Статус документа
Статус документа

ГОСТ 31373-2008 Колесные пары локомотивов и моторвагонного подвижного состава. Расчеты и испытания на прочность (Издание с Поправкой)

Приложение А
(обязательное)

Критерии оценки колесных пар и их деталей по показателям прочности

    

    

Таблица А.1

Наименование показателя

Критерии оценки КП по показателям прочности

1 Коэффициент запаса статической прочности диска колеса

,                                (А.1)


где - предел текучести материала;

- максимальные суммарные эквивалентные напряжения от монтажных, остаточных и внешних воздействий;

[] - допускаемый коэффициент запаса статической прочности диска колеса от 1,0 до 1,2.

Если суммарные напряжения в наиболее нагруженной зоне колеса являются сжимающими, то на длине колеса не более 15 мм, допускаемый коэффициент запаса статической прочности диска колеса может быть установлен не менее 0,9

2 Коэффициент запаса статической прочности оси КП

,                                 (А.2)


где   - максимальные напряжения, действующие при эксплуатации, в т.ч. возникающие от однократных или редко повторяющихся (менее 10 раз за срок службы) предельных (экстремальных) нагрузок;

[] - допускаемый коэффициент запаса статической прочности оси от 1,0 до 1,1

3 Коэффициент запаса сопротивления усталости колеса

,                           (А.3)


где - предел выносливости колеса, полученный по результатам его стендовых испытаний при аcимметричном цикле нагружения с учетом действия монтажных и остаточных напряжений;  

- наибольшее значение амплитуды напряжений от динамических нагрузок в выбранной точке колеса;

- коэффициент, учитывающий зависимость сопротивления усталости от значения суммарного среднего напряжения цикла при эксплуатации;

- коэффициент, учитывающий зависимость сопротивления усталости от значения суммарного среднего напряжения циклов при стендовых испытаниях.

Коэффициенты , определяют по диаграмме, приведенной на рисунке А.1 (приложение А), или по формуле

,                           (А.4)


где - суммарное среднее напряжение цикла (монтажное, остаточное и эксплуатационное);

[] - допускаемый коэффициент запаса сопротивления усталости колеса:

1,31,5 - при наличии результатов расчетов и стендовых испытаний на усталость колес, результатов полигонных испытаний, а также опыта эксплуатации прототипов;

1,51,7 - при наличии результатов расчетов и стендовых испытаний колес на усталость, опыта эксплуатации прототипов;

1,72,0 - при наличии результатов расчетов, отсутствии полигонных и стендовых испытаний колес на усталость, опыта эксплуатации прототипов

4 Коэффициент запаса сопротивления усталости оси

,                    (А.5)


где  - предел выносливости в расчетном сечении оси ();

- наибольшая амплитуда напряжения в расчетном сечении;

- допускаемый коэффициент запаса сопротивления усталости оси в расчетном сечении ():

2,0 - для буксовой шейки и предподступичной части оси;

1,3 - для подступичных частей оси под ходовым и зубчатым колесами и ступицей тормозного диска;

1,2 - для заподступичной и средней свободной частей оси

5 Остаточные напряжения сжатия на поверхности катания цельного чернового колеса

При радиальном разрезе цельного колеса от вершины гребня до отверстия ступицы сходимость базового расстояния должна быть не менее 1 и не более 5 мм (ГОСТ 10791)

6 Остаточные напряжения сжатия на поверхности катания чернового бандажа

При радиальном разрезе бандажа от вершины гребня до внутреннего диаметра бандажа базовое расстояние должно уменьшиться не менее чем на 3 мм. Значение показателя должно быть уточнено при изменении химического состава и режима закалки бандажа

7 Показатели испытаний материала колеса (колесного центра), оси

Соответствие:

- химического состава - ГОСТ 977, ГОСТ 4491, ГОСТ 4728, ГОСТ 10791;

- твердости - ГОСТ 10791, ГОСТ 31334;

