ОДМ 218.8.001-2009
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМУ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Росавтодора от 26.11.2009 г. N 499-р
Предисловие
Цели и принципы стандартизации Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения стандартов организации Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".
Сведения об отраслевом дорожном методическом документе
1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ"), Воронежским государственным архитектурно-строительным университетом (ВГАСУ), ЗАО "Минимакс-94" с учетом замечаний и предложений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), ФГУ ФУАД "Центральная Россия", ФГУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Минск".
2. СОГЛАСОВАН Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
3. ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
4. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 26.11.2009 г. N 499-р.
5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
6. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
Отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по специализированному гидрометеорологическому обеспечению дорожного хозяйства" (далее - методический документ) разработан в соответствии с "Концепцией метеорологического обеспечения дорожного хозяйства Российской Федерации", законодательными и нормативными документами, действующими в дорожном хозяйстве и системе Росгидромета, и носит рекомендательный характер.
Настоящий методический документ включает методические рекомендации по специализированному гидрометеорологическому обеспечению дорожного хозяйства, разъясняет и определяет принципы основных положений системы специализированного гидрометеорологического обеспечения дорожного хозяйства, а также основы ее создания, функционирования, информационного и технического обеспечения.
Основная цель создания специализированной системы дорожного метеорологического обеспечения (СДМО) - получение оперативной информации о погодных условиях и состоянии дорожного покрытия на сети автомобильных дорог. Наличие этой информации позволит дорожно-эксплуатационной службе прогнозировать возможность возникновения опасных метеорологических условий и возникновение зимней скользкости на дорогах и принимать решения по проведению необходимых работ по содержанию дорог.
СДМО - информационно-технический комплекс, который обеспечивает:
получение оперативной информации и специализированных прогнозов от дорожных автоматических метеостанций (АДМС), а также от подразделений Росгидромета;
обработку информации с целью получения данных о состоянии дорожного покрытия, возможности появления опасных метеорологических явлений (ОЯ), прогнозов состояния дорожного покрытия;
передачу полученной информации исполнителям работ и участникам движения;
создание баз данных для накопления и хранения информации АДМС о погодных условиях и состоянии покрытия на автомобильных дорогах и информации о полученных специализированных прогнозах.
Документ содержит рекомендации по сбору, обработке, передаче и использованию специализированной гидрометеорологической информации для принятия решений по организации, проведению и оплате работ по содержанию автомобильных дорог в зимний период и при организации деятельности органов управления дорожным хозяйством.
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
б) Федеральный закон от 19.07.1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе".
в) Федеральный закон от 25.01.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
д) ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)".
е) ГОСТ Р 50597-1993 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
ж) Концепция метеорологического обеспечения дорожного хозяйства Российской Федерации. Росавтодор, 1999.
и) Концепция построения единой системы комплексного информационно-телекоммуникационного обеспечения автомобильно-дорожной отрасли. Росавтодор, 1996.
л) Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега. ОДМ 218.5.001-2008. Росавтодор, 2008.
м) Наставление по краткосрочным прогнозам погоды общего назначения РД 52.88.629-2002.
н) "Положение о порядке действий учреждений и организаций при угрозе и возникновении опасных природных явлений" РД 52.88.699-2008*. Росгидромет, 2008.
________________
* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
п) Программа создания системы метеообеспечения на сети федеральных автомобильных дорог. Росавтодор, 2005.
р) "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах". ОДМ 218.3.023-2003. Росавтодор, 2003.
с) "Руководство по практике метеорологического обслуживания населения". ВМО N 834, 2000.
т) Инженерный проект автоматизированной системы метеорологического обеспечения (АСМО). Росавтодор, 2008.
у) Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства. СП 11-103-97. Госстрой России, 1997.
В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Автоматическая дорожная метеостанция (АДМС) - техническое устройство, состоящее из набора датчиков для измерения в автоматическом режиме метеорологических и дорожных параметров.
Автоматизированная система метеорологического обеспечения (АСМО) - система, включающая сеть АДМС, средства передачи данных, компьютерную систему, анализирующую поступающую информацию и отображающую как результаты анализа, так и данные измеренных параметров.
Атмосферные явления - природные явления, образующиеся в атмосфере, на поверхности земли и дорожном покрытии, которые наблюдаются на сети гидрометеорологических станций и постов (виды осадков, туманы, гололедица и др.)
Гидрометеорологические параметры - параметры, учитываемые при формировании общих и специализированных метеорологических прогнозов.
