Статус документа
Статус документа

ИР 3012165-0302-94 Руководящий документ. Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту стартерных аккумуляторных батарей

     6.2. Технические требования к аккумуляторным батареям


Батареи должны соответствовать требованиям ГОСТ 759.0-84 Е и стандарта на конкретный тип и исполнение батареи по нормативно-технической документации. Батареи должны собираться в моноблоках из эбонита по ГОСТ 6980-76 Е или пластических масс по ГОСТ 7883-82*, в моноблоках из других материалов, которые по своим качествам не уступают указанным материалам - по нормативно-технической документации. Сепараторы для батарей должны изготавливаться из кислостойких микропористых материалов по нормативно-технической документации. Соединение аккумуляторов в батарею и расположение выводов должно соответствовать указанному в стандарте на конкретный тип и исполнение батареи. Размеры выводов должны соответствовать указанным на рис.5.2.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 51977-2002, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


Примечание:

1. Допускаются диаметры полюсных выводов с допуском минус 0,4 (мм).

2. Допускаются выводы с крепежом под болт (Рис.5.2.б).


Батареи должны быть герметизированы в выводах и зазорах между крышками и стенками моноблока, должны выдержать испытание на герметичность при давлении, пониженном или повышенном по сравнению с атмосферным на 20±1,3 кПа (0,20±0,133 кгс/см).

При наклоне батареи от нормального (рабочего) положения на угол 45 градусов электролит не должен выливаться.

Перед испытанием батарея должна быть залита электролитом до уровня, рекомендованного Инструкцией по эксплуатации, закрыта пробками без герметизирующих деталей, протерта насухо и установлена под углом 45 градусов (в любую сторону). Через 5 минут на поверхности батареи не должно быть следов электролита.

Заливочная мастика должна обеспечивать герметичное уплотнение между крышкой и моноблоком в пределах температур минус 40 °С до плюс 60 °С, не должна отставать от стенок моноблока, разрываться и трескаться. Испытание на температурную стойкость мастики подвергаются не залитые электролитом батареи.

Перед испытанием герметизирующие детали должны быть удалены. При испытании батареи выдерживают в течении 6 ч в термостате при температуре 60 °С под углом 45 градусов и в течение 6 часов в холодной камере при температуре 40 °С в горизонтальном положении. Перед установкой в холодильную камеру батарея должна быть охлаждена до комнатной температуры. После испытания при температуре 60 °С мастика не должна иметь подтеков, а при температуре минус 40 °С не должна иметь разрывов и трещин, и отставать от крышки и моноблока. Состояние поверхности мастики определяется внешним осмотром.

Каждый аккумулятор должен иметь над сепараторами предохранительный щиток из кислостойкого материала и до приведения в рабочее состояние должен быть загерметизирован. Поверхность батареи должна быть чистой. Не должно быть подтеков свинца в местах пайки, пузырей и трещин мастики. Батареи должны выпускаться в сухозаряженном состоянии. Допускается поставка не сухозаряженных батарей, кроме комплектации выпускаемых автомобилей.

Электролит для заливки аккумуляторных батарей - водный раствор аккумуляторной серной кислоты. Химический состав серной кислоты должен соответствовать ГОСТ 667-73, воды - ГОСТ 6709-72. Батареи должны выдерживать заряд постоянного тока , (А) в течение четырех циклов по 100 (ч) непрерывно в каждом цикле. После каждого 100 часового цикла батареи должны быть подвергнуты контрольному испытанию на разряд током , (А) при температуре воды в ванне 40±3 °С. Продолжительность разряда должна быть не менее 4 мин до конечного напряжения 4 (В) у 6 вольтовой батареи и не менее 8 (В) у 12 вольтовой батареи конечного напряжения 4 (В) у 6 вольтовой батареи и не менее 8 (В) у 12 вольтовой батареи.

Режим испытания на разряд током , (А) должен соответствовать данным таблицы 6.6.

Таблица 6.6

     
Продолжительность стартерных (разрядная сила тока ) разрядов

Тип батарей

Номер цикла

Начальная температура
электролита, °С

Начальное разрядное напряжение на батарее на пятой секунде разрядки, В

Конечное напряжение батареи, В

Минимальная продолжительность разряда, мин

1

2

3

4

5

6

3СТ-60

1

+30±2

-

4,5

4,4

3СТ-135

6

+30±2

-

4,5

5,5

-

8

-18±2

4,1

3,0

3,0

3СТ-150

1

+30±2

-

4,5

3,5

-

8

-18±2

4,1

3,0

3,0

6СТ-50

1

+30±2

-

9,0

4,4

6СТ-55

6

+30±2

-

9,0

5,5

-

8

-18±2

8,2

6,0

3,0

6СТ-45 ЭМС

1

+30±2

-

9,0

3,5

6СТ-75 ЭМС

8

-18±2

8,0

6,0

3,0

6СТ-90 ЭМС

-

-

-

-

-

6СТ-132

-

-

-

-

-

6СТ-190

-

-

-

-

-



Срок службы и наработка батарей при эксплуатации на автомобилях должны соответствовать указанным в таблице 6.7 при условии согласования в установленном порядке применяемости данного типа батарей и соблюдения инструкции по их эксплуатации.

Таблица 6.7

Батареи

Минимальный срок службы, мес

Наработка




Тыс. км, не более

Моточасы, не более

С одинарными сепараторами

12

150

-



18

75

-



24

-

2500

С двойными сепараторами

12

150

-



24

90

3000



Срок службы или наработка батареи в эксплуатации считается до момента снижения ёмкости до 40% от номинальной или снижения продолжительности стартерного разряда при температуре 25±2 °С до 1,5 (мин). Срок сохраняемости не залитой электролитом батареи должен быть не менее 3 лет, а батареи 6СТ-190, 6СТ-190А, 3СТ-215А и батарей основного заказчика - 5 лет с момента изготовления. Сухозаряженность батарей гарантируется в течение одного года с момента изготовления. Гарантийный срок службы и наработка батарей должна соответствовать указанным в таблице 6.8 при условии соблюдения правил ухода и исправности электрооборудования автомобиля.

Таблица 6.8