Основанием для разработки проекта Федерального закона "Технический регламент на винодельческую продукцию" (далее- законопроекта) является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В настоящее время Федеральное законодательство не учитывает особенности винодельческого производства, а также социальную значимость винограда и вина виноградного, как ценных пищевых продуктов, обладающих полезными диетическими и лечебными свойствами.
Необходимо законодательно определить понятие вина, как натурального сельскохозяйственного продукта питания, полученного методом полной или частичной спиртовой ферментации только свежего винограда, свежего виноградного сусла или свежего виноградного сока.
Целью разработки законопроекта является создание в системе законов Российской Федерации о техническом регулировании винодельческой отрасли технического регламента, устанавливающего единые минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность вина и винодельческой продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации и аналогичной продукции, импортируемой в Российскую Федерацию из третьих стран, и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей этой продукции.
Объектами технического регулирования в рамках данного законопроекта являются вино и винодельческая продукция, в том числе наливом, изготовленная в результате спиртового брожения или в процессе перегонки продуктов спиртового брожения целых или дробленых ягод винограда, плодов или их сусел, а также процессы производства, хранения, перевозки и реализации, связанные с требованиями к безопасности продукции.
Законопроект разработан согласно требованиям Федерального Закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с учетом положений директив ЕC, в том числе Регламента Совета Европейского Союза N 479/2008 от 29 апреля 2008 г, устанавливающего единую организацию рынка вина, с поправками Регламентов ЕС N 491/2009 от 25 мая 2009 г., N 606/2009 от 10 июля 2009 г. и N 607/2009 от 14 июля 2009 г., Регламента ЕС на спиртные напитки N 110/2008 от 15 января 2008 г., Регламента ЕС N 555/2008 от 27 июня 2008 г., регулирующего отношения при торговле вином с третьими странами, Регламента ЕС N753/2002 от 29 апреля 2002 г, касающегося вопросов маркировки винодельческой продукции, стандартов Международной организации винограда и вина, Codex Alimentarius, международного Кодекса добросовестной практики OIV от 2008 г. со всеми изменениями, а также требований Федеральных законов: от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПин 2.3.2.1078-01 и 2.3.2.1293-03 "Об обеспечении единства измерений", национальных стандартов на продукцию, методы ее анализа, упаковку, маркировку, транспортирование и хранение, не противоречащих требованиям ФЗ "О техническом регулировании".
Принятие Федерального закона "Технический регламент на вино и винодельческую продукцию" позволит установить требования к безопасности продукции, предотвратить введение потребителей в заблуждение в отношении продукции, находящейся в обращении на территории РФ, а также устранить избыточные административные и торговые барьеры в экономике страны, способствовать гармонизации российской законодательной базы с нормами и правилами, действующими в ВТО.
С целью устранения технических барьеров в торговле содержащиеся в законопроекте термины и определения вина и винодельческой продукции, а также технологические приемы и технологические средства, используемые в процессах ее производства, максимально гармонизированы с требованиями основополагающих документов, применяемых в международной практике.
Законопроект содержит обязательные требования к винограду, как сырью для производства вина и винодельческой продукции.
Вводится понятие "Идентификация вина и винодельческой продукции", как элемента исключения производства и оборота фальсифицированной и контрафактной продукции, с целью предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и обеспечения защиты интересов всех участников рынка винодельческой продукции.
Предусмотрена документальная идентификация и идентификация совокупного исследования органолептических, физико-химических и санитарно-гигиенических характеристик продукции на соответствие требованиям, содержащимся в технических документах производителя, характеризующих продукцию, а также специальные сведения о факторах сортового, географического, климатического, сельскохозяйственного и технологического характера, способных оказать влияние на качественные и количественные показатели вина и винодельческой продукции.
Определены признаки фальсификации вина.
В целях подтверждения подлинности происхождения вина и винодельческой продукции предусмотрены учет и декларирование площадей виноградников, валовых сборов винограда, объемов производства вина и винодельческой продукции
Покупатель должен знать из какого сырья производится эта продукция. В последние годы в России увеличилось производство "Российских вин", "Российского коньяка", "Российского шампанского" из импортного сырья. В настоящее время оно опережает объемы производства отечественной винодельческой продукции. Российский покупатель не имеет возможности отличить из собственного сырья или импортного произведен продукт. При этом нарушаются права потребителя, так как он заведомо вводится в заблуждение о происхождении продукции. Считаем, что именно регламентом необходимо законодательно четко разделить продукцию, произведенную из отечественного винограда и продукцию, выработанную из импортного сырья. "Российским коньяком" можно называть напиток, приготовленный из коньячного спирта, выкуренного из вина наливом, выработанного из российского винограда. Соответственно "Российским шампанским", "Российским вином" должна называться продукция, произведенная из задекларированного отечественного винограда.
Основным условием производства и оборота российской винодельческой продукции и вина должно стать наличие сырьевой базы (виноградников), которая отвечает требованиям для производства соответствующего объема винодельческой продукции определенного ассортимента. Таким образом будут защищены права потребителей.
Значения показателей безопасности вина и винодельческой продукции, установленные в законопроекте, соответствуют действующим в Российской Федерации санитарным правилам и нормам.
Исключен термин "виноматериал", который не применяется в международной практике, он заменен термином "вино наливом", гармонизированным с международной терминологией и ТН ВЭД России.
Законопроект содержит ряд требований к технологическим операциям и технологическим средствам, используемым при производстве отдельных видов вина и винодельческой продукции, действующих в международной практике.
Положения предлагаемого законопроекта, отражая путем установления перечня обязательных требований и, согласуя интересы всех участников российского рынка вина и винодельческой продукции, соответствуют целям технического регулирования, установленным Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".