МР 2.6.1.27-2003
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
2.6.1. ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ЗОНА НАБЛЮДЕНИЯ РАДИАЦИОННОГО ОБЪЕКТА. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАДИАЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
УТВЕРЖДАЮ | УТВЕРЖДАЮ |
Руководитель Департамента | Главный государственный санитарный врач по объектам и территориям, обслуживаемым Федеральным управлением "Медбиоэкстрем" |
А.М.Агапов | В.В.Романов |
21.03.2003 г. | 28.04.2003 г. |
1. Разработаны авторским коллективом специалистов Российского федерального ядерного центра - Всероссийского НИИ экспериментальной физики (Минатом России) и Государственного научного центра - Института биофизики (Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России) в составе:
от Российского федерального ядерного центра - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) руководитель работы - С.А.Петрова, С.С.Васильченко, Г.Ф.Ходалев;
от Государственного научного центра - Институт биофизики (ГНЦ - ИБФ) к.т.н. О.А.Кочетков, к.м.н. С.Г.Монастырская, к.т.н. Клочков В.Н.
2. Утверждены Главным государственным санитарным врачом по объектам и территориям, обсуживаемым Федеральным управлением "Медбиоэкстрем" В.В.Романовым 28 апреля 2003 года и Руководителем Департамента безопасности, экологии и чрезвычайных ситуаций Министерства Российской Федерации по атомной энергии А.М.Агаповым 21 марта 2003 года.
3. Введены в действие с момента утверждения.
4. В настоящих методических рекомендациях реализованы требования Федерального закона от 09.01.96 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федерального закона РФ от 10.01.2002. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", закона РСФСР от 10.06.93 г. N 5154-1 "О стандартизации".
5. Введены впервые.
ТРЕБОВАНИЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ЗАКОНОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ РАДИАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
Федеральный закон "О радиационной безопасности населения"
N 3-ФЗ от 09.01.1996 г.
"Радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения" (ст.1).
"Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов" (ст.22).
"При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятию решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.
Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:
характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения" (ст.13, п.1, 2).
Федеральный закон РФ "Об охране окружающей среды"
N 7-ФЗ от 10.01.2002 г.
"Предприятия, учреждения, организации, граждане, не обеспечивающие соблюдения правил обращения с радиоактивными материалами, по решению специально уполномоченных на то органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора лишаются права пользования ими, либо их деятельность по использованию таких материалов приостанавливаются до устранения недостатков" (ст.50 п.2).
1.1. Методические рекомендации (далее - Рекомендации) по организации и проведению радиационного контроля окружающей среды на территории зоны наблюдения радиационного объекта предназначены для использования службами радиационной безопасности и охраны окружающей среды предприятий Министерства РФ по атомной энергии, осуществляющими радиационный контроль объектов окружающей среды (РКОС). Рекомендации могут быть использованы также и другими организациями, проводящими радиационный контроль окружающей среды.
1.2. Порядок организации и проведения радиационного контроля окружающей среды на территориях зон наблюдения АЭС, а также радиационного контроля в районах размещения подземных (глубинных) захоронений радиоактивных отходов устанавливается специальными нормативными документами и в настоящих Рекомендациях не рассматривается.
1.3. Порядок организации РКОС, осуществляемого органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы, государственного комитета РФ по охране окружающей среды, федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, определяется специальными нормативными документами и в настоящих Рекомендациях также не рассматривается.
1.4. В Рекомендациях рассматриваются вопросы организации и проведения радиационного контроля окружающей среды в условиях нормальной (безаварийной) работы радиационных объектов. Порядок организации и проведения контроля в условиях радиационных аварий или иных отклонений от штатного режима работы устанавливается специальными нормативными документами.
1.5. Основными задачами Рекомендаций являются:
- обеспечение реализации требований основополагающих документов в области радиационной безопасности в части осуществления РКОС на территории зоны наблюдения радиационных объектов;
- выработка единой методологии организации и проведения РКОС, а также анализа получаемых результатов.
1.6. В Рекомендациях:
- рассмотрены цели и задачи РКОС;
- изложены принципы его организации;
- приведены критерии для обоснования объема контроля, предложены варианты схем организации контроля для действующих, реконструируемых и вновь строящихся радиационных объектов;
- определены требования к методам, применяемым при РКОС, даны рекомендации по выбору этих методов;
- приведены способы оценки результатов, получаемых при РКОС;
- обозначены ситуации, когда следует принимать решения об изменении объектов контроля.
Настоящие Рекомендации составлены с учетом следующих нормативных документов:
2.1. ГОСТ Р 8.563-96. Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений.
