Статус документа
Статус документа

     
ГОСТ Р ИСО 2859-5-2009

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статистические методы

ПРОЦЕДУРЫ ВЫБОРОЧНОГО КОНТРОЛЯ ПО АЛЬТЕРНАТИВНОМУ ПРИЗНАКУ

Часть 5

Система последовательных планов на основе AQL для контроля последовательных партий

Statistical methods. Sampling procedures for inspection by attributes. Part 5. System of sequential sampling plans indexed by AQL for lot-by-lot inspection

ОКС 03.120.30

Дата введения 2010-12-01

Предисловие

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте  4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 125 "Статистические методы в управлении качеством продукции"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2009 г. N 581-ст

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 2859-5:2005* "Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 5. Система последовательных планов выборочного контроля на основе предела приемлемого качества (AQL) для контроля последовательных партий" [ISO 2859-5:2005 "Sampling procedures for inspection by attributes - Part 5: System of sequential sampling plans indexed by acceptance quality limit (AQL) for lot-by-lot inspection", IDT].

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.


Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2012 (пункт 3.5).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в справочном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

В современных производственных процессах качество часто достигает таких уровней, когда количество несоответствующих единиц продукции составляет менее десяти на миллион (10). В этом случае обычно применяют планы контроля по ИСО 2859-1, требующие больших объемов выборки. Для уменьшения объема выборки применяют планы с большими значениями вероятности ошибочных решений или, в чрезвычайных ситуациях, не применяют процедуры статистического приемочного контроля вообще. Однако во многих случаях существует необходимость в применении статистических процедур с минимальными объемами выборки. Этим требованиям удовлетворяют последовательные планы выборочного контроля. Среди всех планов выборочного контроля, имеющих близкие статистические свойства, для последовательного плана требуется наименьший средний объем выборки. Поэтому существует необходимость представить в стандартах последовательные планы выборочного контроля, статистически эквивалентные планам контроля по ИСО 2859-1, но требующие в среднем значительно меньших объемов выборки.

________________

ИСО 2859-1:1999 "Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества AQL".


Основным преимуществом последовательных планов выборочного контроля является сокращение среднего объема выборки. Средний объем выборки - это среднее объемов выборки, используемых согласно плану контроля данной партии. Так же как для двухступенчатых и многоступенчатых планов контроля последовательным планам соответствует меньший средний объем выборки по сравнению с одноступенчатыми планами, имеющими эквивалентную оперативную характеристику. Однако сокращение объема выборки при использовании последовательного плана выборочного контроля больше, чем при использовании двухступенчатых или многоступенчатых планов. Для партий очень хорошего качества максимальное сокращение объема выборки для последовательных планов выборочного контроля может достигать 85% по сравнению с 37% для двухступенчатых и 75% для многоступенчатых планов. С другой стороны, при использовании двухступенчатого, многоступенчатого или последовательного плана контроля фактическое количество проконтролированных единиц продукции для конкретной партии может превысить объем выборки соответствующего одноступенчатого плана . Для двухступенчатых и многоступенчатых планов верхний предел фактически проконтролированных единиц продукции составляет 1,25. Для классических последовательных планов выборочного контроля такого предела не существует, и фактическое количество проконтролированных единиц продукции может значительно превысить объем выборки соответствующего одноступенчатого плана или даже объем партии . Для последовательных планов выборочного контроля настоящего стандарта введено ограничение общего объема выборки 1,5.

Во внимание должны быть также приняты следующие факторы:

a) сложность контроля

Правила последовательного плана выборочного контроля являются более сложными, чем простые правила одноступенчатого плана;

b) изменчивость объема контроля

Поскольку фактическое количество проконтролированных единиц продукции партии не известно заранее, использование последовательных планов выборочного контроля вызывает различные организационные трудности, например планирование операций контроля;

c) легкость отбора элементов выборки

Если отбор выборки является довольно трудоемким, то сокращение среднего объема выборки в соответствии с последовательными планами выборочного контроля может быть экономически более выгодным;

d) продолжительность контроля

Если проверка одной единицы продукции требует много времени и несколько единиц продукции могут быть проверены одновременно, последовательные планы выборочного контроля требуют существенно больше времени, чем соответствующие одноступенчатые планы;

e) изменчивость характеристики качества в партии

Если партия состоит из двух и более подпартий, поступивших из разных источников, и если возможно наличие существенных различий между характеристиками качества подпартий, то применение последовательного плана выборочного контроля является менее эффективным по сравнению с одноступенчатым планом контроля.

Двухступенчатые и многоступенчатые планы контроля имеют свои преимущества и недостатки относительно одноступенчатых и последовательных планов контроля. Преимущества от сокращения среднего объема выборки и вышеупомянутые недостатки последовательного плана показывают, что последовательные планы применимы только в тех случаях, когда контроль отдельных единиц продукции является дорогостоящим по сравнению с общими затратами на контроль.

Выбор между одноступенчатым и последовательным планами выборочного контроля должен быть сделан до начала контроля. В процессе контроля партии запрещается изменять план контроля, поскольку оперативные характеристики плана могут существенно отличаться.

