Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 8586-1-2008 Органолептический анализ. Общее руководство по отбору, обучению и контролю испытателей. Часть 1. Отобранные испытатели

     6 Формирование панелей для различных видов тестов

6.1 Основные принципы

Проводится отбор испытателей, наиболее подходящих для определенных тестов. Они объединяются в группы, из которых потом будут формироваться панели для проведения тестов.

Число испытателей, входящих в каждую группу, должно быть не меньше рекомендованного в ИСО 6658. Если число кандидатов лишь слегка превышает число необходимых для формирования панели испытателей, то может возникнуть необходимость отобрать лучших кандидатов, а не только соответствующих конкретному требованию.

Кандидаты, признанные годными для выполнения одного вида тестов, необязательно должны подходить для другого. Кандидаты, исключенные из числа испытателей в одном тесте, не должны автоматически отстраняться от проведения других.

6.2 Различительные испытания

Окончательный отбор испытателей для панели проводится с помощью повторного анализа реальных образцов. Если комиссии предстоит заниматься определением конкретной характеристики, то в качестве критерия отбора можно также использовать способность анализировать разбавленные образцы с уменьшающейся концентрацией по данной характеристике.

Отобранные испытатели должны логично и последовательно анализировать предложенные образцы и правильно их дифференцировать. Кандидаты, которые справятся с этим заданием хуже остальных, должны быть исключены из комиссии.

6.3 Оценочный тест

Окончательный отбор испытателей для комиссии проводится с помощью повторного анализа реальных образцов. Отобранные испытатели должны логично и последовательно анализировать предложенные образцы и правильно их оценивать. Кандидаты, которые справятся с этим заданием хуже остальных, должны быть исключены из комиссии.

См. также ИСО 8587.

6.4 Рейтинговый и балльный методы

Испытателям следует предоставить, по крайней мере, шесть различных образцов, тройками, в произвольном порядке и, если возможно, больше чем за один раз. Результаты следует занести в таблицы, аналогичные таблицам А.1 и В.1.

Полученные данные следует проанализировать с точки зрения колебания показателей, как показано в таблицах А.2 и В.2, и таким образом получить индивидуальные результаты по каждому испытателю.

Испытателей, у которых обнаружатся существенные колебания по показателям, что указывает на непоследовательность, или для которых различия между образцами будут незначительными, что указывает на слабую способность к различению, желательно исключить из комиссии. Но если большинство испытателей имеют один из этих недостатков или оба, то можно предположить, что образцы различаются с недостаточной степенью дифференциации.

Полученные результаты следует проанализировать с точки зрения колебаний показателей, как показано в таблицах А.3 и В.3. Следует определить статистическую значимость колебаний в зависимости от испытателя и образца, а также значимость показателя в графе испытатель/образец.

Значительные колебания в оценках, которые дает испытатель, свидетельствуют о недостатке объективности, то есть один испытатель или несколько постоянно присуждали баллы выше или ниже, чем другие. Существенные колебания, в зависимости от образца, говорят о том, что комиссия в целом успешно дифференцирует образцы. Существенный результат в графе испытатель/образец указывает на то, что у двух или более испытателей нарушено восприятие различий между двумя или более образцами. В некоторых случаях значение в графе испытатель/образец может даже отражать несогласие в оценке образцов.

Хотя анализ колебаний приемлем для начисления баллов, он не подходит для некоторых форм ведения рейтинга. Если он используется для ведения рейтинга, необходима осторожность.

6.5 Качественный описательный анализ

При проведении анализа не требуется никакой дополнительной специфической процедуры отбора, кроме тех, которые описаны выше.

Испытателей отбирают в зависимости от того, как они выполнили различные практические задания, описанные в 5.6 и 5.8.2.

6.6 Количественный описательный анализ
     


    6.6.1 Принцип

Если имеются образцы продуктов, которые планируется подвергнуть органолептическому анализу (см. ИСО 5492), следует проверить способность кандидатов распознавать и описывать данные образцы. Испытателей, которые не могут правильно распознать или адекватно описать 70% контрольных образцов, следует признать негодными для проведения теста данного типа.

Испытатели должны оценить около шести образцов, используя словарь терминов и получив баллы в соответствии с рекомендациями в 5.8.2. Образцы следует предоставлять тройками с правильным балансом запаха. Каждое описание каждого испытателя должно быть проанализировано методом, аналогичным описанным в 6.4 и приложении А, или другим методом многомерного анализа.

6.7 Испытатели для особых видов исследований

Несмотря на то, что отобранные испытатели являются лучшими из всех кандидатов, их результаты могут быть неустойчивыми. В случае описательного анализа необходимо отобрать тех испытателей, которые показывают наилучшие результаты, или разделить всех имеющихся испытателей на подгруппы в соответствии с программой анализа до того, как начнется комплексное статистическое изучение данных. Для этой цели используются те же процедуры, что и в 6.4.