Недействующий

Технический регламент на вино и винодельческую продукцию

4. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОПРОЕКТА


Законопроект разработан согласно требованиям Федерального Закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с учетом положений директив ЕC, в том числе Регламента Совета Европейского Союза N 479/2008 от 29 апреля 2008 г, устанавливающего единую организацию рынка вина, с поправками Регламентов ЕС N 491/2009 от 25 мая 2009 г., N 606/2009 от 10 июля 2009 г. и N 607/2009 от 14 июля 2009 г., Регламента ЕС на спиртные напитки N 110/2008 от 15 января 2008 г., Регламента ЕС N 555/2008 от 27 июня 2008 г., регулирующего отношения при торговле вином с третьими странами, Регламента ЕС N753/2002 от 29 апреля 2002 г, касающегося вопросов маркировки винодельческой продукции, стандартов Международной организации винограда и вина, Codex Alimentarius, международного Кодекса добросовестной практики OIV от 2008 г. со всеми изменениями, а также требований Федеральных законов: от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПин 2.3.2.1078-01 и 2.3.2.1293-03 "Об обеспечении единства измерений", национальных стандартов на продукцию, методы ее анализа, упаковку, маркировку, транспортирование и хранение, не противоречащих требованиям ФЗ "О техническом регулировании".

Законопроект содержит определения, устанавливающие существенные признаки вина и винодельческой продукции, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, которые могут изготавливаться отечественными производителями или ввозиться на территорию Российской Федерации по импорту.

С целью устранения технических барьеров в торговле содержащиеся в законопроекте термины и определения вина и винодельческой продукции, а также технологические приемы и технологические средства, используемые в процессах ее производства, максимально гармонизированы с требованиями основополагающих документов, применяемых в международной практике.

Исключен термин "виноматериал", который не применяется в международной практике, он заменен термином "вино наливом", гармонизированным с международной терминологией. Вино наливом - это полуфабрикат, он транспортируется и используется на заводах шампанских вин, коньячных заводах, на заводах вторичного виноделия в качестве сырья для производства конкретных видов продукции. Вино наливом может не подвергаться полной технологической обработке. Оно должно подлежать государственному регулированию (производство, оборот, акцизы, таможенно-тарифное регулирование) аналогично тому, как в настоящее время регулируются виноматериалы. То же самое касается и коньячных, винных, плодовых дистиллятов, используемых в производстве различных видов продукции.

Законопроект содержит обязательные требования к винограду, как сырью для производства вина и винодельческой продукции.

В целях подтверждения подлинности происхождения вина и винодельческой продукции предусмотрены учет и декларирование площадей виноградников, валовых сборов винограда, объемов производства вина и винодельческой продукции.

Вводится понятие "Идентификация вина и винодельческой продукции", как элемента исключения производства и оборота фальсифицированной и контрафактной продукции, с целью предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и обеспечения защиты интересов всех участников рынка винодельческой продукции.

Предусмотрена документальная идентификация и идентификация совокупного исследования органолептических, физико-химических и санитарно-гигиенических характеристик продукции на соответствие требованиям, содержащимся в технических документах производителя, характеризующих продукцию, а также специальные сведения о факторах сортового, географического, климатического, сельскохозяйственного и технологического характера, способных оказать влияние на качественные и количественные показатели вина и винодельческой продукции.

Определены признаки фальсификации вина.

Значения показателей безопасности вина и винодельческой продукции, установленные в законопроекте, соответствуют действующим в Российской Федерации санитарным правилам и нормам.

Подтверждение соответствия в форме обязательной сертификации осуществляется с учетом требований статей 25 и 26 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В европейской практике основной и приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия продукции является декларирование, предусматривающее презумпцию соответствия. С точки зрения регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность декларирование соответствия вина и винодельческой продукции предпочтительнее по сравнению с обязательной сертификацией, так как оно обеспечивает сокращение административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства с учетом необходимости полной реализации целей технического регулирования, способствует развитию процессов саморегулирования бизнеса при сохранении за государством контрольно-надзорных функций в сфере обращения продукции.

Преимуществом декларирования соответствия продукции перед обязательной сертификацией является также и полная ответственность изготовителя, принимающего декларацию, перед потребителями за нарушение установленных требований, в то время как при обязательной сертификации гарантом соответствия продукции установленным требованиям является орган по сертификации, который не несет ответственности перед потребителями за нарушение этих требований.

Установлены принципы государственного контроля (надзора) за соответствием вина и винодельческой продукции требованиям законопроекта и правила его проведения с учетом специфики данной продукции, ее производства и оборота.

Установлены правила доработки, переработки продукции в случае ее отзыва с рынка.

Положения предлагаемого законопроекта, отражая путем установления перечня обязательных требований и, согласуя интересы всех участников российского рынка винодельческой продукции, соответствуют целям технического регулирования, установленным Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" N 184-ФЗ.