ГОСТ 1.15-85
Группа Т50
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Государственная система стандартизации
Порядок проверки, пересмотра, изменения и отмены стандартов
State system of standardization. Procedure for checking, revision, amendment and cancellation of standards
ОКСТУ 0001
Дата введения 1987-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Государственным комитетом СССР по стандартам
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.А.Иванов, канд. техн. наук; Н.С.Андрианова (руководители темы); В.П.Панов, канд. техн. наук; Л.В.Балуева; О.А.Марфина; Е.В.Цепина, Б.В.Лобас
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 26.09.85 N 160
3. ВЗАМЕН ГОСТ 1.15-82, ГОСТ 1.21-75
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка | Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения |
1.7; 3.1.10 | |
3.2.4; 3.2.12; приложение 4 | |
3.2.6 | |
3.2.5 | |
4.3 | |
3.1.7 | |
1.7; 3.1.10 | |
ГОСТ 2.503-74 | Приложение 14 |
ГОСТ 13.402-73 | 3.2.10 |
Настоящий стандарт устанавливает порядок проверки, пересмотра государственных, отраслевых и республиканских стандартов (далее - стандартов) , разработки, оформления, изложения изменений к стандартам, в том числе продления, ограничения или снятия ограничения срока действия стандартов, внесения изменений в стандарты, а также их отмены.
1.1. Проверку действующих стандартов проводят с целью обеспечения соответствия стандартов потребностям народного хозяйства, населения, обороны страны и экспорта и подготовки обоснованных предложений по пересмотру, изменению, в том числе продлению, ограничению или снятию ограничения срока действия стандартов (далее - изменению) и отмене стандартов.
Проверку дополнений к стандарту проводят одновременно со стандартом, к которому оно разработано.
1.2. Проверку стандартов проводят организации - разработчики стандартов, головные (базовые) организации по стандартизации и другие организации, установленные министерством (ведомством) в соответствии с закрепленными за ними видами продукции и областью деятельности, с участием, при необходимости, министерства (ведомства)-заказчика (основного потребителя), профсоюзных органов и других организаций, ранее согласовавших стандарт, органов Государственного комитета СССР по стандартам (Госстандарта), а также других заинтересованных организаций.
1.3. Проверку стандарта проводят в соответствии со сроками, указанными в информационных данных стандарта.
1.4. Перечни стандартов, подлежащих проверке, составляют в процессе формирования планов стандартизации базовые организации по стандартизации.
Перечни составляют по категориям стандартов в порядке возрастания регистрационных номеров в их обозначении, оформляют в соответствии с приложением 1 и направляют в головную организацию по стандартизации.
Головная организация по стандартизации включает задания по проверке стандартов с указанием общего их количества в проекты соответствующих планов стандартизации в порядке, установленном Госстандартом.
1.5. Для проведения проверки стандартов создают комиссию, назначаемую руководителем предприятия (организации), проводящего проверку, из представителей этого предприятия. В комиссию могут быть включены представители организаций, указанных в п.1.2.
1.6. При проведении проверки стандартов анализируют содержащиеся в них номенклатуру показателей и их значения, нормы, правила, характеристики, термины и определения, обозначения, методы, единицы физических величин (далее - требований) на соответствие:
1) действующему законодательству, требованиям Государственной системы стандартизации и другим нормативным актам Госстандарта;
2) планам развития отрасли, союзной республики, предприятия;
3) заданиям целевых комплексных народнохозяйственных программ, программ комплексной стандартизации и программ унификации;
4) заданиям долговременных целевых программ сотрудничества стран - членов СЭВ;
5) достижениям отечественной и зарубежной науки, техники и передового производственного опыта;
6) требованиям министерства (ведомства)-заказчика (основного потребителя);
7) заданиям по среднему снижению норм расхода важнейших видов материальных и энергетических ресурсов;
8) требованиям обороны страны;
9) требованиям экспорта;
10) стандартам СЭВ;
11) стандартам ИСО, МЭК и других международных организаций;
12) требованиям стандартов на группы однородной продукции и взаимосвязанных нормативно-технических документов (далее - НТД).
1.7. При проверке стандартов на продукцию также рассматривают:
1) карту технического уровня и качества продукции по ГОСТ 2.116-84 или таблицу сравнения стандарта, содержащую данные на момент проверки, разработанную в порядке, установленном Госстандартом;
2) результаты государственных испытаний продукции;
3) результаты последней аттестации продукции;
4) предложения органов государственного надзора, ведомственного контроля, транспортных министерств и профсоюзных органов;
5) предложения заинтересованных организаций, подготовленные по результатам проведения соответствующих научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по созданию новой (модернизируемой) продукции, а также новых и совершенствуемых технологических процессов;
6) предложения предприятий (организаций)-изготовителей;
7) фактическую эффективность применения стандарта.
1.8. При проверке стандартов проводят оценку их научно-технического уровня в порядке, установленном Госстандартом. По результатам проверки подготавливают акт проверки стандартов, в котором приводят результаты оценки научно-технического уровня и эффективности стандарта, предложения по дальнейшему его применению без пересмотра и изменения или предложения по пересмотру, изменению или отмене стандарта. Акт проверки стандарта оформляют в соответствии с приложением 2.
