РД-07-16-2008
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНСПЕКЦИЙ СИСТЕМ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ
Дата введения 2008-12-01
ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 01 декабря 2008 г.
1. Методические указания по применению статистических методов при проведении инспекций систем учета и контроля ядерных материалов с использованием технических средств измерений (далее - Методические указания) определяют совокупность и последовательность действий по применению статистических методов на этапах подготовки, проведения и анализа результатов инспекций систем учета и контроля ядерных материалов, а также порядок использования технических средств измерений на ядерных установках всех типов и в пунктах хранения ядерных материалов (далее - ядерные установки) за исключением ядерных установок военного назначения. Используемые технические средства измерений ядерных материалов могут находиться в собственности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), эксплуатирующей организации (лицензиата) и других организаций.
2. Методические указания разработаны на основе действующих в области использования атомной энергии нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов (постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. N 352), Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401) с изменениями, внесенными в указанное Положение постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, а также Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98) и Основных правил учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05).
3. Методические указания обязательны для выполнения специалистами Службы (центрального аппарата и межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью), принимающими участие в инспекциях систем учета и контроля ядерных материалов на ядерных установках, программами проведения которых предусмотрено использование технических средств измерений для проверки наличия ядерных материалов.
4. Используемые в Методических указаниях сокращения и их расшифровка приведены в приложении N 1.
5. В Методических указаниях используются термины, установленные в Положении о системе государственного учета и контроля ядерных материалов и Основных правилах учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05), а также термины и их определения, приведенные в приложении N 2.
6. Целями инспекционных измерений являются:
- выявление недостачи/излишка порогового количества ядерного материала;
- подтверждение фактического наличия ядерных материалов;
- оценка состояния учета и контроля ядерных материалов.
7. Для выявления недостачи/излишка порогового количества ядерного материала проверяют наличие всех учетных единиц и наличие ядерного материала в каждой учетной единице. При этом возможно применение статистической выборки для снижения объема инспекционных измерений. При отсутствии времени для измерения всей рассчитанной выборки допускается проводить меньшее (по сравнению с рассчитанной выборкой) количество измерений. На основе результатов измерений делается вывод о наличии или отсутствии недостачи/излишка порогового количества ядерного материала с соответствующей вероятностью обнаружения.
8. Подтверждение фактического наличия ядерных материалов проводится исходя из времени, отведенного на инспекционные измерения. В зависимости от категории ядерного материала, его состава, химической формы, других характеристик, требуемой точности измерения - выбираются одна или несколько методик выполнения измерений, один или несколько приборов неразрушающего контроля. На основе данных измерений делается вывод о фактическом наличии ядерного материала, измеренного в ходе инспекции. При выборе измеряемого ядерного материала необходимо учитывать условия его сохранности и достоверность данных о нем.
9. Оценка состояния учета и контроля ядерных материалов при помощи инспекционных измерений заключается в определении отсутствия аномалий в учете и контроле ядерных материалов. При проведении таких измерений необходимо проанализировать возможные аномалии (ошибки, несовершенство) в учете и контроле данного вида ядерного материала. Методики проведения измерений и приборы неразрушающего контроля выбираются таким образом, чтобы максимально обеспечить определение наличия или отсутствия аномалии в учете и контроле выбранных ядерных материалов. Ядерные материалы для измерений выбираются исходя из оценки возможностей возникновения и обнаружения аномалий в их учете и контроле.
10. Статистические методы при проведении инспекционных измерений применяются для обоснования выбора инспектируемой ЗБМ и учетных единиц, подлежащих инспекционным измерениям, а также для анализа результатов измерений.
11. Принципы выполнения измерений ядерных материалов инспекторами Службы:
Ресурсная поддержка, обеспеченность всех работ, связанных с проведением измерений ядерных материалов необходимыми приборами, материалами, обеспечение доставки приборов и вспомогательного оборудования.
Организация совместного использования технических средств, находящихся в ведении инспекторского состава и в ведении поднадзорных организаций.
Дифференцированный подход к выбору объемов измерений и измеряемых характеристик ядерных материалов в зависимости от категорий ядерных материалов, достигнутого состояния системы учета и контроля на поднадзорном объекте, с учетом оснащенности инспекторского состава и поднадзорного объекта техническими средствами.
Независимость инспекторов Службы от персонала поднадзорного объекта при организации выбора ядерных материалов для измерений, при выборе методов измерений и измеряемых характеристик, при интерпретации результатов измерений и принятии решений на их основе. При этом проведение измерений не должно необоснованно ограничивать деятельность поднадзорных организаций.
Открытость для поднадзорных организаций информации о методиках, процедурах и результатах измерений ядерных материалов инспекторами Службы.
Ответственность, основанная на понимании каждым инспектором выполняемой задачи, заключается в осознании персональной ответственности и важности соблюдения требований, норм и правил, разграничение ответственности сторон, участвующих в проведении измерений. Всю полноту ответственности за надлежащее обращение с ядерными материалами несут эксплуатирующие организации. Ответственность за обеспечение надлежащего государственного надзора несут органы государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
12. Указанные принципы реализуются поддержанием:
Профессионализма и компетентности. Подразумевают эффективную систему обучения и повышения квалификации инспекторов.
Контроля качества измерений. Обеспечение качества выполняемых измерений путем исполнения правил, норм, процедур и методик при проведении измерений.
