ГОСТ Р ИСО 24512-2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННАЯ С УСЛУГАМИ ПИТЬЕВОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И УДАЛЕНИЯ СТОЧНЫХ ВОД
Руководящие указания для менеджмента систем питьевого водоснабжения и оценки услуг питьевого водоснабжения
Activities relating to drinking water and wastewater services. Guidelines for the management of drinking water utilities and for the assessment of drinking water services
ОКС 13.060.20
93.025
Дата введения 2011-01-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным учреждением "Уральский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (ФГУ "УРАЛТЕСТ") на основе официального перевода на русский язык англоязычной версии указанного в пункте 4 стандарта, который выполнен Уральской торгово-промышленной палатой
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 417 "Безопасность и эффективность материалов, веществ, оборудования и технологических установок, используемых в водном хозяйстве"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 951-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 24512:2007* "Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания для менеджмента систем питьевого водоснабжения и оценки услуг питьевого водоснабжения" (ISO 24512:2007 "Activities relating to drinking water and wastewater services - Guidelines for the management of drinking water utilities and for the assessment of drinking water services", IDT)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Стандарт ИСО 24512 является одним из серии стандартов, посвященных услугам водоснабжения. В эту серию входят следующие международные стандарты:
- ИСО 24510 Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания по оценке и улучшению услуги, оказываемой потребителям;
- ИСО 24511 Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания для менеджмента коммунальных предприятий и оценки услуг удаления сточных вод;
- ИСО 24512 Деятельность, связанная с услугами питьевого водоснабжения и удаления сточных вод. Руководящие указания для менеджмента систем питьевого водоснабжения и оценки услуг питьевого водоснабжения.
Настоящий стандарт содержит указания по менеджменту систем питьевого водоснабжения и по оценке услуг, связанных с питьевым водоснабжением.
Настоящий стандарт применим к системам коммунального водоснабжения, находящимся в государственной или частной собственности и под государственным или частным управлением. В нем не отдается предпочтение какой-либо конкретной модели собственности или эксплуатации.
В настоящем стандарте системы питьевого водоснабжения рассматриваются как единое целое, и он применим к системам на любом уровне развития (например, к локальным системам, распределительным системам, очистным сооружениям).
Настоящим стандартом регламентируются следующие вопросы:
- определение языка, являющегося общим для разных заинтересованных сторон;
- определение компонентов систем поставки питьевой воды;
- указания по менеджменту систем питьевого водоснабжения;
- указания по целям, критериям оценки услуги и связанным с ними показателям деятельности, подходящим для оценки услуг, связанных с питьевым водоснабжением.
В настоящем стандарте не рассматриваются следующие вопросы:
- заданные и пороговые значения по предлагаемым целям, критериям оценки услуги и связанным с ними показателям деятельности;
- вопросы, относящиеся к проектированию и строительству систем питьевого водоснабжения;
- вопросы, связанные со структурой управления систем питьевого водоснабжения;
- вопросы, связанные с регулированием услуг питьевого водоснабжения, включая менеджмент и эксплуатацию;
- вопросы, связанные с регулированием содержания контрактов или субконтрактов;
- установки и оборудование между точкой доставки и точкой использования.
Примечание 1 - Настоящий стандарт, стандарты ИСО 24510:2007 и ИСО 24511:2007 представляют собой серию стандартов по услугам водоснабжения. Поэтому целесообразно использовать эти три стандарта вместе.
Примечание 2 - Список терминов и определений, приведенный в разделе 2, является общим для настоящего стандарта, стандартов ИСО 24510:2007 и ИСО 24511:2007.
Примечание 3 - Приложение А содержит три таблицы соответствия эквивалентных терминов на английском, французском и испанском языках.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
Термин, определяемый в каком-либо другом месте настоящего раздела, выделен полужирным шрифтом. За ним в скобках следует его порядковый номер. Такой термин может быть заменен его собственным определением.
2.1 точность (accuracy): Приближенность соответствия между измеренным показателем и принятым справочным значением.
Примечание 1 - Термин "точность", применяемый к серии измерений, включает комбинацию случайных составляющих и распространенную систематическую ошибку или систематическую погрешность.
Примечание 2 - Определение адаптировано из стандарта ИСО 5725-1:1994.
2.2 экономическая доступность (affordability): Способность быть экономически приемлемым для потребителей (2.50).
Примечание - Экономическая доступность может оцениваться посредством степени, в которой плата за услуги (2.44) может вноситься целевыми социальными группами потребителей без значительных неблагоприятных экономических или социальных последствий для них, с учетом пособий и субсидий и программ помощи для потребителей с низкими доходами.
2.3 оценка (assessment): Процесс (2.31) или результат этого процесса - сравнение конкретного объекта с соответствующими справочными данными.
2.4 активы (asset): Товары, формирующие капитал, используемые для оказания услуги (2.44).
Примечание 1 - Активы могут быть материальными или нематериальными. Примеры материальных активов: земля, здания, трубы, скважины, резервуары, очистные установки, оборудование, аппаратные средства. Примеры нематериальных активов: программное обеспечение, базы данных.
Примечание 2 - В отличие от предметов потребления в отчетности может отражаться амортизация активов.
2.5 управление активами (asset management): Процессы (2.31), с помощью которых система коммунального водоснабжения (2.53) может направлять, контролировать и оптимизировать предоставление, обслуживание (2.19) и использование активов (2.4), инфраструктуры (2.17), включая необходимые затраты на определенные виды деятельности (2.24) в течение их срока службы.
2.6 доступность (availability): Степень, в которой инфраструктура (2.17), активы (2.4), ресурсы и работники системы коммунального водоснабжения (2.53) могут эффективно предоставлять услуги (2.44) потребителям (2.50) в соответствии с определенными видами деятельности (2.24).
2.7 местное сообщество (community): Один или несколько физических или юридических лиц и в соответствии с национальным законодательством или местной практикой их ассоциации, организации или группы, имеющие интерес в той сфере, где предоставляется услуга (2.44).
2.8 степень достоверности (confidence grade): Оценка (2.3) качества (2.32) относительно показателей точности (2.1) и надежности (2.37).
2.9 соединение (connection): Набор физических компонентов, обеспечивающих связь между точкой доставки (2.26) и местной водопроводной магистралью или точкой сбора (2.25) и канализацией.
Примечание 1 - Для систем питьевого водоснабжения (2.12) в настоящее время используется термин "ответвление трубопровода", но соединение может включать компоненты, отличные от ответвлений, например клапаны, счетчики и пр.
Примечание 2 - В англоговорящих странах для систем удаления сточных вод (2.52) также может использоваться термин "дренажная система"; соединение может также оснащаться дополнительным оборудованием.
2.10 охват (coverage): Степень, в которой активы (2.4) системы коммунального водоснабжения (2.53) позволяют предоставлять услуги (2.44) потребителям (2.50) внутри определенного района ее ответственности.
2.11 питьевая вода (drinking water): Вода, предназначенная для потребления человеком.
Примечание - Требования (2.40) к спецификациям по качеству (2.32) питьевой воды в целом определяются национальными компетентными органами (2.36). Руководящие указания установлены Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
2.12 система питьевого водоснабжения (drinking water system): Материальные активы (2.4), необходимые для извлечения, очистки, распределения или поставки питьевой воды (2.11).
2.13 эффективность (effectiveness): Степень, в которой реализуются планируемые мероприятия и достигаются планируемые результаты.
[ИСО 9000:2005]
2.14 коэффициент полезного действия (КПД) (efficiency): Отношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.
[ИСО 9000:2005]
2.15 окружающая среда (environment): Окружение, в котором работает организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимоотношения.
[ИСО 14001:2004]
Примечание 1 - Термин "окружение" в этом контексте расширен от окружения в рамках организации до глобальной системы.
Примечание 2 - Для целей применения настоящего стандарта окружающая среда считается специфической заинтересованной стороной (2.47). Интересы данной специфической заинтересованной стороны (2.47) могут представлять компетентные органы (2.36), местные сообщества (2.7) или другие группы, например неправительственные организации (NGO).
2.16 показатель (indicator): Параметр или значение, полученное из параметров, несущий информацию о рассматриваемом объекте, значимость которой гораздо выше, чем значимость, непосредственно ассоциирующаяся со значением параметра.
Примечание 1 - Определение адаптировано из документа ОЭСР "Основные наборы показателей для анализа деятельности по защите окружающей среды" [9].
Примечание 2 - Показатели могут относиться к контексту, условиям, средствам, мероприятиям или видам деятельности (2.24).
2.17 инфраструктура (infrastructure): Система материальных стационарных активов (2.4) - основных средств, необходимых для эксплуатации системы коммунального водоснабжения (2.53).
Примечание 1 - Определение адаптировано из стандарта ИСО 9000:2005.
Примечание 2 - Для системы коммунального водоснабжения (2.53) может также быть необходимо использование технического оборудования для транспортирования, которое не является стационарным (например, грузовые автомобили, фургоны, бутыли), на постоянной или временной основе или в чрезвычайных ситуациях. Рекомендуется использовать термин "инфраструктура" только для стационарного оборудования и установок.
2.18 прерывание (interruption): Ситуация, когда услуга (2.44) недоступна.
Примечание - Прерывания могут быть плановыми или незапланированными.
2.19 обслуживание (maintenance): Комбинация всех технических, административных и управленческих действий в процессе срока службы актива (2.4) в целях поддержания его в состоянии, в котором он может выполнять требуемые функции, или возвращения его в такое состояние.
2.20 менеджмент (management): Скоординированные мероприятия для управления организацией и контроля за ней.
[ИСО 9000:2005]
Примечание 1 - В английском языке термин "менеджмент" иногда относится к людям, т.е. к лицу или группе лиц, имеющих полномочия и несущих ответственность за руководство организацией и контроль над ней. Когда слово "менеджмент" используется в этом смысле, всегда следует дополнять его каким-либо уточнением во избежание путаницы с понятием "менеджмент", приведенным выше. Например, выражение "менеджмент должен ..." не приветствуется, а выражение "топ-менеджмент должен ..." вполне приемлемо.
Примечание 2 - Термин "менеджмент" может определяться той сферой, к которой он относится в контексте, например: менеджмент в сфере здравоохранения, менеджмент в сфере охраны окружающей среды, менеджмент рисков и т.д.