1.9. Акт проверки стандарта в срок не более 15 дней после подписания комиссией направляют на согласование вместе с картой технического уровня и качества продукции или таблицей сравнения стандарта министерству (ведомству)-заказчику (основному потребителю).
Если комиссия принимает решение о продлении, ограничении или снятии ограничения срока действия стандарта без изменения его содержания, акт проверки стандарта направляют на согласование во все организации, ранее согласовавшие стандарт.
Акт проверки стандарта согласовывают в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления.
Организация, проводившая проверку, направляет согласованный акт проверки стандарта на утверждение в трех экземплярах в головную (базовую) организацию по стандартизации.
Разногласия по акту проверки стандарта снимаются в том же порядке, что и по стандарту соответствующей категории.
В случае установления возможности дальнейшего применения стандарта с неограниченным сроком действия без его пересмотра и внесения изменений акт проверки должен быть направлен в организацию - держатель дела стандарта для включения в дело стандарта.
1.10. Задания по пересмотру стандарта на основании актов проверки стандартов головные (базовые) организации по стандартизации включают в проекты годовых планов стандартизации.
Задания по изменению стандартов на основании актов проверки стандартов включают, как правило, в проекты годовых планов стандартизации.
1.11 Предложения по пересмотру, изменению и отмене взаимосвязанных нормативно-технических документов, подготовленные по результатам проверки, организация, проводившая проверку, направляет:
1) в министерства (ведомства) или головные (базовые) организации по стандартизации - по государственным и отраслевым стандартам.
Копии предложений по государственным стандартам направляют соответственно в Госстандарт и Госстрой СССР (по закрепленной за ним номенклатуре);
2) в госпланы союзных республик или головные (базовые) организации по стандартизации - по республиканским стандартам, а копии - в республиканские управления Госстандарта.
В том же порядке направляют предложения заинтересованных организаций, подготовленные по результатам соответствующих научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ по созданию новой (модернизируемой) продукции, а также новых и совершенствуемых технологических процессов.
2.1. Стандарты на продукцию пересматривают при введении в них новых, более прогрессивных требований, которые влекут за собой нарушение взаимозаменяемости продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и изменение основных показателей технического уровня, качества и экономичности продукции.
2.2. Организационно-методические и общетехнические стандарты, как правило, пересмотру не подлежат, а новые требования в них вводят внесением изменений.
2.3. При пересмотре стандартов разрабатывают новые стандарты взамен действующих. При этом пересмотренный стандарт отменяют, а в новом указывают, взамен какого стандарта он разработан, и в обозначении меняют две последние цифры года утверждения.
2.4. При пересмотре стандартов одновременно должен быть осуществлен пересмотр (изменение) дополнений к этим стандартам и подготовлены предложения по пересмотру (изменению) взаимосвязанных нормативно-технических документов.
2.5. При пересмотре стандартов на конкретную продукцию (невзаимозаменяемую по новому и действующему стандартам) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенных изделий, находящихся в эксплуатации, организация-разработчик подготавливает проект изменения к действующему стандарту. В изменении указывают ограничение области его распространения - "Стандарт применять только для изготовления запасных частей и ремонта изделий, находящихся в эксплуатации". При этом регистрационный номер стандарта, к которому разработано такое изменение, сохраняется, этот стандарт проверке не подлежит, а новому стандарту присваивают новый регистрационный номер.
3.1. Порядок разработки изменений стандартов
3.1.1. Изменение стандарта - это частичное изменение его содержания (замена, исключение или добавление требований), а также продление, ограничение, снятие ограничения срока действия стандарта.
3.1.2. Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и изменение основных показателей технического уровня, качества и экономичности продукции, а также при продлении, ограничении или снятии ограничения срока действия стандарта.
Для государственных стандартов в случае продления, ограничения или снятия ограничения срока действия проекты изменений не разрабатывают.
3.1.3. Проекты изменений к стандартам разрабатывают предприятия (организации) - разработчики этих стандартов.
3.1.4. Разработка, согласование, представление на утверждение, утверждение и государственная регистрация изменения стандарта должны проводиться в порядке, установленном для разрабатываемых стандартов, с учетом требований настоящего стандарта.
3.1.5. Если вносимые в стандарт изменения затрагивают содержание имеющегося дополнения к этому стандарту, то разработчик должен одновременно подготовить изменение этого дополнения.
3.1.6. Допускается в пояснительную записку к проекту изменения не включать таблицу сравнения стандарта, если изменение не влияет на научно-технический уровень стандарта.
Допускается рассылку проекта изменения стандарта на отзыв заинтересованным предприятиям (организациям) не производить, если вносимое в стандарт изменение не нарушает его взаимосвязи с другими стандартами.
Решение о необходимости рассылки проекта изменения стандарта на отзыв принимает предприятие (организация)-разработчик по согласованию с министерством (ведомством)-разработчиком.