Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     
     ГОСТ Р 53336-2009

Группа Д50

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦИКЛ ЖИЗНЕННЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Общие требования

Live-cycle of railway rolling stock. General requirements



ОКС 45.020

ОКП 31 8000

Дата введения 2010-01-01

     

 Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (ОАО "ВНИИЖТ")

2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 марта 2009 г. N 112-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на железнодорожный подвижной состав и устанавливает стадии жизненного цикла и общие требования к процессам и содержанию работ, выполняемых на стадиях жизненного цикла.

Настоящий стандарт предназначен для применения при разработке нового (модернизированного) железнодорожного подвижного состава, поставке его заказчикам и последующего технического сопровождения.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство

ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Методика определения ртути в ртутьсодержащих отходах. Общие требования

ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения

ГОСТ Р 52944-2008 Цикл жизненный железнодорожного подвижного состава. Термины и определения

ГОСТ 2.051-2006 Единая система конструкторской документации. Электронные документы. Общие положения

ГОСТ 2.052-2006 Единая система конструкторской документации. Электронная модель изделия. Общие положения

ГОСТ 2.053-2006 Единая система конструкторской документации. Электронная структура изделия. Общие положения

ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 2.103-68 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки

ГОСТ 2.601-2006 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 3.1102-81 Единая система технологической документации. Стадии разработки и виды документов

ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения

ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52944, ГОСТ 27.002, ГОСТ 18322 и ГОСТ 16504, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 интегрированная логистическая поддержка: Совокупность технологий управления, организационных, технических и программных решений, обеспечивающая сокращение затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт железнодорожного подвижного состава при соблюдении заданных требований в отношении его готовности к использованию по назначению.

3.1.2 интегрированная информационная среда: Совокупность распределенных баз данных различных автоматизированных систем, содержащих сведения о железнодорожном подвижном составе с начала его проектирования до утилизации, обеспечивающая корректность, актуальность, сохранность и доступность данных субъектам производственно-хозяйственной деятельности, участвующим в осуществлении жизненного цикла железнодорожного подвижного состава.

Примечания

1 В общем случае сведения о железнодорожном подвижном составе включают в себя конструкторскую (в том числе производственную, эксплуатационную, ремонтную) документацию, технологическую и иную документацию (технические требования, техническое задание, акты и протоколы испытаний, патентный формуляр) на железнодорожный подвижной состав в форме электронных документов, а также данные, характеризующие ресурс железнодорожного подвижного состава, техническое состояние его составных частей, надежность, дислокацию, загрузку, вид использования, затраты на эксплуатацию и ремонт.

2 К автоматизированным системам относятся: автоматизированные системы конструкторского и технологического проектирования, автоматизированные системы планирования и управления предприятием, программные средства управления данными об изделии.

3.1.3 опытный пробег: Пробег опытного образца железнодорожного подвижного состава, выполняемый в процессе проведения предварительных испытаний с целью проверки работоспособности опытного образца, взаимодействия в целом всех его агрегатов и систем, реализации расчетных режимов работы в эксплуатационных условиях.

3.1.4 отход составной части железнодорожного подвижного состава: Составная часть железнодорожного подвижного состава, подлежащая списанию и предназначенная для утилизации.

3.1.5 удаление отходов составной части железнодорожного подвижного состава (на стадии утилизации): Сбор, сортировка, транспортирование и переработка отходов с уничтожением и (или) захоронением их способом специального хранения.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

КД - конструкторская документация;

НИР - научно-исследовательская работа;

ОКР - опытно-конструкторская работа;

РД - ремонтные документы;

ТД - технологическая документация;

ТЗ - техническое задание;

ТО - техническое обслуживание;

ТП - технический проект;

ТТ - технические требования;

ТУ - технические условия;

ЭД - эксплуатационные документы;

ЭП - эскизный проект.

     4 Общие требования к процессам

4.1 Жизненный цикл железнодорожного подвижного состава должен состоять из следующих стадий:

- определение исходных требований;

- разработка;

- производство;

- эксплуатация;

- модернизация;

- утилизация.

4.1.1 Стадия "Определение исходных требований" включает в себя процессы маркетинговых исследований заказчика и подрядчика (поставщика) железнодорожного подвижного состава, формирования исходных технических требований к нему, проведения конкурса (тендера) среди подрядчиков (поставщиков) на разработку и (или) изготовление железнодорожного подвижного состава, первоначального прогнозирования стоимости жизненного цикла железнодорожного подвижного состава и разработки основных положений проекта договора на создание железнодорожного подвижного состава.

Результатом работ, проведенных на данной стадии, является определение возможности и целесообразности создания железнодорожного подвижного состава по потребительским и коммерческим параметрам, разработка и утверждение технических требований к конкретному типу (серии) железнодорожного подвижного состава, выбор подрядчика (поставщика) железнодорожного подвижного состава.

4.1.2 Стадия "Разработка" включает в себя процессы выполнения НИР по изысканию путей и принципов рационального создания нового (модернизированного) железнодорожного подвижного состава для формирования ТЗ, детального прогнозирования стоимости жизненного цикла железнодорожного подвижного состава, выполнения ОКР по разработке и созданию опытных образцов нового (модернизированного) железнодорожного подвижного состава, проведение их испытаний.

Результатом работ на стадии "Разработка" является опытный образец (партия) железнодорожного подвижного состава, утвержденная конструкторская документация (в том числе эксплуатационные документы).

По требованию заказчика КД (в том числе ЭД и РД) дополнительно может быть выполнена в форме электронных документов по ГОСТ 2.051 - ГОСТ 2.053.

4.1.3 Стадия "Производство" включает в себя подготовительные процессы по обеспечению готовности предприятия к производству и выпуску (поставке) в заданном объеме нового (модернизированного) железнодорожного подвижного состава в соответствии с требованиями ТТ, ТЗ, КД, производственные процессы его изготовления на стадии установившегося производства, а также процесс прекращения производства (снятие с производства) железнодорожного подвижного состава.

Результатом работ, проведенных на стадии "Производство", является выпуск нового (модернизированного) железнодорожного подвижного состава.

4.1.4 Стадия "Эксплуатация" включает в себя процессы принятия эксплуатирующей организацией (подразделением) железнодорожного подвижного состава, ввода его в эксплуатируемый парк для непосредственного использования в соответствии с назначением (в том числе и гарантийный срок), поддержание парка железнодорожного подвижного состава в установленной степени его готовности к использованию путем проведения комплекса мероприятий (в том числе технического обслуживания и ремонта), направленных на обеспечение и (или) восстановление работоспособности и исправности железнодорожного подвижного состава.

Результатом работ на стадии "Эксплуатация" является выполнение единицей железнодорожного подвижного состава своих функций по обеспечению перевозочного процесса в соответствии с заданными к нему требованиями.

4.1.5 Стадия "Модернизация" характеризуется процессами, направленными на своевременную замену части оборудования железнодорожного подвижного состава на новое для улучшения его потребительских свойств. При модернизации возможно выполнение работ, обеспечивающих продление срока службы железнодорожного подвижного состава. Модернизация проводится в целях улучшения технико-экономических показателей железнодорожного подвижного состава.

Результатом проведения работ на стадии "Модернизация" является повышение технического уровня железнодорожного подвижного состава и его составных частей.

Порядок проведения работ по модернизации железнодорожного подвижного состава, осуществляемый изготовителем или специализированным ремонтным предприятием, должен быть таким же, как и при разработке нового железнодорожного подвижного состава согласно ГОСТ Р 15.201.

4.1.6 На стадии "Утилизация" проводят комплекс документированных организационно-технологических мероприятий по списанию единицы железнодорожного подвижного состава, ликвидации и удалению отходов составных частей железнодорожного подвижного состава с составлением описи составных частей, подлежащих снятию с железнодорожного подвижного состава и пригодных для повторного использования.