ГОСТ Р 53714-2009
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОПЛИВА МОТОРНЫЕ, АВИАЦИОННЫЕ И ДИСТИЛЛЯТЫ НИЗКОКИПЯЩИЕ
Метод определения фактических смол выпариванием струей
Motor fuels, aviation fuels and low-boiling distillates. Method for determination of existent gums by jet evaporation
ОКС 75.160.20
Дата введения 2011-01-01
1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти" (ОАО "ВНИИ НП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 31 "Нефтяные топлива и смазочные материалы"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1167-ст
4 Настоящий стандарт идентичен стандарту ACTM Д 381-2004* "Стандартный метод определения содержания фактических смол в топливах выпариванием струей" (ASTM D 381-2004 "Standard test method for gum content in fuels by jet evaporation", IDT).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименований указанного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1.1 Настоящий стандарт устанавливает метод определения фактических смол в авиационных топливах, смол в автомобильных бензинах и низкокипящих дистиллятах (включая те, что содержат спирт и оксигенаты типа эфира, а также присадки, предупреждающие образование отложений).
1.2 Метод предусматривает определение нерастворимой в гептане части осадка неавиационных топлив.
1.3 Значения, установленные в единицах СИ, следует считать стандартными. В системе СИ за единицу давления принят паскаль (Па); за единицу температуры - градус Цельсия (°С).
1.4 Настоящий стандарт не ставит своей целью рассмотреть все проблемы техники безопасности, связанные с его использованием. Пользователь настоящего стандарта несет ответственность за установление соответствующих мероприятий по технике безопасности и охране здоровья персонала и определение применимости регламентированных ограничений перед его использованием. Особые требования к мерам предосторожности - см. 6.4; 7.4 и 9.1.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
2.1 Стандарты АСТМ:
ASTM D 4057, Practice for manual sampling of petroleum and petroleum products (Руководство по ручному отбору проб нефти и нефтепродуктов)
ASTM E 1, Specification for ASTM liquid-in-glass thermometers (Спецификация на термометры АСТМ)
ASTM E 29, Practice for using significant digits in test data to determine conformance with specifications (Руководство по использованию значащих цифр в данных испытаниях для определения соответствия спецификации)
2.2 Стандарт Энергетического института:
IP, Standard methods for analysis and testing of petroleum products (Стандартные методы анализа и испытания нефтепродуктов)
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 фактические смолы (existent gum): Остаток от выпаривания авиационных топлив без какой-либо дальнейшей обработки.
3.2 содержание промытых смол (solvent washed gum content): Остаток после промывки гептаном остатка от выпаривания неавиационных топлив (см. 3.3) и удаления промывной жидкости.
Пояснение - Для автомобильного или другого неавиационного бензина промытые растворителем смолы ранее относили к фактическим смолам.
3.3 содержание непромытых смол (unwashed gum content): Остаток от выпаривания неавиационных топлив или дистиллята без какой-либо дальнейшей обработки.
4.1 Определенное количество топлива выпаривают, регулируя температуру и подачу воздуха или водяного пара. Для авиационного бензина и авиационного турбинного топлива полученный остаток взвешивают и записывают в миллиграммах на 100 см топлива. Для автомобильного бензина остаток взвешивают до и после экстрагирования гептаном, результаты записывают в миллиграммах на 100 см топлива.
5.1 Значение настоящего метода определения смол в автомобильном бензине точно не установлено. Доказано, что высокая склонность бензина к образованию смол может привести к образованию отложений в системе всасывания и заеданию впускных клапанов, в большинстве случаев можно предположить, что низкая склонность к смолообразованию будет гарантировать отсутствие осложнений в системе всасывания. Однако пользователь должен учитывать, что настоящий метод испытания не устанавливает корреляции с реальными отложениями в системе всасывания. Основной целью этого испытания для автомобильного бензина является измерение массы продуктов окисления, образовавшихся в образце до или во время сравнительно мягких условий испытания. Поскольку многие автомобильные бензины специально смешивают с нелетучими маслами или присадками, то для удаления их из остатка от выпаривания проводят экстракцию гептаном и таким образом определяют вредные вещества - смолы. Что касается авиационных турбинных топлив, то наличие большого количества смол указывает на загрязнение топлива высококипящими маслами или механическими примесями и на некачественно выполненные погрузочно-разгрузочные и транспортные операции в системе распределения за пределами предприятия.
6.1 Весы с точностью взвешивания до 0,0001 г.
6.2 Химические стаканы вместимостью 100 см - см. рисунок 1. Располагают стаканы рядами, число их в каждом ряду зависит от числа гнезд в бане для выпаривания. Маркируют цифрой или буквой каждый стакан в ряду, включая и стакан-тару, используемый для установления поправки на вес стаканов для проведения испытания.
6.3 Охлаждающая камера (сосуд). Герметично закрывающаяся камера типа эксикатора без осушителя для охлаждения стаканов перед взвешиванием.
Примечание 1 - Использование осушителя может привести к ошибочным результатам.
6.4 Баня для выпаривания (Предупреждение - В случае использования жидкостной бани температура вспышки используемой жидкости должна быть не менее чем на 30°С выше самой высокой ожидаемой температуры бани). В качестве бани могут быть использованы цельнометаллический блок или жидкостная баня, снабженные электрообогревом и сконструированные в соответствии с общей схемой, представленной на рисунке 1. (Несмотря на то что все размеры современных бань для выпаривания даны в единицах системы СИ, пригодными являются и бани старого образца.) Баня должна иметь гнезда и форсунки для двух или более стаканов. Скорости потоков для каждого выпускного отверстия форсунки с конусным соединительным приспособлением, снабженным фильтрующим экраном из меди или нержавеющей стали 500600 мкм, не должны отличаться от установленного значения скорости, равного 1000 см/с, более, чем на 15%. Жидкостная баня, если ее используют, должна быть заполнена соответствующей жидкостью на 25 мм ниже верхнего края бани. Температура бани должна поддерживаться с использованием термостатирования или за счет нагрева используемой жидкости.
6.5 Расходомер, приведенный на рисунке 1, позволяющий измерять скорость потока воздуха или пара, равную 1000 см/с для каждого выпускного отверстия форсунки.
Примечание 2 - Альтернативой расходомеру может быть датчик давления, используемый для измерения давления, эквивалентного потоку воздуха или пара, при скорости в пределах (1000±150) см/с, для каждого выпускного отверстия.
1 - фильтр из хлопчатобумажной или стеклянной ваты; 2 - термометр и гнездо для термометра (произвольные); 3 - термометры или термические сенсоры; 4 - подача пара; 5 - расходомер; 6 - медный или из нержавеющей стали фильтрующий экран 500600 мкм; 7 - съемное конусное соединительное устройство; 8 - ловушка для пара; 9 - стакан; 10 - терморегулятор; 11 - баня - цельнометаллический блок
Рисунок 1 - Аппаратура для определения содержания смол выпариванием струей
6.6 Воронка вместимостью 150 см со стеклянным фильтром крупной пористости.