8.1 Мониторинг удовлетворенности потребителей проводят в целях определения областей улучшения деятельности, разработки и осуществления мер по наиболее полному удовлетворению требований и ожиданий потребителей. Мониторинг проводят на основе анализа полученной информации о качестве обслуживания и деятельности организации в целом.
8.2 Объектом мониторинга является удовлетворенность потребителей следующими сторонами деятельности организации:
- качество обслуживания потребителей;
- информирование об услугах;
- прохождение запросов, договора или заказа, включая изменения к ним;
- обратная связь с потребителями, включая претензии;
- репутация организации.
8.3 Информацию для осуществления мониторинга удовлетворенности потребителей в зависимости от источников подразделяют на внешнюю и внутреннюю.
8.4 Показатели, используемые для мониторинга удовлетворенности потребителей на основе внутренней маркетинговой информации, подлежат анализу и, при необходимости, актуализации и утверждению. Внутренняя маркетинговая информация формируется в результате договорной и всей производственно-хозяйственной деятельности организации. В частности, могут быть учтены такие показатели, как рост числа потребителей, продолжительность взаимодействия с ними, число пролонгированных и расторгнутых договоров, число претензий, полученных от контрагентов при реализации договоров.
8.5 Для мониторинга удовлетворенности потребителей на основе внешней маркетинговой информации используют следующие методы:
- проведение опросов: анкетирование и интервьюирование;
- анализ претензий и обращений;
- анализ внутренних показателей работы организации (например, число и продолжительность перерывов в подаче электрической и тепловой энергии).
Анкеты для изучения удовлетворенности потребителей разрабатываются специалистами организации на основе предварительно составленных вопросников с учетом потребности в исследовании конкретных показателей.
Результаты интервью должны быть зафиксированы в письменном виде, проанализированы и представлены для обобщения.
8.6 В общем случае оценка удовлетворенности потребителей может быть проведена на основе:
- сравнения показателей с аналогичными показателями других организаций;
- сравнения показателей по различным видам услуг, процессам, сегментам рынка;
- определения тенденций в динамике показателей.
8.7 Мониторинг удовлетворенности потребителей на основе данных, полученных в ходе проведения опросов, фокус-групп и др., подлежит систематическому контролю и анализу.
8.8 Накапливаемая информация об удовлетворенности потребителей должна быть систематизирована по следующим направлениям:
- определенным временным периодам (полугодие, год);
- объектам мониторинга удовлетворенности потребителей;
- группам потребителей и отдельным потребителям.
8.9 Результаты мониторинга рассматривают при проведении анализа со стороны руководства организации не реже одного раза в год для определения необходимых корректирующих и предупреждающих действий.