Хотя использование последовательных планов выборочного контроля в среднем существенно более экономично, по сравнению с одноступенчатыми планами при контроле конкретной партии, решение о ее приемке или отклонении может быть принято на самой последней стадии контроля из-за значения кумулятивного показателя контроля несоответствующих единиц продукции или несоответствий между приемочным и браковочным числами. На приемочной карте в этом случае результаты контроля все время попадают в зону неопределенности. Такая ситуация наиболее вероятна, когда уровень несоответствий партии или процесса (процент несоответствующих единиц продукции или число несоответствий на 100 единиц продукции) близок к 100, где - угловой коэффициент линии приемки или отклонения.

Для устранения такой ситуации объем выборки ограничивают до начала контроля. При этом контроль заканчивают, если общий объем выборки достигает установленного значения без принятия решения о приемке партии. Для решения о приемке или отклонении партии используют специальные приемочные и браковочные значения.

Последовательным планам выборочного контроля, использующим ограничение общего объема выборки, соответствуют отличные от классических их оперативные характеристики. В настоящем стандарте оперативные характеристики последовательных планов выборочного контроля определены с учетом сокращения общего объема выборки.

Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан Техническим комитетом ИСО/ТС 69 "Применение статистических методов".

     1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает последовательные схемы выборочного контроля, которые дополняют систему статистического приемочного контроля по альтернативному признаку, регламентированную ИСО 2859-1.

Система статистического приемочного контроля ИСО 2859-1 основана на пределе приемлемого качества (AQL). Целью этой системы является побуждение поставщика путем экономической угрозы риска отклонения партии поддерживать среднее контролируемого процесса на уровне, не выше предельно допустимого уровня несоответствий, одновременно обеспечивая выбранную верхнюю границу риска потребителя (вероятности приемки партии с низким качеством).

Схемы выборочного контроля, определенные в настоящем стандарте, распространяются, но не ограничиваются этим перечислением, на контроль таких видов продукции, как:

- готовая продукция;

- сырье и материалы;

- процессы и технологические операции;

- материалы в процессе производства;

- запасы на хранении;

- операции обслуживания;

- данные или записи;

- административные процедуры.

Данные схемы предназначены для контроля последовательности партий, достаточной для применения правил переключения (10.3).

Применение правил переключения обеспечивает:

a) автоматическую защиту потребителя в случаях обнаружения снижения качества (переключением на усиленный контроль или прекращением контроля);

b) стимул к снижению затрат на контроль (по распоряжению уполномоченного руководителя) при достижении стабильного уровня качества (переключением на ослабленный контроль).

Представленные в стандарте планы выборочного контроля не предназначены для использования за пределами действия схем настоящего стандарта. В случае контроля отдельных партий или слишком короткой для применения правил переключения серии партий для выбора планов контроля рекомендуется использовать ИСО 2859-2.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных - последнее издание (включая все изменения).

ISO 2859-1:1999, Sampling procedures for inspection by attributes - Part 1: Sampling schemes indexed by acceptance quality limit (AQL) for lot-by-lot inspection (Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Часть 1. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества AQL)

ISO 3534-2, Statistics - Vocabulary and symbols - Part 2: Applied statistics (Статистика. Словарь и условные обозначения. Часть 2. Прикладная статистика)

ISO 3951-1, Sampling procedures for inspection by variables - Part 1: Specifi cation for single sampling plans indexed by acceptance quality limit (AQL) for lot-by-lot inspection for a single quality characteristic and a single AQL [Процедуры выборочного контроля по количественному признаку. Часть 1. Требования к одноступенчатым планам на основе предела приемлемого качества (AQL) для контроля последовательных партий по единственной характеристике и единственному AQL]

     3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 контроль (inspection): Оценка соответствия требованиям путем наблюдений и выводов на основе проверок, измерений и испытаний.

[ИСО 3534-2]

3.2 контроль при первом предъявлении (original inspection): Контроль партии или другого количества не контролированных ранее единиц продукции.

Примечание - Противоположной, например, является ситуация, когда на контроль представляют ранее отклоненную партию после сортировки и переработки.

[ИСО 3534-2]

3.3 контроль по альтернативному признаку (inspection by attributes): Контроль, при котором фиксируют наличие или отсутствие некоторого свойства у единицы продукции или группы единиц продукции и подсчитывают количество единиц продукции, обладающих этим свойством в группе или совокупности.

Примечание - Контроль может быть выполнен на основе деления единиц продукции на соответствующие и несоответствующие при контроле несоответствующих единиц продукции. Контроль может быть выполнен на основе подсчета количества несоответствий у каждой единицы продукции (контроль несоответствий).

[ИСО 3534-2]

3.4 единица продукции (item): Объект, который может быть рассмотрен и описан индивидуально.

[ИСО 3534-2]

3.5 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования.

[ИСО 3534-2]

Примечание 1 - В некоторых случаях требования совпадают с требованиями пользователя или заказчика [см. термин "дефект" (3.6)]. В других случаях эти требования могут не совпадать, а взаимосвязь между ними может быть не в полной мере известна и понятна.

Примечание 2 - По степени значимости выделяют следующие классы несоответствий:

Класс A - несоответствия, представляющие собой наибольшую значимость для продукции и услуг. При выборочном приемочном контроле этот класс несоответствий имеет низкие значения AQL.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs