Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 53824-2010 Автомобильные транспортные средства. Колеса неразборные. Технические требования и методы испытаний (с Изменением N 1, с Поправкой)

     6 Методы испытаний

6.1 Внешний вид ободьев проверяют визуально.

6.2 Контроль размеров профиля обода проводят специальными шаблонами, выполненными по рисункам 6-9 и таблицам 9 и 10. Шаблоны должны прилегать к боковой бортовой закраине в двух точках (рисунки 6-9, позиция 1).

В диапазоне между двумя указанными точками допускается следующий максимальный зазор:

- для профилей ободьев с бортовой закраиной В - 0,5 мм;

- для профилей ободьев с бортовой закраиной J, К, L - 0,8 мм.

Размер (5±1)° контролируют шаблоном (рисунок 1).

6.3 Контроль длины окружности ободьев проводят шариковой или плоской рулетками по [1].

6.4 Контроль биений по 4.4 проводят на измерительном устройстве относительно базовых поверхностей установки диска колеса на ступицу.

6.5 Испытания колес при изгибе с вращением

6.5.1 Испытательный стенд должен иметь приводное устройство, посредством которого колесо либо вращается и подвергается воздействию постоянного изгибающего момента (рисунок 11а), либо колесо неподвижно и подвергается воздействию вращающегося изгибающего момента (рисунок 11б).


1 - вращающееся основание стенда (планшайба); 2 - зажимное приспособление; 3 - колесо; 4 - нагрузочный вал; 5 - опора вращения; 6 - детали крепления колеса; 7 - неподвижная опорная поверхность; 8 - привалочная плоскость диска; - испытательная нагрузка; - плечо момента; - вылет обода

Рисунок 11

6.5.2 Проведение испытаний и расчет нагрузочных режимов

Бортовая закраина обода колеса должна быть надежно закреплена зажимным приспособлением к основанию стенда (планшайбе) или к неподвижной опорной поверхности испытательного стенда.

Нагрузочный вал должен быть закреплен на привалочной плоскости диска колеса гайками или болтами (без смазки), аналогичными тем, что используются на АТС.

Допускается крепление колес гайками или болтами, имеющими класс прочности выше применяемых на АТС и не влияющими на геометрию сопряжения испытываемого колеса с имитатором ступицы АТС.

Момент затяжки деталей крепления должен соответствовать установленному в КД.

Допускается в процессе испытаний проводить однократное подтягивание гаек или болтов крепления колеса. После выполнения минимального количества (10) нагрузочных циклов величина момента затяжки не должна быть ниже 50% первоначального значения.

Схема нагружения должна обеспечивать заданную номинальную нагрузку в пределах ±2,5% для колес легковых автомобилей и ±5,0% для колес грузовых автомобилей.

Конструкция элементов крепления колеса на фланце нагрузочного вала и на планшайбе или на неподвижной опорной поверхности должна обеспечивать бездефектное закрепление колеса.

Для создания изгибающего момента на диске колеса к нагрузочному валу прикладывают силу перпендикулярно оси вращения колеса на расстоянии от 0,5 до 1,0 м от привалочной плоскости диска.

Изгибающий момент , Н·м, вычисляют по формуле

,                                        (1)


где - коэффициент нагрузки, принятый равным 2;

- максимальная вертикальная статическая нагрузка на колесо, установленная в КД, Н;