4.2.1 Машины должны быть разработаны таким образом, чтобы в транспортном положении обеспечивался угол поперечной статической устойчивости:
- для машин в агрегате с ЭС тяговых классов 0,9 и более - не менее 30°, в агрегате с ЭС тяговых классов 0,6 и менее - не менее 20°;
- для машин, изготовленных на базе тракторных прицепов и полуприцепов, - по ГОСТ Р 52746;
- для навесных и монтируемых сельскохозяйственных погрузчиков - по ТУ на них.
Это требование должно быть выполнено как с незаполненными резервуарами или бункерами, так и с резервуарами или бункерами, заполненными технологическим материалом, и как с дополнительно установленным оборудованием или бункерами, так и без них.
4.2.2 Опорные устройства, отличные от колес (например, стойки, выносные опоры), должны иметь опорную поверхность, давление которой на грунт не должно превышать 400 кПа. Выносные опоры или подобные устройства должны блокироваться в транспортном положении. Оператор должен иметь возможность проверить визуально, что выносные опоры установлены в транспортное положение.
Если требуемая устойчивость машины в движении или в стационарном положении может быть достигнута только выполнением специальных мер или применением специальных устройств, то это должно быть указано непосредственно на машине и (или) в руководстве по эксплуатации.
4.2.3 Навесные машины должны сохранять устойчивое положение при установке их на хранение. Положение точек навески должно обеспечивать удобное и безопасное соединение машины с ЭС. Самые низкие точки навески должны быть расположены не менее чем на 200 мм выше грунта.
4.2.4 Машины со сницей, предназначенной для механического подъема буксирующим ЭС, должны быть оснащены стойкой, способной поддерживать сницу со сцепной петлей на высоте не менее 150 мм от грунта.
Машины со сницей, предназначенные для сцепки сцепной петлей, зафиксированной по высоте, должны быть оборудованы опорным устройством или домкратом с регулируемой высотой. Это опорное устройство может быть следующего типа:
- нескладывающееся, в этом случае оно должно быть оснащено устройством, которое блокирует его в требуемом положении;
- складное, в этом случае опорное устройство должно иметь орган ручного управления, расположенный слева на машине по ходу движения. Когда при переводе машины из транспортного положения в рабочее это опорное устройство откидывается или складывается, оно должно блокироваться.
В руководстве по эксплуатации должны быть приведены меры по предотвращению опасностей травмирования для оператора и обслуживающего персонала при использовании опорного устройства.
Опорные устройства и их крепления должны быть установлены на машине.
Если опорные устройства, установленные на машине, препятствуют правильному использованию машины, а их удаление не влияет на безопасность и устойчивость машины при работе, то эти опорные устройства могут быть съемными без применения инструментов. В этом случае соответствующие указания должны быть приведены в руководстве по эксплуатации.
Если опорные устройства являются съемными, то должны быть предусмотрены места для их хранения на машине.
4.2.5 СХА с колесным ЭС должны иметь нагрузку на управляемые колеса не менее 0,2 эксплуатационной массы ЭС. За управляемые колеса ЭС с шарнирно-сочлененной рамой принимают наименее нагруженный мост ЭС.
Смещение центра давления относительно середины опорной поверхности гусениц СХА на базе гусеничного ЭС не должно превышать 0,2 длины опорной поверхности гусениц.
Для обеспечения продольной устойчивости и необходимой нагрузки на управляемые колеса допускается установка на ЭС балластных грузов, масса каждого из которых не должна превышать 20 кг.
Допускается применение неделимого груза требуемой массы, навешиваемого на переднее (или заднее) навесное устройство ЭС одним оператором.
4.2.6 Прицепные, полуприцепные и полунавесные машины, установленные в отцепленном состоянии на горизонтальной поверхности, должны сохранять устойчивость при приложении к ним усилий не менее 200 Н.
4.2.7 Прицепные, полуприцепные и полунавесные машины должны иметь регулируемую по высоте опору на соединительном (сцепном) устройстве (снице), обеспечивающую их устойчивость и безопасность в отцепленном состоянии и при соединении с ЭС. В технически обоснованных случаях допускается установка нерегулируемой опоры.