Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ Р 53161-2008
(ИСО 5495:2005)

Группа H91

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. МЕТОДОЛОГИЯ

Метод парного сравнения

Organoleptic analysis - Methodology - Paired comparison test



ОКС 67.240

Дата введения 2010-01-01

     

 Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Государственным научным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт консервной и овощесушильной промышленности" (ГНУ ВНИИКОП) на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 335 "Методы испытаний агропромышленной продукции на безопасность"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 599-ст

4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 5495:2005 "Органолептический анализ. Методология. Метод парного сравнения" (ISO 5495:2005 "Organoleptic analysis - Methodology - Paired comparison test"). При этом дополнительные слова, фразы, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и особенностей российской национальной стандартизации, выделены курсивом.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

     1 Область применения*

________________

* Слово "применения" в наименовании пункта 1 в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.

Настоящий стандарт устанавливает метод, позволяющий определить, существует ли заметное органолептическое различие или подобие между образцами двух продуктов по интенсивности рассматриваемой характеристики. Данный метод также иногда называют тестом установления направленного различия или тестом 2-АПВ (тестом альтернативного принудительного выбора). Действительно, метод парного сравнения представляет собой обязательный выбор между двумя альтернативными вариантами.

Примечание - Метод парного сравнения - наиболее простой из существующих классификационных тестов, поскольку он предусматривает сопоставление только двух образцов продукта.


Метод применим независимо от того, существует ли различие между продуктами по одной или по нескольким характеристикам, и дает возможность сказать, действительно ли имеет место заметное различие по данной характеристике, и указать направление различия, но не позволяет ответить на вопрос о том, какова степень этого различия. Обнаружение отсутствия разницы между продуктами по изучаемой органолептической характеристике не означает, что не существует различия между продуктами по любой другой органолептической характеристике.

Метод применим только тогда, когда продукты сравнительно однородны.

Метод эффективен:

а) когда необходимо установить,

что имеется заметное различие между продуктами (метод парного сравнения при проверке различия) или

что не имеется заметного различия между продуктами (метод парного сравнения при проверке подобия) после изменения, например, ингредиентного состава или технологии производства продукта, или его упаковки, или условий хранения и обращения;

б) для целей отбора, обучения и проверки испытателей.

Прежде чем начать испытания, необходимо определить, является ли тест односторонним (руководителю испытаний априори известно направление различия, и альтернативная гипотеза состоит в том, что между образцами продукта существует различие в предполагаемом направлении) или двусторонним (руководитель испытаний не имеет какой-либо исходной информации относительно направления различия, и альтернативная гипотеза состоит в том, что между образцами существует различие в одном или в другом направлении).

Метод парного сравнения может быть также использован для того, чтобы сравнивать два продукта с точки зрения предпочтения одного другому. Рисунок 1 иллюстрирует различные случаи использования метода парных сравнений.

     
Рисунок 1 - Различные возможные случаи использования метода парного сравнения


Примечание - К настоящему стандарту относится только случай негедонических испытаний.


Пример 1 (Случай а) - Производство бисквита изменено с целью получения более хрустящего продукта. Необходимо проверить, действительно ли нововведение привело к увеличению привлекательности продукта. Следовательно, необходимо попытаться выявить разницу - удостовериться, действительно ли новый продукт ощущается как более хрустящий по сравнению с традиционным (контрольным) продуктом.
     
     Пример 2 (Случай b) - Изготовителю известно, что продукт может содержать небольшие количества ингредиента, который придает ему посторонний флейвор. Поэтому он надеется определить то максимально допустимое количество этого ингредиента, когда разница в флейворе по сравнению с продуктом, не содержащим этого ингредиента, едва-едва заметна и, следовательно, не будет чревата нежелательными последствиями.
     
     Пример 3 (Случай c) - Перед началом производства нового вида супа требуется сравнить два возможных ингредиента, добавляемых для придания продукту соленого вкуса. Исходя из экономических соображений, предпочтение было отдано одному из двух ингредиентов, который в одной и той же концентрации должен обеспечивать более соленый вкус. Следовательно, необходимо подтвердить, что различие в интенсивности вкуса при использовании разных ингредиентов действительно имеет место. Но априори неизвестно, какой из двух видов ингредиента будет обеспечивать более соленый вкус.
     
     Пример 4 (Случай d) - Изготовитель пластмасс, используемых, в частности, в производстве автомашин для изготовления щитков, из экономических соображений хочет заменить обычный смазочный ингредиент новым. При этом он не имеет целью изменить в большую или меньшую сторону скользкость поверхности изделий по сравнению со скользкостью изделий из обычно применяемой пластмассы. Задача состоит в том, чтобы определить, действительно ли в одной и той же концентрации новый смазочный материал обеспечивает такую же скользкость поверхности, как ранее использовавшийся. Необходимо показать, что оба смазочных материала сходны с точки зрения обеспечения скользкости поверхности, но априори неизвестно, какой из них дает наилучший эффект.


      2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 5492-2005 Органолептический анализ. Словарь (ИСО 5492:1992, IDT)

ГОСТ Р ИСО 8589-2005 Органолептический анализ. Руководство по проектированию помещений для исследований (ИСО 8589:1988, IDT)
     
     ГОСТ Р 53180-2008 Органолептический анализ. Общее руководство по отбору, обучению и контролю испытателей. Часть 1. Отобранные испытатели (ИСО 8586-1:1993, MOD)
     
     ГОСТ Р 53181-2008 Органолептический анализ. Общее руководство по отбору, обучению и контролю испытателей. Часть 2. Испытатели (ИСО 8586-2:1994, MOD).
     
     Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 5492, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 (альфа)-риск: Вероятность сделать заключение о наличии заметного различия между образцами тогда, когда это различие не существует.

Примечание - В равной мере применимы термины: вероятность ошибки I рода, уровень значимости или частота получения ложноположительных заключений.

3.2 (бета)-риск: Вероятность сделать заключение об отсутствии сколь-нибудь заметного различия тогда, когда это различие существует.

Примечание - В равной мере применимы термины: вероятность ошибки II рода или частота получения ложноотрицательных заключений.

3.3 различие: Ситуация, при которой образцы продукта могут быть отличены друг от друга на основе их органолептических характеристик.

Примечание - Долю оценок, когда было отмечено заметное различие между двумя образцами продукта по изучаемой органолептической характеристике, обозначают символом .

3.4 тест с использованием одностороннего критерия: Тест, при проведении которого руководителю испытаний априори известно направление различия.

Примечание - Нулевая гипотеза : образцы продукта не имеют различия; доля зафиксированных правильных ответов 1/2. Альтернативная гипотеза : 1/2.

3.5 тест с использованием двустороннего критерия: Тест, при проведении которого руководителю испытаний априори не известно направление различия.

Примечание - Нулевая гипотеза : образцы продукта не имеют различия; доля зафиксированных правильных ответов в отношении одного из образцов 1/2. Альтернативная гипотеза : 1/2.

3.6 правильные ответы (предполагаемые ответы): В тесте с использованием одностороннего критерия: число испытателей, выбравших тот образец продукта, относительно которого руководитель испытаний надеется, что он обладает большей интенсивностью изучаемой органолептической характеристики.

3.7 согласующиеся ответы: В тесте с использованием двустороннего критерия: наибольшее из значений числа испытателей, указавших на образец А (или на образец В) как на продукт, обладающий большей интенсивностью исследуемой органолептической характеристики.

Примечание - Подсчеты делают так, как сказано выше, поскольку в данном случае ответы не могут расцениваться как правильные или как неправильные.

3.8 продукт: Оцениваемый материал.

3.9 образец: Единица продукции, подготовленная, предоставленная испытателям и оцениваемая ими в процессе проведения теста.

3.10 чувствительность: Обобщенный термин, используемый для того, чтобы суммарно обозначить условия проведения теста.

Примечание - С точки зрения математической статистики чувствительность теста определяется величинами , и .

3.11 подобие: Ситуация, при которой любые возможные различия между образцами продукта настолько малы, что продукты можно рассматривать как взаимозаменяемые.

     4 Принцип


Число испытателей выбирают, исходя из желаемой чувствительности теста (см. 6.2 и сноски к таблицам А.4 и А.5, приложение А).

Испытатели получают комплект из двух образцов продукта (т.е. образцы, представляющие собой пару). Задача испытателя - выбрать из них тот из образцов, который имеет более интенсивно выраженную органолептическую характеристику, подлежащую оценке, даже в том случае, если выбор будет основан только на догадках.

Примечание - Один из образцов может быть контрольным.


Затем подсчитывают суммарное количество голосов в пользу одного и другого образца всеми испытателями и определяют значимость результата испытаний со ссылкой на статистическую таблицу, выбранную исходя из того, было ли априори известно, какой из образцов должен быть признан обладающим более интенсивно выраженной органолептической характеристикой (односторонний критерий), или это не было известно (двусторонний критерий).

     5 Общие условия проведения испытаний

5.1 Четко оговаривают цель испытаний и устанавливают, будет ли проводиться тест с использованием одностороннего или двустороннего критерия и идет ли речь о проверке различия между продуктами или о проверке подобия продуктов, а также определяют, какова желательная чувствительность теста.

5.2 Испытания проводят в условиях, которые исключают возможность обмена информацией между испытателями, пока все оценки не будут ими выполнены; для этого используют оборудование и помещения для испытаний, соответствующие требованиям ГОСТ Р ИСО 8589.

5.3 Образцы продукции для испытаний готовят в отсутствие испытателей одинаковым способом: применяют одинаковое оборудование, одинаковую посуду.

5.4 Испытатели не должны получать никакой информации об интенсивности контролируемой органолептической характеристики продукта, исходя из способа подготовки и предоставления им образцов продукта. Например, если исследуется только тактильная характеристика продукта, то следует избегать каких-либо различий во внешнем виде образцов. Следует замаскировывать цветовые различия образцов (поскольку не изучается именно эта характеристика), используя при освещении светофильтры или обеспечивая приглушенное освещение. Можно также, если образцы несколько отличны по внешнему виду, подавать их испытателю последовательно, а не одновременно.

5.5 Образцы или посуду, в которой их подают, кодируют одинаковым способом; предпочтительно использовать в качестве кодов трехзначные числа, в каждом тесте выбирая их случайным образом. Каждая пара состоит из двух образцов, и каждый образец имеет свой собственный код. Желательно, чтобы в течение всей серии испытаний для всех испытателей использовались разные коды образцов. Однако могут быть использованы и два одних и тех же кода образцов для всех испытателей, если при этом каждый код используется для данного испытателя лишь единожды в течение данной серии испытаний (например, когда в одной серии испытаний метод парного сравнения используется для нескольких различных продуктов).

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs