Общие требования
6.1. В качестве участковых следует проектировать станции, предназначенные для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, смены поездных локомотивов и локомотивных бригад, расформирования - формирования составов участковых и сборных поездов, а иногда - сквозных поездов и отправительских маршрутов, выполнения пассажирских и грузовых операций, обслуживания подъездных путей, контроля за состоянием вагонов, локомотивов и перевозимых грузов, с устранением обнаруженных неисправностей.
В зависимости от роли в тяговом обслуживании поездов участковые станции проектируются как станции с основным ремонтным предприятием, с оборотным ремонтным предприятием или пунктом оборота локомотивов, и с пунктом смены локомотивных бригад.
6.2. На участковых станциях следует проектировать путевое развитие и другие устройства для выполнения, в зависимости от характера работы станции, всех или части следующих основных операций:
посадка и высадка пассажиров, прием, хранение и выдача багажа, грузобагажа, почты и грузов пассажирской скорости;
технические операции с пассажирскими поездами - приём и отправление, техническое обслуживание вагонов за период стоянки поездов, смена локомотивов, а при наличии задания - их ремонт, техническое обслуживание и экипировка, смена локомотивных бригад, в отдельных случаях отстой пассажирских составов по обороту, снабжение водой и топливом транзитных (пассажирских и людских) и заканчивающих свой рейс пассажирских составов, отцепка (прицепка) отдельных вагонов;
технические операции с грузовыми поездами - приём и отправление, техническое обслуживание вагонов и коммерческий осмотр, зарядка и полное или сокращённое опробование автотормозов, смена локомотивов, их ремонт, техническое обслуживание и экипировка с отцепкой или без отцепки от составов, смена локомотивных бригад (при необходимости) и поездных бригад сборных поездов, экипировка рефрижераторных секций и поездов (при наличии задания), обслуживание автономных рефрижераторных вагонов, расформирование и формирование поездов, отцепка и прицепка групп вагонов к транзитным поездам;
операции, связанные с обращением поездов повышенной массы, длины и соединённых поездов (при обосновании) - прием, отправление, объединение, разъединение, другие операции, предусматриваемые обслуживанием пассажирских и грузовых поездов;
прием, хранение и выдача грузов, подача (уборка) вагонов в грузовой район и другие погрузочно-выгрузочные пункты, погрузка-выгрузка грузов, взвешивание грузов (вагонов) и проверка габаритности у мест погрузки, а в необходимых случаях - сортировка и перегрузка грузов;
подача неисправных вагонов к месту их ремонта, ремонт, а также промывка, дезинфекция и другие операции с вагонами;
подача составов и отдельных вагонов из приёмо-отправочных парков к специализированным устройствам (промывочно-пропарочным пунктам, дезопромстанциям, скотопогрузочным и другим устройствам).
При наличии задания на участковых станциях следует проектировать пути и устройства специального назначения, пути для стоянки вагонов с опасными грузами, выгрузки снега, стоянки пожарных и восстановительных поездов.
6.3. При проектировании участковых станций следует руководствоваться следующими положениями:
схема путевого развития станции, где предусматривается смена локомотивов у транзитных поездов или техническое обслуживание локомотивов, должна проектироваться с учётом требования обеспечения минимального времени занятия стрелочных горловин и стрелочных улиц сменяемыми локомотивами, в обоснованных случаях следует проектировать тупики в стрелочных горловинах приёмо-отправочных парков для отстоя сменяемых локомотивов;
маневровая работа станции по формированию и расформированию поездов и выполнению других маневровых операций должна быть изолирована от движения организованных поездов;
для переработки вагонов должны быть предусмотрены сортировочные и группировочные устройства (горки малой и средней мощности, группировочные парки, вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклонах), тип и мощность которых устанавливаются проектом в зависимости от размеров и характера перерабатываемого вагонопотока на пятый год эксплуатации; устройства автоматизации и механизации расформирования и формирования составов, согласно требованиям Правил и норм проектирования сортировочных устройств ВСН 207-89 (по отдельному заданию);
комплекс зданий, сооружений и устройств для обслуживания пассажиров следует предусматривать согласно требованиям раздела 8;
расположение пассажирских платформ должно увязываться со специализацией путей, предназначенных для приёма и отправления пассажирских поездов, и обеспечивать безопасное следование пассажиров от поездов к пассажирскому зданию и обратно, для чего на участковых станциях с продольным и полупродольным расположением приёмо-отправочных парков следует, как правило, специализировать главный путь для пропуска грузовых поездов из смещённого парка, а пассажирский путь проектировать между главным путём и вокзалом;
на двухпутных линиях, при необходимости проектирования второго пассажирского пути его следует укладывать рядом с главным путём того же направления, с устройством между ними пассажирской платформы;
пассажирские пути для приёма и отправления дальних, местных и пригородных пассажирских поездов следует проектировать, как правило, общими. В отдельных случаях, в зависимости от характера и размеров пассажирского движения, для местных и пригородных поездов допускается проектировать отдельные пути с платформами для посадки и высадки пассажиров. Пассажирские платформы должны иметь выходы к пассажирскому зданию и на платформы к поездам дальнего следования. Пути для отстоя составов пригородных и местных поездов, заканчивающих на данной станции свое движение, следует проектировать, по возможности, в том районе станции, где расположены устройства вагонного и локомотивного хозяйств;
на отдельных участковых станциях, где заданием предусмотрены прицепка и отцепка вагонов прямого сообщения от пассажирских поездов, следует проектировать вблизи пассажирской платформы тупиковый путь для отцепляемых вагонов (в необходимых случаях - с платформой при нем);
грузовой район, как правило, следует проектировать со стороны сортировочного парка, в непосредственной близости к нему. Расположение грузового района со стороны пассажирского здания допускается в отдельных случаях по местным условиям и при достаточных на то обоснованиях;
арендные участки следует, по возможности, располагать рядом с грузовым районом. При любом расположении грузового района необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие нормальную транспортную связь грузового района с обслуживаемыми предприятиями и организациями, а также возможность дальнейшего развития станции;
локомотивное хозяйство, как правило, следует располагать со стороны, противоположной пассажирскому зданию, за пределами основных горловин, в том конце станции, где сменяемые локомотивы пересекают маршруты отправления поездов.
На линиях III и IV категорий, при небольших размерах пассажирского движения и при соответствующем обосновании, допускается расположение локомотивного хозяйства со стороны пассажирского здания.
Устройства для экипировки локомотивов предусматривают на станциях с основным ремонтным предприятием, а в необходимых случаях также и на станциях оборота локомотивов и в пунктах смены локомотивных бригад.
В пунктах экипировки локомотивов должны быть предусмотрены устройства для хранения, сушки и снабжения песком, слива, хранения и снабжения жидким топливом и смазочными материалами, хранения и снабжения обтирочными материалами, устройства для приготовления и подачи воды. Механизированные устройства для наружной очистки и внутренней санитарной уборки локомотивов следует предусматривать на станциях с основным ремонтным предприятием. При необходимости, устройства для наружной очистки и внутренней санитарной уборки локомотивов допускается проектировать в пунктах их технического обслуживания.
В пунктах технического обслуживания локомотивов, при наличии задания, должны проектироваться устройства для проверки действия автоматической локомотивной сигнализации и радиосвязи.
Число мест экипировки и технического обслуживания (ТО-2) локомотивов следует определять, исходя из прогнозируемого максимального количества локомотивов, одновременно находящихся на экипировке и техническом обслуживании.