- механических свойств - ГОСТ 4491, ГОСТ 10791, ГОСТ 31334;

- микро- и макроструктуры - ГОСТ 398, ГОСТ 4491, ГОСТ 10791, ГОСТ 31334

8 Прочность соединения колеса с осью (прессовый метод формирования)

Нормированная форма диаграммы запрессовки с регламентированным диапазоном конечных усилий - по ГОСТ 11018

9 Прочность соединения колеса с осью (тепловой метод формирования)

Отсутствие сдвига колеса на оси, проверяемое усилием на сдвиг - по ГОСТ 11018

10 Прочность посадки бандажа на обод колесного центра

1 Соблюдение натяга посадки бандажа - по ГОСТ 11018.

2 Соблюдение регламентированного значения усадки обода колесного центра от посадки бандажа - по ГОСТ 11018.

3 Плотность посадки бандажа и обжатия бандажного кольца - по ГОСТ 11018

11 Радиальная усадка (потеря натяга) колесного центра от посадки бандажа на обод колесного центра

Не более 20% максимального натяга - по ГОСТ 11018

12 Осевые деформации (перемещения) обода цельного и бандажа составного колеса

Изменение расстояния между внутренними торцами ободьев колес вследствие нагрева при колодочном торможении и уменьшения толщины обода колеса (бандажа) из-за износа и ремонтных обточек должны быть в пределах допусков, установленных ГОСТ 11018

13 Жесткость КП

По согласованию с заказчиком

14 Прогиб оси в местах посадочных поверхностей подшипников и зубчатых колес

Не должен превышать значений перекосов, радиальных и осевых перемещений, допускаемых радиальными и осевыми зазорами и углами поворотов подшипников соответствующих типов и условиями контакта зубчатых колес

15 Предел выносливости колеса

Определяют при испытаниях на усталость натурных колес. Ориентировочные значения указаны в таблице А.2

16 Предел выносливости оси

Должен быть не менее:

- 145 МПа - в сечениях буксовой шейки и предподступичной части оси;

- 140 МПа - в сечении подступичной части оси;

- 160 МПа - в сечениях заподступичной и средней частей оси

17 Вероятность безотказной работы (расчетная)

Должна быть не менее 0,999 для колес и оси по критерию появления трещин усталости

     

     


Рисунок А.1 - Диаграмма зависимости коэффициентов  , от значения относительной величины суммарных средних напряжений



Таблица А.2 - Ориентировочные значения пределов выносливости некоторых конструкций колес в зависимости от материала, метода изготовления, формы дисковой части колесного центра, цельного колеса

Тип колеса

Материал колесного центра, цельного колеса

Метод изготовления

Форма дисковой части

Предел выносливости, МПа

Составное

Сталь 20Л, 25Л ГОСТ 977

Литье без механической обработки поверхности диска

Коническая (тепловоз 2ТЭ116)

68-70


Изогнутая

70


Двухдисковая

65


Спицевая

125

Сталь 20Л, 25Л ГОСТ 977

Литье с механической обработкой поверхности диска

Плоская

95



Изогнутая

110

Сталь 40Х
ГОСТ 4543

Прокат

Коническая, офсет - плюс 12 мм

140

Сталь с массовой долей элементов, %:
С-(0,45-0,55)
Mn-(0,50-0,92)
Si-(0,20-0,42)

Прокат

Коническая, офсет - минус 55 мм

115



Сталь с массовой долей элементов, %:
С-(0,45-0,52)
Mn-(0,50-0,90)
Si-(0,22-0,45)

Прокат

Коническая, офсет - плюс 15 мм

130



Сталь 35ГС
ГОСТ 1050

Прокат

Коническая, офсет - плюс 48 мм

85

Цельное

Сталь марки 2 по ГОСТ 10791

Прокат с механической обработкой поверхности диска

Изогнутая, офсет - плюс 6 мм

125





Прокат

Коническая, офсет - плюс 53 мм

140