13. Соблюдение этих принципов при подготовке и проведении измерений ядерных материалов ведет к обеспечению надлежащего качества измерений и повышению вероятности обнаружения несанкционированного использования ядерных материалов, а также аномалий в учете и контроле ядерных материалов.
14. К работе с использованием технических средств допускаются инспекторы, имеющие документ, подтверждающий факт их обучения в специализированных центрах подготовки, и имеющие практические навыки по применению технических средств и навыки статистической обработки измерений.
15. При применении технических средств инспекторы Службы обязаны:
- использовать технические средства по назначению;
- подготавливать технические средства к измерениям в соответствии с инструкциями по их эксплуатации;
- эксплуатировать технические средства в соответствии с инструкциями по эксплуатации;
- планировать организацию инспекционных измерений с осуществлением необходимых процедур по оформлению допуска к работе с ядерными материалами;
- правильно оформлять результаты измерений ядерных материалов;
- соблюдать требования нормативных документов по защите информации при оформлении результатов измерений и подготовке отчетных документов;
- соблюдать требования радиационной безопасности и правил охраны труда при проведении измерений ядерных материалов и обращении со стандартными образцами в соответствии с требованиями нормативных документов.
16. Выбор инспектируемых ЗБМ из числа имеющихся на ядерной установке производится на этапе составления рабочей программы проведения инспекции с учетом типа применяемых технических средств измерений, времени и условий планируемых измерений, а также категории ядерных материалов. В случае наличия на ядерной установке нескольких ЗБМ с ядерными материалами различных категорий выбор инспектируемых ЗБМ необходимо проводить способом, изложенным в приложении N 3.
17. Ядерный материал в ЗБМ, который может быть измерен с помощью применяемых инспектором технических средств измерений, проверяется полностью, если времени и других ресурсов достаточно для проведения инспекционных измерений всех учетных единиц. В противном случае проводятся измерения учетных единиц, отобранных случайным образом из общего числа учетных единиц в ЗБМ. При этом необходимо применять дифференцированный подход, учитывающий влияние трех факторов: категория ядерного материала, объем применения к нему СКД и масса ядерного материала в учетной единице.
18. Для реализации указанного дифференцированного подхода учетные единицы распределяются по стратам, и составляется перечень учетных единиц, входящих в каждую страту, при этом объем выборки задается двумя величинами: - пороговым количеством ядерных материалов в единицах массы и - вероятностью обнаружения недостачи/излишка порогового количества ядерных материалов в безотносительных единицах.
19. Для ядерных материалов категорий 1, 2 и 3* пороговое количество должно приниматься равным:
- 3 кг - для плутония, урана-233;
- 8 кг - для урана-235.
_______________
* Категории ядерных материалов определяются в соответствии с Основными правилами учета и контроля ядерных материалов (НП-030-05).
Для урана с обогащением менее 20% (категория 4) пороговое количество принимается равным 70 кг по урану-235.
20. Вероятность обнаружения недостачи/излишка необходимо определять в соответствии с таблицей.
Таблица
Вероятность обнаружения недостачи/излишка порогового количества ядерных материалов для расчета объема выборки подтверждающих измерений
Объем применения СКД к ядерному материалу | Вероятность обнаружения , %, не менее | |
Для категорий 1, 2, 3 | Для категории 4 | |
Только УИВ | 50 | 30 |
Только система наблюдения | 50 | 30 |
Одновременно два вида разнообразных СКД | 25 | 9 |
Одновременно видов разнообразных СКД | 100·(0,5) | 100·(0,3) |
21. Если ядерные материалы представлены в форме учетных единиц, целостность которых при нахождении в ЗБМ в межбалансовом периоде обеспечена их конструкцией (например, неразборные тепловыделяющие сборки или диски, блочки, изделия с ядерными материалами, покрытые оболочками, в результате чего ядерные материалы не могут быть извлечены из них без нарушения целостности оболочек) и может быть подтверждена (например, визуальным осмотром, сравнением образов гамма- или ультразвукового сканирования швов сварки), то для этих ядерных материалов при расчете объема выборки для инспекционных измерений следует использовать значения вероятностей обнаружения, аналогичные применяющимся к ядерным материалам с УИВ.
22. Перед расчетом объема выборки необходимо рассчитать величину отношения .
23. Расчет объема выборки () осуществляется следующим образом (см. пример расчета в приложении N 4):
при величине , объем выборки () рассчитывается по формуле
, (1)
при величине , объем выборки () рассчитывается по формуле
, (2)
- количество учетных единиц в страте;
- средняя масса ядерного материала в одной учетной единице;
- в формуле означает округление до ближайшего большего целого числа.
24. Если время, отведенное на проведение инспекционных измерений, не позволяет провести измерения ядерного материала в рассчитанном числе учетных единиц, то объемы выборок по каждой страте для проведения измерений уменьшаются пропорционально времени, отведенному для измерений. Решение об уменьшении объема выборки принимает инспектор, проводящий измерения. Объем выборок для проведения измерений может быть увеличен по решению инспектора также пропорционально, если время, отведенное на проведение инспекционных измерений, позволяет провести большее число измерений (см. пример расчета в приложении N 4). Если объем выборки не соответствует рассчитанному, то пересчету подлежит и значение вероятности обнаружения недостачи/излишка порогового количества ядерных материалов для каждой страты по обратной формуле:
, или в зависимости от значения . (3)