2.2. Нормы радиационной безопасности НРБ-99. СП 2.6.1.758-99.
2.3. Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ-99. СП 2.6.1.799-99.
2.4. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.559-96 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
2.5. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.3.2.560-96 "Продовольственное сырье. Пищевые продукты. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов".
2.6. Методические указания по методам контроля. МУК 2.6.1.717-98. "Радиационный контроль. Стронций-90 и цезий-137. Пищевые продукты. Отбор проб, анализ и гигиеническая оценка".
2.7. Рекомендации. МИ 2453-2000. "Методики радиационного контроля. Общие требования".
2.8. Руководство по установлению допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферу, ДВ-98, утвержденного Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды 21.01.99 и Министерством РФ по атомной энергии 22.06.99, согласованного с Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения РФ.
2.9. Руководство Р 1.1.003-96. "Общие требования к построению, изложению и оформлению санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов" системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. М. - Минздрав России, 1998.
2.10. Руководства Р 1.1.002-96. "Классификация нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования". М. - Минздрав России, 1998.
2.11. МУ 1.1.017-99. "Основные требования к структуре, изложению и оформлению нормативных документов при выполнении НИР "Разработка нормативных и методических документов и адаптация существующей системы обеспечения радиационной безопасности Минатома России к новым принципам нормирования радиационных факторов". Общие вопросы".
2.12. Отраслевая методика расчета предельно-допустимых сбросов радиоактивных веществ в речные системы. ПДС-82.
2.13. Сборник официальных документов "Радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и территорий" Департамента Госсанэпиднадзора РФ.
2.14. Гигиенические нормативы ГН 2.6.1.19-02. "Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения радиационных объектов. Условия эксплуатации и обоснование границ".
В настоящих Рекомендациях использованы следующие термины и определения, приведенные в НРБ-99, ОСПОРБ-99, МУК 2.6.1.717-98, МИ 2453-98*, ДВ-98, ПДС-82:
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: МИ 2453-2000. - Примечание изготовителя базы данных.
3.1. Активность - мера радиоактивности какого-либо количества радионуклида, находящегося в данном энергетическом состоянии в данный момент времени:
, (3.1)
где - ожидаемое число спонтанных ядерных превращений из данного энергетического состояния, происходящих за промежуток времени .
3.2. Активность удельная (объемная) - отношение активности радионуклида в веществе к массе m (объему V) вещества:
(3.2)
. (3.3)
3.3. Аккредитация лаборатории радиационного контроля - официальное признание органом, уполномоченным Госстандартом РФ, технической компетенции данной лаборатории, т.е. ее способности выполнять определенные виды радиационных измерений.
3.4. Аттестация методики радиационного контроля (выполнения измерений) - процедура установления и подтверждения органом, уполномоченным Госстандартом РФ, соответствия методики предъявляемым к ней метрологическим требованиям.
3.5. Безопасность населения радиационная - состояние защищенности настоящего и будущих поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения, обеспечивающее отсутствие детерминированных эффектов и приемлемый уровень риска возникновения стохастических эффектов.
3.6. Вещество радиоактивное - вещество в любом агрегатном состоянии, содержащее радионуклиды в концентрациях, на которые распространяются требования НРБ-99 и ОСПОРБ-99.
3.7. Вмешательство - действие, направленное на снижение вероятности облучения, либо дозы или неблагоприятных последствий облучения.
3.8. Выброс непрерывный - длительный выброс в атмосферу радиоактивных веществ, осуществляемый в течение всего периода эксплуатации установки или устройства при работе на мощности или в ином режиме, предусмотренном регламентом работы.
3.9. Выброс радионуклидов допустимый (ДВ) - установленный для каждого источника в качестве основной нормы и утверждаемый в установленном порядке разрешенный выброс активности радионуклидов в атмосферу. ДВ определяется на основе опыта эксплуатации, исчисляется за календарный год и не должен превышать величину предельно-допустимого выброса (ПДВ).
3.10. Выброс радионуклидов предельно-допустимый (ПДВ) - норматив мощности выброса, определяемый из условия соблюдения санитарных норм по пределу дозы с учетом всех путей внешнего и внутреннего облучения.
3.11. Группа критическая - группа лиц из населения (не менее 10 человек), однородная по одному или нескольким признакам - полу, возрасту, социальным или профессиональным условиям, месту проживания, рациону питания, которая подвергается наибольшему радиационному воздействию по данному пути облучения от данного источника излучения.
3.12. Доза эквивалентная - поглощенная доза в органе или ткани, умноженная на соответствующий взвешивающий коэффициент для данного вида излучения, :