Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 53815-2010 Автомобили легковые. Устройства тягово-сцепные шарового типа. Технические требования и методы испытаний

     5 Методы испытаний

5.1 Цель испытаний

5.1.1 Испытания комплектных разборных и неразборных ТСУ проводят с целью проверки усталостной прочности и долговечности сцепных шаров и буксировочных кронштейнов методом циклических испытаний.

5.1.2 Испытания сцепных головок дышел прицепов проводят с целью проверки их усталостной и статической прочности методами циклических и статических испытаний.

5.2 Испытания комплектных разборных и неразборных ТСУ

5.2.1 Испытания по определению усталостной прочности и долговечности элементов разборного или неразборного ТСУ проводят с использованием комплектного ТСУ в сборе, установленного на испытательном стенде.

5.2.2 Конструкция испытательного стенда должна обеспечивать приложение испытательной нагрузки вдоль линии, находящейся в продольной вертикальной плоскости симметрии буксирующего автомобиля и проходящей через центр сферической поверхности сцепного шара под углом (20)° к горизонтали (рисунок 1).


- нагрузка при испытании ТСУ

Рисунок 1

5.2.3 При испытаниях обеспечивают циклическое нагружение ТСУ знакопеременной силой, действующей на сцепной шар и изменяющейся по синусоидальному закону с амплитудой от плюс до минус .

5.2.4 Амплитуда испытательной нагрузки должна быть равна 0,5. Значение параметра вычисляют по формуле

,                                                 (1)


где - гравитационное ускорение, м/с;

- максимальная конструктивная общая масса (полная масса) буксирующего автомобиля [2];

- максимальная масса прицепа, которую способен буксировать автомобиль [2].

5.2.5 Отклонение амплитуды испытательной нагрузки от номинальной при испытаниях должно быть не более 0,1.

5.2.6 Частота циклического нагружения при испытаниях не нормируется, но не должна превышать 35 Гц.

5.2.7 База испытаний для выявления картины усталостной прочности и проверки долговечности элементов ТСУ - 2х10 циклов.

5.2.8 Для съемных сцепных шаров, съемных кронштейнов сцепных шаров и буксировочных кронштейнов, поставляемых в качестве комплектующих или запчастей, прочностные испытания должны быть проведены по условиям, изложенным в 5.2.1-5.2.7.

5.3 Проведение испытаний ТСУ

5.3.1 Испытания ТСУ проводят на стенде с любым видом циклического нагружения, обеспечивающего выполнение требований 5.2.2-5.2.7.

5.3.2 Стенд должен работать в режиме регулирования силы, поэтому обязательно должен быть оборудован датчиком силы и системой управления по параметру силы. Характеристика датчика силы и системы управления должна обеспечивать выполнение требований 5.2.4-5.2.6.

5.3.3 Испытуемое изделие устанавливают на стенде в соответствии с требованием 5.2.2 и рисунком 1. Крепление ТСУ осуществляют строго через предусмотренные для этого отверстия. Дополнительное крепление не допускается.

5.3.4 На сцепной шар надевают фальшсцепную головку. Части головки, взаимодействующие с шаром, смазывают консистентной смазкой. В процессе испытаний через каждые 100 тысяч циклов производят смазку трущихся поверхностей.

5.3.5 С помощью системы управления стендом задают знакопеременную нагрузку, амплитуду которой устанавливают в соответствии с 5.2.4, а частоту - в соответствии с 5.2.6. Контроль нагрузки осуществляют с помощью датчика силы и измерительно-регистрирующей аппаратуры.

5.3.6 Счет циклов нагружения осуществляют накопительным счетчиком любого типа, обеспечивающим выполнение требований 5.2.6 и 5.2.7.