Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

     
     ГОСТ Р 50953-2008

Группа Д50

     

 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
 МАГИСТРАЛЬНЫХ И МАНЕВРОВЫХ ТЕПЛОВОЗОВ

Нормы и методы определения

Emission of the exhaust gas pollutants by the main-line and shunting diesel locomotives.
Norms and determination methods



ОКС 45.020

ОКСТУ 0004

Дата введения 2009-01-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 236 "Тепловозы и путевые машины"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 мая 2008 г. N 106-ст

4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50953-96


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на магистральные и маневровые тепловозы (далее - тепловозы).

Стандарт устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов тепловозов на установившихся режимах их работы.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.208-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Наушники. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 12.4.209-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Вкладыши. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 50759-95 Анализаторы газов для контроля промышленных и транспортных выбросов. Общие технические условия

ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 содержание окислов азота : Объемная доля окислов азота в сухих отработавших газах (ОГ).

3.2 содержание окиси углерода : Объемная доля окиси углерода в сухих ОГ.

3.3 содержание углеводородов : Объемная доля углеводородов во влажных ОГ.

3.4 коэффициент ослабления светового потока (дымность): Степень ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света ОГ при прохождении ими рабочей трубы дымомера.

3.5 стандартная база дымомера : Толщина оптически однородного слоя ОГ, эквивалентного по ослаблению светового потока тем же ОГ, заполняющим рабочую длину дымомера в условиях измерения, равная 0,43 м.

     4 Номенклатура и нормы выбросов вредных веществ

4.1 Для нормирования выбросов вредных веществ (ВВ) в ОГ тепловозов определяют следующие параметры:

- содержание окислов азота (объемная доля, %);

- содержание окиси углерода (объемная доля, %);

- содержание углеводородов (объемная доля, %).

4.2 Нормируемым параметром дымности ОГ тепловозов является коэффициент ослабления светового потока , %.

4.3 Значения предельно допустимых содержаний выбросов вредных веществ в ОГ новых (после постройки) тепловозов, а также модернизированных (с заменой двигателя) на режимах испытаний по 5.5.1 приведены в таблице 1.


Таблица 1

Вредное вещество

Объемная доля предельно допустимого содержания , %, на режимах 1-3

Примечание

при постановке на производство

до 2001 г.

с 2001 г.

с 2006 г.

с 2011 г.

Режим 1

Режим 2

Режим 3

Режим 1

Режим 2

Режим 3

Режим 1

Режим 2

Режим 3

Режим 1

Режим 2

Режим 3

Окислы азота NO

0,060

0,290

0,270

0,050

0,240

0,230

0,040

0,200

0,190

0,030

0,150

0,140

Пересчет по NO

Окись углерода CO

0,045

0,190

0,175

0,015

0,060

0,055

0,015

0,060

0,055

0,020

0,070

0,065

Углеводороды CH

0,050

0,070

0,060

0,020

0,030

0,025

0,020

0,030

0,025

0,010

0,014

0,013

Пересчет по СН

Примечание - В графе "Примечание" указаны ВВ, по которым может быть произведен пересчет их содержания из объемных долей (%) в массовые концентрации (г/м) по формуле

,                                                             (1)


где - молярная масса ВВ (компонента), г/моль: 46, 28, 44,

- объемная доля ВВ,% (об. %).



4.4 Предельно допустимые значения коэффициента ослабления светового потока (дымности) ОГ новых (после постройки) тепловозов, а также модернизированных (с заменой дизеля) на режимах испытаний по 5.5.1 при стандартной базе дымомера 0,43 м приведены в таблице 2.


Таблица 2

Режим испытаний тепловоза

Предельно допустимое значение коэффициента ослабления светового потока , %, при постановке на производство

до 2001 г.

с 2001 г.

с 2006 г.

с 2011 г.

1

8

7

6

5

2

25

20

17

15

3

20

15

12

10



4.5 Для тепловозов, находящихся в эксплуатации, производства (модернизации) с 2001 г. нормы содержания выбросов ВВ (кроме окислов азота) и дымности ОГ, указанные в таблицах 1 и 2 для случаев по 5.1.3, увеличивают:

- на 15% - при пробеге магистрального тепловоза свыше 100 тыс. км или наработке маневрового тепловоза свыше 7,5 мес;

- на 25% - при пробеге магистрального тепловоза свыше 200 тыс. км или наработке маневрового тепловоза свыше 15 мес;

- на 30% - при пробеге магистрального тепловоза свыше 500 тыс. км или наработке маневрового тепловоза свыше 37,5 мес.

Для тепловозов, находящихся в эксплуатации, производства (модернизации) до 2001 г. нормы содержания выбросов вредных веществ и дымности ОГ увеличивают еще на 15% (кроме окислов азота) по отношению к нормам для тепловозов, производство которых осуществляется с 2001 г.

     5 Методы определения

     5.1 Периодичность определения и подготовка к измерениям

5.1.1 Измерения выбросов вредных веществ и дымности ОГ новых (после постройки) тепловозов следует проводить при их квалификационных, приемо-сдаточных, типовых и периодических испытаниях.

Измерения выбросов вредных веществ и дымности ОГ при типовых испытаниях проводят при изменении конструкции агрегатов, узлов и систем тепловозов и технологического процесса их изготовления, влияющих на количество выбросов вредных веществ и дымность ОГ.

5.1.2 Определение выбросов вредных веществ и дымности ОГ должно проводиться не реже одного раза в год. Периодичность проведения контроля устанавливают в технических условиях (ТУ) на тепловозы конкретных серий.

5.1.3 Определение выбросов вредных веществ и дымности ОГ эксплуатируемых тепловозов следует также проводить после ремонта агрегатов, узлов и систем тепловозов (топливная аппаратура, турбокомпрессор, цилиндро-поршневая группа и др.), влияющих на содержание выбросов вредных веществ и дымность ОГ.

5.1.4 Тепловозы, предназначенные для контроля выбросов вредных веществ и дымности ОГ, должны быть в полной технической исправности, которую определяют при их реостатных испытаниях.

5.1.5 При испытаниях по определению выбросов вредных веществ и дымности ОГ тепловозы должны работать на дизельном топливе по ГОСТ 305, ГОСТ Р 52368 и смазочных материалах, указанных в ТУ на дизели.

5.1.6 Испытания проводят с соблюдением регулировок систем тепловозов и узлов дизелей, указанных в ТУ на тепловозы конкретных серий и на дизели.

     5.2 Определяемые параметры и погрешность измерений

5.2.1 В процессе испытаний определяют параметры, приведенные в таблицах 1 и 2.

5.2.2 Предельная погрешность измерений содержания окиси углерода, углеводородов, а также дымности ОГ не должна быть более ±5%, предельная погрешность измерений содержания окислов азота не должна быть более ±10%.

Примечание - Погрешность измерений представлена как наименьшая погрешность всех используемых методов измерений содержания выбросов вредных веществ и дымности ОГ.

     5.3 Средства и условия проведения измерений

5.3.1 Испытательный тепловозный стенд (реостат) должен быть дополнительно оборудован газоанализаторами, дымомером, газоотборным зондом и устройствами пробоподготовки, отвечающими следующим требованиям: