4.6.1 Сноуборд (англ. snowboarding, от snow - снег и board - доска) - вид спорта, включающий в себя скоростной спуск с горного склона, выполнение акробатических элементов на специальной трассе на сноуборде - монолыже с окантовкой, на которой установлены крепления для ног.
Термины и определения, применяемые в сноуборде и фристайле, приведены в приложении Ж.
4.6.2 Видами спорта (дисциплинами) сноуборда являются: слалом (слалом-гигант, супергигант, параллельный слалом, параллельный слалом-гигант), бордер-кросс, биг-эйр, халф-пайп.
Слалом - скоростной спуск с горного склона в различных вариациях: слалом-гигант, супергигант, параллельные дисциплины (параллельный слалом, параллельный слалом-гигант и др.).
Бордер-кросс - спуск по трассе, содержащей бугры и трамплины, на которой 5 или 6 сноубордеров преследуют друг друга и при этом выполняют прыжки и трюки. Бордер-кросс считается одной из наиболее зрелищных и экстремальных дисциплин.
Биг-эйр (большой полет). Для проведения соревнований готовятся специальный трамплин и горка с площадкой для приземления. Прыжок тщательно рассчитывается, чтобы он был затяжным и зрелищным, но в то же время наименее опасным для спортсмена.
Халф-пайп - соревнования в полутрубе, сделанной из плотного снега или вырытой в земле и покрытой снежным слоем. Сооружение внешне напоминает рампу для скейтборда или роллерскейтинга. Высота такой трубы от 3 до 6 м, длина - около 80 м. Халф-пайп строят на горе с крутым уклоном.
4.6.3 К видам сноуборда также относят:
Слопстайл. Соревнование, состоящее из выполнения серии акробатических прыжков на трамплинах, пирамидах, контруклонах, перилах и др., расположенных последовательно на трассе слопстайла.
Джиббинг. Одна из дисциплин фристайла. На сегодня это новое направление сноубординга. Представляет собой катание по искусственным сварным конструкциям из труб - рейлам, на которые на скорости запрыгивает райдер и, исполняя различные трюки, скользит по ним. В отличие от остальных дисциплин в сноубординге соревнования или показательные выступления по джиббингу можно проводить практически на любом рельефе, с минимумом снега. Фигуры джиббинга приведены на рисунке 4.22.
Экстрим. Катание на сложных и опасных склонах. Здесь все связано с риском и точным расчетом. Всегда существует риск попасть на скалы, улететь "не туда", подрезать лавину и в нее угодить.
4.6.4 При проектировании и устройстве сооружений для сноуборда необходимо руководствоваться Международными правилами лыжных соревнований, принятыми Международной лыжной федерацией (FIS), Федерацией горнолыжного спорта и сноуборда России.
Трассы, на которых проходят международные и крупнейшие российские соревнования, должны пройти процедуры гомологации (процесс сертификации), представляющие собой систему оценки трассы и соответствие ее стандартам.
4.6.5 Требования, которыми необходимо руководствоваться при проектировании и строительстве трасс и сооружений для сноуборда, носят как общий характер (выбор трассы, зоны старта, стартовая рампа, положение треугольных флагов, маркировка ворот, зона финиша), так и специфические требования для различных дисциплин сноуборда.
4.6.6 К сооружениям для сноуборда должны быть подключены наружные коммуникации, в первую очередь к участкам трассы между стартом и финишем - телефон, радио, а также необходима установка хронометражного оборудования, громкой связи, измерительных приборов, других средств автоматизации, обеспечивающих безопасность трассы. При проведении международных и крупнейших российских соревнований должны быть установлены средства видеонаблюдения и обеспечена возможность работы телевидения и др.
4.6.7 Стартовая площадка должна быть закрыта для всех, кроме стартующего участника в сопровождении одного тренера и официальных лиц на старте. Стартовая площадка должна быть защищена от холодной погоды. На ней должна быть выделена специально огороженная территория, предназначенная для тренеров, капитанов команд, служб сервиса и т.д., где они могут ожидать старта спортсмена без помех со стороны зрителей. Соответствующее место должно быть приготовлено и для участников перед стартом.
4.6.8 Место старта должно быть подготовлено таким образом, чтобы участники могли стоять расслабленно на линии старта и быстро набрать скорость, покинув место старта. Стартовые конструкции со стойками для отталкивания должны быть установлены на старте трасс для параллельных дисциплин.
4.6.9 Ворота должны быть пронумерованы сверху вниз трассы и номера привязаны с внешней стороны стойки. Стартовые и финишные ворота не учитываются.
Все ворота с треугольными флагами должны быть установлены, как правило, под углом 90° к линии склона в нижней части ворот.
Местоположения древков должны быть промаркированы при помощи легко узнаваемого красящего вещества, которое остается видимым на протяжении всех соревнований.
Слаломные древки. Все древки, используемые в сноуборде, разделены на жесткие и подвижные. Жесткие древки - это круглые одинаковые древки диаметром: минимум 20 мм и максимум 32 мм без шарнира. Они должны быть такой длины, чтобы в установленном состоянии возвышаться над снегом, по меньшей мере, на 1,8 м. Подвижные древки имеют внутри себя стержень со сжатой пружиной.
Слаломные древки красного и синего цветов должны иметь треугольный флаг соответствующего цвета.
Древки "стабби" - это слаломные подвижные древки длиной не более 0,45 м от конца стержня до конца древка, заполненные мягким материалом или пустые внутри.
4.6.10 Для разминки должны быть подготовлены закрытые для зрителей трассы, похожие на соревновательную трассу.
4.6.11 При постановке трассы с воротами особое внимание должно быть уделено направлению участников через финиш по линии уклона склона в соответствии с рельефом.
Финишный выкат должен быть полностью виден участнику, приближающемуся к финишу, и быть широким, с ровным выкатом. Он должен быть полностью огорожен. На входе в финишную зону должен быть организован контроль.
Для предотвращения возможности столкновения с финишными конструкциями, а также устройствами и объектами, находящимися рядом с зоной финиша, следует использовать мешки с соломой или с сеном, маты, снежные валы, пенистую резину или другие защитные средства.
Финишная линия обозначается двумя стойками или вертикальными баннерами (флагами), которые соединены горизонтальным баннером (флагом) с надписью "финиш". Финишная линия должна быть ясно маркирована краской.