Гололед - вид зимней скользкости, образующийся при выпадении осадков в виде дождя, мороси, тающего снега на дорожное покрытие, имеющее отрицательную температуру.
Гололедица - вид зимней скользкости, образующийся при замерзании влаги, имеющейся на дорожном покрытии, при резком понижении температуры воздуха.
Гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), мониторинг окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях.
Метеорологическая дальность видимости - наибольшее расстояние, с которого можно различить на фоне неба вблизи горизонта черный объект больших угловых размеров (больше 15 угловых минут). Определяется инструментально.
Неблагоприятные метеорологические явления - атмосферные явления, которые влияют на условия движения транспорта, но по своим количественным значениям не достигают критериев опасных метеорологических явлений, при наступлении которых необходимо принимать специальные меры для обеспечения безопасности движения и требуемого уровня содержания автомобильных дорог.
Опасные метеорологические явления (ОЯ) - метеорологические или геофизические явления, которые по интенсивности развития, продолжительности и моменту возникновения представляют угрозу движению автомобильного транспорта, возникновения ДТП, снижения скорости движения и могут нанести значительный материальный ущерб.
Оправдываемость прогнозов - степень соответствия прогнозов фактическим условиям погоды.
Погода - состояние атмосферы в конкретном месте в определенный момент или за ограниченный промежуток времени (сутки, месяц, год). Погода характеризуется метеорологическими элементами: давлением, температурой, влажностью воздуха, направлением ветра и явлениями погоды: атмосферными осадками, дальностью видимости, наличием туманов, метелей и т.д.
Прогностическая информация или прогнозы погоды - научно обоснованное предвидение предстоящих изменений погодных условий.
Прогноз погоды общего назначения - фактическое и прогнозируемое состояние погоды, полученное в результате обработки сведений в установленном порядке и представляемое пользователям (потребителям) бесплатно.
Пункт дорожного метеорологического контроля - стационарный пункт, оборудованный автоматической дорожной метеорологической станцией.
Режимная метеорологическая информация - вся обработанная метеорологическая информация в процессе наблюдений, прошедшая первичную обработку и контроль и переданная в центры сбора информации. Режимная метеорологическая информация составляет основу метеорологического банка данных.
Росгидромет - Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Система дорожного метеорологического обеспечения (СДМО) - информационно-технический комплекс.
Снежный накат - представляет собой слой снега, уплотненного колесами автомобильного транспорта при определенных метеорологических условиях.
Специализированные прогнозы погоды - прогнозы, которые разрабатываются в прогностических подразделениях Росгидромета или его организациями по заказу пользователя (потребителя) за счет его средств.
Термокартирование - методика создания климатической карты дороги, позволяющей расчетным путем определять значения температур поверхности любого участка автомобильной дороги по данным ее измерения в месте установки АДМС.
Точка инея - температура, при которой водяной пар, содержащийся в воздухе, становится насыщающим по отношению к поверхности льда.
Фактическая метеорологическая информация (фактическая погода) - совокупность значений метеорологических элементов и явлений в данный момент времени в данной точке автомобильной дороги.
"Черный лед" - вид зимней скользкости, возникающий на сухой поверхности автомобильной дороги в виде ледяной пленки за счет сублимации водяного пара из воздуха при температуре поверхности автодороги ниже 0 °С и ниже температуры точки росы.
Штормовое оповещение - информация о начавшемся опасном погодном явлении.
Штормовое предупреждение - информация о прогнозируемом опасном погодном явлении.
Экстренная информация - незамедлительно передаваемые штормовые предупреждения и (или) штормовые оповещения, а также незамедлительно передаваемая информация о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан и наносить ущерб окружающей среде. Выпуск экстренной информации осуществляется только специально уполномоченным органом в области гидрометеорологической службы.
а) В соответствии с ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" на сети автомобильных дорог федерального значения предполагается создание единой автоматизированной системы метеорологического обеспечения, включающей устройство пунктов дорожного метеоконтроля.
Специализированная гидрометеорологическая информация в системе метеобеспечения для дорожного хозяйства формируется на основе данных пунктов дорожного метеоконтроля и данных, получаемых от подразделений Росгидромета, а также метеолокаторов и спутников. Она включает:
текущую информацию в системе АСМО о погодных условиях и состоянии дорожного покрытия;
специализированные прогнозы погоды специального назначения;
штормовые предупреждения;
штормовое оповещение;
данные об осадках с метеолокаторов и искусственных спутников земли.