Статус документа
Статус документа

Методические указания по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения

     4. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО МОНИТОРИНГА ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Основы государственного регулирования обеспечения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения определены Федеральным законом Российской Федерации "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (1998) [6].

Этим законом определено, что основными направлениями агрохимического обслуживания сельского хозяйства являются проведение почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований, или мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения, государственный учет показателей плодородия почв сельскохозяйственных угодий, включающий в себя сбор и обобщение результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения, а также проведение исследований в области обеспечения плодородия почв, в том числе по разработке показателей плодородия почв с учетом их сельскохозяйственного районирования, методик оценки состояния плодородия почв сельскохозяйственных угодий.

Федеральным законом Российской Федерации "О государственном земельном кадастре"* (2000 г.) [1] установлено интегрированное обеспечение государственного контроля за использованием и охраной почв и мероприятий по сохранению и повышению их плодородия. Этим законом определено проведение государственного кадастрового учета земельных участков, независимо от форм собственности на землю, осуществление их качественной и экономической оценки с присвоением каждому кадастрового номера, установление стоимости и обоснованной платы за землю. В соответствии с Земельным кадастром в Едином государственном реестре земель должны быть следующие сведения о земельных участках:

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует, здесь и далее по тексту. Утратил силу с 17 мая 2008 года на основании Федерального закона от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ. Следует руководствоваться статьями и положениями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". - Примечание изготовителя базы данных.

1) кадастровые номера;

2) местоположение (адрес);

3) площадь;

4) категория земель и разрешенное использование земельных участков;

5) описание границ земельных участков, их отдельных частей;

6) зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);

7) экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;

8) качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель;

9) наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Кадастровый номер земельного участка состоит из номеров: кадастрового округа, кадастрового района, кадастрового квартала, земельного участка в кадастровом квартале. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, а также порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам устанавливает Правительство Российской Федерации.

Важнейшими сведениями о земельных участках являются их категории и разрешенное использование, а также качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия для отдельных категорий.

Земельным кодексом Российской Федерации (2001) [2] установлен приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве, обеспечивающего охрану жизни и здоровья человека. Он предусматривает проведение мониторинга и создание государственного земельного кадастра для оценки земель.

Федеральный закон "О мелиорации земель" (1996) [3] устанавливает правовые основы деятельности в области мелиорации земель (гидромелиорация, агролесомелиорация, культуртехническая мелиорация, химическая мелиорация).

Этим законом предусмотрено проведение мониторинга мелиорированных земель, по результатам которого выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель и дается их оценка.

Федеральный закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды" (2002) [4] определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, в том числе почвенного покрова, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду (в том числе на почву сельскохозяйственных угодий).

Законом предусмотрено проведение государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе плодородия земель сельскохозяйственного назначения и обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.

Федеральным законом Российской Федерации "О землеустройстве" (2001) [5], устанавливающим правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов, предусмотрено выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям. Этим законом предусмотрено проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозий, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий. Законом предусмотрены при внутрихозяйственном землеустройстве планирование и организация рационального использования земель и их охраны, разработка мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

В "Основных направлениях агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы" (2000) [7] особенно актуальной проблемой определена деградация земель. Из оборота выведено около 30 млн га сельскохозяйственных земель. Вынос питательных веществ из почвы в 4 раза превосходит внесение их с удобрениями. Увеличиваются площади закисленных земель, приходят в упадок мелиоративные системы. Стратегическими задачами агропродовольственной политики в экономической области определены формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего продовольственной безопасности страны, в экологической - производство экологически безопасных продуктов питания и сохранение природных ресурсов для аграрного производства на основе повышения его технологического уровня и внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. Для поддержания стабильности продовольственного обеспечения страны предусмотрено осуществление мер по ускоренному восстановлению производства зерна, проведению гибкой таможенно-тарифной политики на рынке минеральных удобрений и химических препаратов, чтобы сделать внутренний рынок как минимум равнопривлекательным с внешним, улучшению технической оснащенности хозяйств. Использование земель сельскохозяйственного назначения должно быть только для сельскохозяйственных целей. Предусмотрено также обеспечение ведения земельного кадастра, открытого для всех субъектов хозяйственной деятельности. Для снижения техногенной нагрузки на окружающую среду должен осуществляться контроль над технологиями в сельскохозяйственном производстве.

Федеральной целевой программой "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы"* (2001) [8] определены меры по сохранению и повышению плодородия почв, рациональному использованию природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе необходимых условий роста производства сельскохозяйственной продукции для укрепления продовольственной независимости страны.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует с 31.12.2005, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Положением о государственном земельном контроле*, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 833, установлен порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, в том числе государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, организациями независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Этим положением предусмотрено осуществление государственного земельного контроля Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами совместно с Министерством природных ресурсов РФ, Министерством сельского хозяйства РФ, Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (в пределах их компетенции) и во взаимодействии с другими заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует, здесь и далее по тексту. Утратил силу с 1 декабря 2006 года. Действует Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года N 689. - Примечание изготовителя базы данных.