Статус документа
Статус документа

Рекомендации по противопожарной защите железнодорожных станций

     6.1. Установки обнаружения и подавления пожаровзрывоопасных ситуаций

6.1.1. Под пожаровзрывоопасной ситуацией следует понимать ситуацию, когда значение контролируемых параметров окружающей среды или скорости их изменения указывают на высокую вероятность возникновения пожара или взрыва. При этом контролируемыми параметрами могут быть как концентрации горючих газов, паров и их смесей в воздухе помещений и вокруг установок (оборудования), так и появление источников зажигания в местах хранения и обращения горючих газов, жидкостей, твердых веществ и пылей.

6.1.2. Установки обнаружения и подавления пожаровзрывоопасных ситуаций включают в себя следующие устройства:

A. Устройства контроля (обнаружения) пожаровзрывоопасных ситуаций;

Б. Устройства коммутации и усиления сигналов;

B. Исполнительные устройства защиты.

Установки позволяют осуществлять автоматическое измерение контролируемых параметров, распознавание сигналов о наличии пожаровзрывоопасной ситуации, преобразование и усиление этих сигналов и выдачу команд на включение исполнительных устройств защиты [32]. Структурная схемa такой установки приведена на рис.6.1.



Рис.6.1. Структурная схема установки обнаружения и подавления пожаровзрывоопасных ситуаций (вне технологического оборудования)

6.1.3. Автоматические приборы для контроля в воздухе взрывоопасных концентраций газов, паров и их смесей необходимо устанавливать во всех помещениях, в которых возможно выделение горючих газов и паров легковоспламеняющихся жидкостей. В тех помещениях, где возможно выделение паров и газов сернистых, хлористых, цианистых, фосфорных и др. соединений, вместо газосигнализаторов взрывоопасных концентраций необходимо установить газосигнализаторы предельно-допустимых токсичных концентраций. Характеристики современных автоматических приборов для контроля в воздухе взрывоопасных концентраций газов и паров приведены в работах [32...34].

6.1.4. Для обнаружения аномальных тепловых состояний электрического и технологического оборудования, веществ, материалов и конструкций предназначены тепловизионные приборы, пирометры и др. устройства.

Принцип действия тепловизионного прибора основан на преобразовании теплового измерения в видимое изображение или электрические сигналы, которые после коммутации и усиления поступают на исполнительные устройства защиты. Сведения о современных зарубежных тепловизионных приборах представлены в работе [33]. В России такие приборы пока не выпускаются. В странах СНГ их разработку ведет ВНИИПО МВД Украины. Пирометр "Квант-РТ" разработан УкрНИИГД Минуглепрома (г.Донецк) и предназначен для бесконтактного измерения температур оболочек электрических машин, мест соединения электрокабелей, обнаружения эндогенных пожаров в шахтах. Для дистанционного контроля температуры зерна и комбикормов используются устройства УДКТ-1200, разработчик - завод "Эталон" (г.Воронеж).

6.1.5. Проектно-контрольные приборы предназначены для приема информации от приборов контроля довзрывоопасных концентраций газов и паров и от приборов контроля источников зажигания, анализа этой информации и выработки сигнала о наличии опасных концентраций горючих газов, паров и их смесей, о появлении в защищаемой зоне источников зажигания, о неисправности установки, а также для дальнейшей передачи и выдачи команд на включение исполнительных устройств защиты.

6.1.6. Приборы управления или усилительно-преобразующие устройства предназначены для приема извещений от приемно-контрольных приборов или непосредственно от устройств контроля параметров пожаровзрывоопасных ситуаций, формирования и выдачи команд на включение световых табло и звуковой сигнализации, на ycтройства управления технологическим процессом с целью перевода его в аварийный режим и на другие исполнительные устройства защиты.

Класс современных отечественных приборов управления включает в себя устройства аварийной сигнализации УАС 20, систему АЗИС, устройства аварийной защиты и сигнализации "Логика", устройства аварийной и предупредительной сигнализации "Сигнал-250" и другие.

В тех случаях, когда приборы управления выдают команду только на включение световых табло и звуковой сигнализации, включение (применение) других исполнительных устройств защиты осуществляется вручную.

6.1.7. Основной задачей аварийной вентиляции является быстрое снижение опасных концентраций паров или газов до предельно-допустимых концентраций или до концентраций ниже нижнего концентрационного предела распространения пламени [27].

6.1.8. Устройства, осуществляющие перевод и ведение технологического процесса в аварийном режиме включают в себя совокупность автоматических быстродействующих устройств, предназначенных для изменения режима работы или остановки (отключения) как всего технологического и энергетического оборудования, так и отдельных его частей, проведения стравливания или слива горючих веществ и других операций.

6.1.9. Флегматизация - добавление в горючую среду инертного компонента до тех пор, пока смесь не перестанет быть горючей [34]. В качестве устройств флегматизации и (или) изоляции горючей среды могут быть использованы соответствующие установки пожаротушения (раздел 6.3).

6.1.10. В тех случаях когда источник зажигания нельзя удалить из помещений, где хранятся и обращаются горючие вещества, должны быть приняты меры к немедленной его изоляции от горючей среды и (или) охлаждению.

Кроме этого должны быть приняты меры по устранению причины появления аномальных температур поверхности технологического, энергетического и иного оборудования. Для изоляции таких источников могут быть использованы водяные, пенные и паровые завесы, противопожарные трансформируемые перегородки, шторы, двери и завесы с электромеханическим приводом. Для охлаждения аномально нагретых поверхностей оборудования используются соответствующие установки локального пожаротушения, стационарные лафетные установки (разделы 6.3 и 6.4).

6.1.11. С целью повышения пожарной безопасности на железнодорожном транспорте необходимо провести научный поиск внедрения описанных установок обнаружения и подавления пожаровзрывоопасных ситуаций на стационарных объектах и подвижном составе, особенно при перевозке опасных грузов.