Критерии оценки колесных пар и их деталей по показателям прочности
Таблица А.1
Наименование показателя | Критерии оценки КП по показателям прочности |
1 Коэффициент запаса статической прочности диска колеса | , (А.1) где - предел текучести материала; - максимальные суммарные эквивалентные напряжения от монтажных, остаточных и внешних воздействий; [] - допускаемый коэффициент запаса статической прочности диска колеса от 1,0 до 1,2. Если суммарные напряжения в наиболее нагруженной зоне колеса являются сжимающими, то на длине колеса не более 15 мм, допускаемый коэффициент запаса статической прочности диска колеса может быть установлен не менее 0,9 |
2 Коэффициент запаса статической прочности оси КП | , (А.2) где - максимальные напряжения, действующие при эксплуатации, в т.ч. возникающие от однократных или редко повторяющихся (менее 10 раз за срок службы) предельных (экстремальных) нагрузок; [] - допускаемый коэффициент запаса статической прочности оси от 1,0 до 1,1 |
3 Коэффициент запаса сопротивления усталости колеса | , (А.3) где - предел выносливости колеса, полученный по результатам его стендовых испытаний при аcимметричном цикле нагружения с учетом действия монтажных и остаточных напряжений; - наибольшее значение амплитуды напряжений от динамических нагрузок в выбранной точке колеса; - коэффициент, учитывающий зависимость сопротивления усталости от значения суммарного среднего напряжения цикла при эксплуатации; - коэффициент, учитывающий зависимость сопротивления усталости от значения суммарного среднего напряжения циклов при стендовых испытаниях. Коэффициенты , определяют по диаграмме, приведенной на рисунке А.1 (приложение А), или по формуле , (А.4) где - суммарное среднее напряжение цикла (монтажное, остаточное и эксплуатационное); [] - допускаемый коэффициент запаса сопротивления усталости колеса: 1,31,5 - при наличии результатов расчетов и стендовых испытаний на усталость колес, результатов полигонных испытаний, а также опыта эксплуатации прототипов; 1,51,7 - при наличии результатов расчетов и стендовых испытаний колес на усталость, опыта эксплуатации прототипов; 1,72,0 - при наличии результатов расчетов, отсутствии полигонных и стендовых испытаний колес на усталость, опыта эксплуатации прототипов |
4 Коэффициент запаса сопротивления усталости оси | , (А.5) где - предел выносливости в расчетном сечении оси (); - наибольшая амплитуда напряжения в расчетном сечении; - допускаемый коэффициент запаса сопротивления усталости оси в расчетном сечении (): 2,0 - для буксовой шейки и предподступичной части оси; 1,3 - для подступичных частей оси под ходовым и зубчатым колесами и ступицей тормозного диска; 1,2 - для заподступичной и средней свободной частей оси |
5 Остаточные напряжения сжатия на поверхности катания цельного чернового колеса | При радиальном разрезе цельного колеса от вершины гребня до отверстия ступицы сходимость базового расстояния должна быть не менее 1 и не более 5 мм (ГОСТ 10791) |
6 Остаточные напряжения сжатия на поверхности катания чернового бандажа | При радиальном разрезе бандажа от вершины гребня до внутреннего диаметра бандажа базовое расстояние должно уменьшиться не менее чем на 3 мм. Значение показателя должно быть уточнено при изменении химического состава и режима закалки бандажа |
7 Показатели испытаний материала колеса (колесного центра), оси | Соответствие: - химического состава - ГОСТ 977, ГОСТ 4491, ГОСТ 4728, ГОСТ 10791; - твердости - ГОСТ 10791, ГОСТ 31334; - механических свойств - ГОСТ 4491, ГОСТ 10791, ГОСТ 31334; - микро- и макроструктуры - ГОСТ 398, ГОСТ 4491, ГОСТ 10791, ГОСТ 31334 |
8 Прочность соединения колеса с осью (прессовый метод формирования) | Нормированная форма диаграммы запрессовки с регламентированным диапазоном конечных усилий - по ГОСТ 11018 |
9 Прочность соединения колеса с осью (тепловой метод формирования) | Отсутствие сдвига колеса на оси, проверяемое усилием на сдвиг - по ГОСТ 11018 |
10 Прочность посадки бандажа на обод колесного центра | 1 Соблюдение натяга посадки бандажа - по ГОСТ 11018. 2 Соблюдение регламентированного значения усадки обода колесного центра от посадки бандажа - по ГОСТ 11018. 3 Плотность посадки бандажа и обжатия бандажного кольца - по ГОСТ 11018 |
11 Радиальная усадка (потеря натяга) колесного центра от посадки бандажа на обод колесного центра | Не более 20% максимального натяга - по ГОСТ 11018 |
12 Осевые деформации (перемещения) обода цельного и бандажа составного колеса | Изменение расстояния между внутренними торцами ободьев колес вследствие нагрева при колодочном торможении и уменьшения толщины обода колеса (бандажа) из-за износа и ремонтных обточек должны быть в пределах допусков, установленных ГОСТ 11018 |
13 Жесткость КП | По согласованию с заказчиком |
14 Прогиб оси в местах посадочных поверхностей подшипников и зубчатых колес | Не должен превышать значений перекосов, радиальных и осевых перемещений, допускаемых радиальными и осевыми зазорами и углами поворотов подшипников соответствующих типов и условиями контакта зубчатых колес |
15 Предел выносливости колеса | Определяют при испытаниях на усталость натурных колес. Ориентировочные значения указаны в таблице А.2 |
16 Предел выносливости оси | Должен быть не менее: - 145 МПа - в сечениях буксовой шейки и предподступичной части оси; - 140 МПа - в сечении подступичной части оси; - 160 МПа - в сечениях заподступичной и средней частей оси |
17 Вероятность безотказной работы (расчетная) | Должна быть не менее 0,999 для колес и оси по критерию появления трещин усталости |
Рисунок А.1 - Диаграмма зависимости коэффициентов , от значения относительной величины суммарных средних напряжений
Таблица А.2 - Ориентировочные значения пределов выносливости некоторых конструкций колес в зависимости от материала, метода изготовления, формы дисковой части колесного центра, цельного колеса
Тип колеса | Материал колесного центра, цельного колеса | Метод изготовления | Форма дисковой части | Предел выносливости, МПа |
Составное | Сталь 20Л, 25Л ГОСТ 977 | Литье без механической обработки поверхности диска | Коническая (тепловоз 2ТЭ116) | 68-70 |
Изогнутая | 70 | |||
Двухдисковая | 65 | |||
Спицевая | 125 | |||
Сталь 20Л, 25Л ГОСТ 977 | Литье с механической обработкой поверхности диска | Плоская | 95 | |
Изогнутая | 110 | |||
Сталь 40Х | Прокат | Коническая, офсет - плюс 12 мм | 140 | |
Сталь с массовой долей элементов, %: | Прокат | Коническая, офсет - минус 55 мм | 115 | |
Сталь с массовой долей элементов, %: | Прокат | Коническая, офсет - плюс 15 мм | 130 | |
Сталь 35ГС | Прокат | Коническая, офсет - плюс 48 мм | 85 | |
Цельное | Сталь марки 2 по ГОСТ 10791 | Прокат с механической обработкой поверхности диска | Изогнутая, офсет - плюс 6 мм | 125 |
Прокат | Коническая, офсет - плюс 53 мм | 140 |