 53840-2010
Группа Д24
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Двигатели автомобильные
ПУСКОВЫЕ КАЧЕСТВА
Методы испытаний
Automobile engines. Startability. Test methods
ОКС 43.060
ОКП 45 0000
Дата введения 2010-09-15
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ" (ФГУП "НАМИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 июля 2010 г. N 168-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)
Предисловие (Измененная редакция, Изм. N 1).
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.05.2022 N 364-ст c 15.02.2023
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2022
Настоящий стандарт распространяется на двигатели автотранспортных средств (АТС) и устанавливает методы определения их пусковых качеств.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17479.1 Масла моторные. Классификация и обозначения
ГОСТ Р 8.568 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения
ГОСТ Р 53165 (МЭК 6095-1:2018) Батареи стартерные свинцово-кислотные. Часть 1. Общие требования и методы испытаний
ГОСТ Р 53833 Автомобильные транспортные средства. Установки подогревательно-отопительные независимые. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 54120-2010 Двигатели автомобильные. Пусковые качества. Технические требования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями - по ГОСТ Р 54120. Двигатели автомобильные. Пусковые качества. Технические требования.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.1 Подготовка к стендовым испытаниям
4.1.1.1 Подготовка двигателя
Двигатель, предназначенный для испытаний, должен иметь наработку от 50 до 250 ч.
Двигатель должен быть укомплектован навесными агрегатами, системами охлаждения и предпускового подогрева, коробкой передач и двумя аккумуляторными батареями, предусмотренными конструкторской документацией (КД), утвержденной в установленном порядке, на базовую модель автомобиля.
Примечания
1 Допускается изменение комплектации по согласованию с потребителем.
2 При приемочных и периодических испытаниях допускается исключение из комплектации подогревателя-отопителя и коробки передач с поставкой устройства для включения и выключения сцепления.
Для испытаний должен быть предусмотрен комплект запчастей, обеспечивающий проведение опытов в низкотемпературной камере.
Применяемые на двигателях топливные системы, системы зажигания, устройства облегчения пуска, узлы и агрегаты систем охлаждения и предпускового подогрева должны соответствовать требованиям КД.
Для определения теплового состояния двигателя рекомендуют устанавливать датчики температуры, обеспечивающие возможность контроля температур:
- масла у маслоприемника масляного насоса;
- охлаждающей жидкости в полостях блока цилиндров, головке блока и коробке термостатов (или стенок цилиндров и головок блока для двигателей воздушного охлаждения);
- вкладышей коренных подшипников коленчатого вала;
- топлива перед топливным насосом;
- воздуха во впускном трубопроводе.
При испытаниях двигателей с подогревателем-отопителем датчики температуры устанавливают также для контроля температур охлаждающей жидкости во входном и выходном трубопроводах подогревателя-отопителя и газов перед масляным поддоном двигателя.
После установки термодатчиков и сборки двигателя осуществляют его регулировку и обкатку.
При подготовке двигателя к приемочным и периодическим испытаниям датчики температуры должны быть установлены в местах, исключающих разборку двигателя и обеспечивающих контроль температур масла в поддоне двигателя, охлаждающей жидкости в полостях блока цилиндров (или стенок цилиндров и головок двигателя воздушного охлаждения), воздуха во впускном трубопроводе и топлива, подаваемого из топливного бака к двигателю.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.1.2 Подготовка электростартера
При подготовке электростартера в лабораторных условиях определяют его характеристику по [1] и вольт-амперную характеристику аккумуляторной батареи базовой модели автомобиля. По результатам испытаний строят тарировочный график изменения момента на валу электростартера в зависимости от тока в его цепи без учета тока, потребляемого реле электростартера. Допускается определение тарировочного графика изменения момента на валу электростартера с учетом частоты вращения якоря.
4.1.1.3 Подготовка аккумуляторных батарей
При испытаниях используют аккумуляторные батареи, соответствующие требованиям КД.
При подготовке к испытаниям аккумуляторные батареи приводят в рабочее состояние и подвергают циклированию "заряд-разряд" по ГОСТ Р 53165. При этом определяют емкостные и стартерные характеристики.
Для испытаний аккумуляторные батареи подготавливают с 75%-ной степенью заряженности от номинальной.
4.1.1.4 Подготовка материалов
Все испытания проводят на одной партии топлива и масла. Используемые топливо и масло согласно химмотологической карте должны удовлетворять требованиям КД.
При хранении топлива и масла должна быть обеспечена стабильность их характеристик.
Перед началом испытаний из емкости хранения и, периодически в процессе испытаний, из масляного поддона двигателя (или масляного бака при "сухом" картере) отбирают пробы для анализа масла.
При анализе масла определяют:
- плотность при температуре плюс 20 °С;
- температуру застывания;
- кинематическую вязкость при температурах плюс 100 °С, 50 °С, 20 °С, 0 °С и далее через каждые 10 °С ниже 0 °С. При этом последняя температура испытаний должна превышать на 4 °С - 6 °С температуру застывания масла. По результатам анализа строят график изменения вязкости в зависимости от температуры масла (вязкостно-температурная характеристика масла).
В процессе проведения испытаний периодически проверяют состояние свечей зажигания путем измерения величины шунтирующего сопротивления. При шунтирующем сопротивлении менее 500 МОм свечи следует заменить.
4.1.2 Определение минимальных пусковых оборотов
4.1.2.1 Перед началом испытаний проверяют:
- органы управления двигателем и электростартером;
- подключение и работу измерительных приборов;
- зазоры в механизме газораспределения;
- угол опережения впрыска или опережения зажигания;
- работу системы зажигания двигателя с принудительным зажиганием (далее - бензиновым двигателем);
- максимальное давление такта сжатия (компрессия) в каждом цилиндре двигателя при температуре от 0 °С до минус 10 °С и постоянной средней частоте вращения коленчатого вала, равной 100 мин для двигателей с воспламенением от сжатия (далее - дизелей) и 50 мин для бензиновых двигателей.
4.1.2.2 Минимальные пусковые обороты без применения устройств облегчения пуска определяют в диапазоне температур:
- от 0 °С до минус 20 °С - для дизелей;
- от минус 10 °С до минус 30 °С - для бензиновых двигателей.
4.1.2.3 При применении устройств облегчения пуска холодного двигателя минимальные пусковые обороты определяют в диапазоне температур:
- от минус 15 °С до минус 30 °С - для дизелей;
- от минус 20 °С до минус 35 °С - для бензиновых двигателей.
При применении подогревателя-отопителя двигателя минимальные пусковые обороты определяют при температуре, предусмотренной требованиями ГОСТ Р 54120.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.2.4 При определении минимальных пусковых оборотов рекомендуется использование двух сортов моторных масел: зимнего, класса вязкости 8 и маловязкого загущенного, класса вязкости не выше 4з/8 по ГОСТ 17479.1. Зимнее масло рекомендуется применять до температур не ниже минус 15 °С для дизелей и не ниже минус 20 °С для бензиновых двигателей. При более низких температурах рекомендуется применение загущенного маловязкого масла.
4.1.2.5 При замене масла в двигателе на новый сорт осуществляют последовательно следующие операции: