Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.4.002-2009 Рекомендации по защите от коррозии конструкций эксплуатируемых на автомобильных дорогах Российской Федерации мостовых сооружений, ограждений и дорожных знаков

     Раздел 6. Методы оценки состояния, назначение сроков и объемов восстановления защитных покрытий


При назначении сроков и объемов восстановления защитного покрытия учитывают его фактическое состояние. Оценку состояния покрытия дают по результатам обследования.

При обследовании защитных покрытий обращают внимание на наличие дефектов, в первую очередь снижающих их защитные свойства - растрескивание, выветривание, отслаивание, образование пузырей, подпленочной коррозии. Основные виды разрушений лакокрасочных покрытий, характерные для мостовых сооружений, и возможные причины их возникновения приведены в приложении В.

При обследовании отмечают площадь участков с поврежденным покрытием и участков разрушения покрытия до металла конструкции, дают оценку степени коррозионного износа металла конструкций, устанавливают вид коррозионных повреждений, площадь пораженных участков металла и участков с повышенным коррозионным износом.

Толщину существующего покрытия определяют по ГОСТ Р 51694 и ГОСТ 27750. Перед измерением толщины покрытия место измерения и наконечник щупа измерительного прибора очищают от пыли, масла и других загрязнений с целью получения более точных оценок.

Адгезию лакокрасочного покрытия определяют методом решетчатых надрезов по четырехбалльной шкале в соответствии с ГОСТ 15140 или по шестибалльной шкале в соответствии с ИСО 2409. Перевод четырехбалльной шкалы в шестибалльную шкалу ИСО 2409 производят по ГОСТ 15140. При толщине покрытия более 250 мкм адгезию лакокрасочного покрытия определяют методом отрыва по ИСО 4624.

Число слоев лакокрасочных материалов покрытия может быть установлено исследованиями косого среза покрытия под увеличением при помощи микроскопа.

Необходимая точность выполнения измерений приведена в приложении А.

Необходимые характеристики защитных покрытий конструкций эксплуатируемых на автомобильных дорогах Российской Федерации мостовых сооружений, ограждений и дорожных знаков приведены в разделе 5. Если защитное покрытие в целом на всей конструкции не обладает данными характеристиками, то его считают дефектным.

Оценку состояния защитного покрытия, элементов и частей конструкции дают по совокупности обобщенных оценок защитных свойств, адгезии и толщине защитного покрытия на отдельных участках элементов и частей конструкции. Несоответствие значений характеристик защитного покрытия на отдельном участке поверхности требуемым значениям рассматривают как дефект.

Обобщенные оценки защитных свойств существующего лакокрасочного покрытия на отдельных участках определяются видами разрушений, характеризующими изменение защитных свойств лакокрасочного покрытия. Обобщенные оценки дают в баллах в соответствии с ГОСТ 9.407.

Виды разрушений, характеризующие изменение защитных свойств лакокрасочного покрытия, и методика определения и расчета состояния покрытия на локальных участках поверхности конструкции в соответствии с ГОСТ 9.407 приведены в приложении Ж.

Общую оценку состояния защитного покрытия мостового сооружения дают по результатам оценки и анализа его состояния на отдельных участках и сопоставления состояния с требуемыми характеристиками (см. раздел 5) и ГОСТ 9.301. Общую оценку состояния защитного покрытия мостового сооружения учитывают при назначении сроков и объемов его восстановления.

Общую оценку состояния защитного покрытия можно назначать по пятибалльной системе по табл.6.1.

Таблица 6.1

     
Общая оценка состояния покрытия

Класс поврежденности покрытия

Критерии оценки по ГОСТ 9.407 (ИСО 4628-3)

Возможные рекомендации

0. Нет повреждений

Дефекты отсутствуют

-

1. Очень легкая поврежденность

Отдельные очень незначительные дефекты - изменение цвета, меление, недостаточная толщина

Ремонтные мероприятия не требуются

2. Легкая поврежденность

Незначительные локальные дефекты, влияющие на защитные свойства. Степень коррозии до К2 (от Ri 1 до Ri 2)

Рекомендуется выполнить восстановление покрытия в течение 3-5 лет

3. Поврежденность средней степени

Значительные дефекты - локальные трещины, подпленочная коррозия, точечная коррозия, слабая адгезия на локальных участках. Степень коррозии от К2 до К4 (~Ri 3)

Следует предупредить о необходимости выделения средств на восстановление защитного покрытия

4. Сильная поврежденность

Значительные дефекты, снижающие защитные свойства на значительной площади. Сильная коррозия. Степень коррозии от К4 до К6 (от Ri 3 до Ri 5)

Необходимо срочное выделение средств на восстановление защитного покрытия

5. Очень сильная поврежденность

Имеются критические дефекты - значительная коррозия, уменьшение толщины стали

Необходимо незамедлительное восстановление защитного покрытия



Степень коррозии Ri 0 - Ri 5 по ИСО 4628-3 в сравнении с балльной оценкой по ГОСТ 9.407 приведена в табл.6.2.

Таблица 6.2

     
Степени коррозии по ИСО 4628-3

Степень коррозии по ИСО 4628-3

Поверхность, пораженная коррозией, в % от общей площади

Примерное соответствие степени коррозии балльной оценке по ГОСТ 9.407

Ri 0

0

К1 (1 балл)

Ri 1

0,05

К1-К2 (1-2 балла)

Ri 2

0,5

К1-К2 (1-2 балла)

Ri 3

1

К2-К3 (2-3 балла)

Ri 4

8

К5 (5 баллов)

Ri 5

От 40 до 50

К6 (6 баллов)



В зависимости от состояния защитного покрытия, размеров дефектных участков, срока службы существующего покрытия и времени его эксплуатации рекомендуют наиболее целесообразные ремонтные мероприятия (способы ремонта) - полное или частичное восстановление покрытия, либо локальное ремонтное окрашивание.

Полное восстановление покрытия предусматривает удаление всех слоев старого покрытия (очистку до металла) на всех поверхностях конструкций мостового сооружения. При полном восстановлении следует обеспечить заданный новый нормативный срок службы покрытия на всех поверхностях конструкций.