ГОСТ Р 50953-2008
Группа Д50
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
МАГИСТРАЛЬНЫХ И МАНЕВРОВЫХ ТЕПЛОВОЗОВ
Нормы и методы определения
Emission of the exhaust gas pollutants by the main-line and shunting diesel locomotives.
Norms and determination methods
ОКС 45.020
ОКСТУ 0004
Дата введения 2009-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава" (ОАО "ВНИКТИ")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 236 "Тепловозы и путевые машины"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 мая 2008 г. N 106-ст
4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50953-96
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на магистральные и маневровые тепловозы (далее - тепловозы).
Стандарт устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов тепловозов на установившихся режимах их работы.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 12.4.208-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Наушники. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 12.4.209-99 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органа слуха. Вкладыши. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 50759-95 Анализаторы газов для контроля промышленных и транспортных выбросов. Общие технические условия
ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2004) Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 содержание окислов азота : Объемная доля окислов азота в сухих отработавших газах (ОГ).
3.2 содержание окиси углерода : Объемная доля окиси углерода в сухих ОГ.
3.3 содержание углеводородов : Объемная доля углеводородов во влажных ОГ.
3.4 коэффициент ослабления светового потока (дымность): Степень ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света ОГ при прохождении ими рабочей трубы дымомера.
3.5 стандартная база дымомера : Толщина оптически однородного слоя ОГ, эквивалентного по ослаблению светового потока тем же ОГ, заполняющим рабочую длину дымомера в условиях измерения, равная 0,43 м.
4.1 Для нормирования выбросов вредных веществ (ВВ) в ОГ тепловозов определяют следующие параметры:
- содержание окислов азота (объемная доля, %);
- содержание окиси углерода (объемная доля, %);
- содержание углеводородов (объемная доля, %).
4.2 Нормируемым параметром дымности ОГ тепловозов является коэффициент ослабления светового потока , %.
4.3 Значения предельно допустимых содержаний выбросов вредных веществ в ОГ новых (после постройки) тепловозов, а также модернизированных (с заменой двигателя) на режимах испытаний по 5.5.1 приведены в таблице 1.
Таблица 1
Вредное вещество | Объемная доля предельно допустимого содержания , %, на режимах 1-3 | Примечание | |||||||||||
при постановке на производство | |||||||||||||
до 2001 г. | с 2001 г. | с 2006 г. | с 2011 г. | ||||||||||
Режим 1 | Режим 2 | Режим 3 | Режим 1 | Режим 2 | Режим 3 | Режим 1 | Режим 2 | Режим 3 | Режим 1 | Режим 2 | Режим 3 | ||
Окислы азота NO | 0,060 | 0,290 | 0,270 | 0,050 | 0,240 | 0,230 | 0,040 | 0,200 | 0,190 | 0,030 | 0,150 | 0,140 | Пересчет по NO |
Окись углерода CO | 0,045 | 0,190 | 0,175 | 0,015 | 0,060 | 0,055 | 0,015 | 0,060 | 0,055 | 0,020 | 0,070 | 0,065 | |
Углеводороды CH | 0,050 | 0,070 | 0,060 | 0,020 | 0,030 | 0,025 | 0,020 | 0,030 | 0,025 | 0,010 | 0,014 | 0,013 | Пересчет по СН |
Примечание - В графе "Примечание" указаны ВВ, по которым может быть произведен пересчет их содержания из объемных долей (%) в массовые концентрации (г/м) по формуле , (1) где - молярная масса ВВ (компонента), г/моль: 46, 28, 44, - объемная доля ВВ,% (об. %). |
4.4 Предельно допустимые значения коэффициента ослабления светового потока (дымности) ОГ новых (после постройки) тепловозов, а также модернизированных (с заменой дизеля) на режимах испытаний по 5.5.1 при стандартной базе дымомера 0,43 м приведены в таблице 2.
Таблица 2
Режим испытаний тепловоза | Предельно допустимое значение коэффициента ослабления светового потока , %, при постановке на производство | |||
до 2001 г. | с 2001 г. | с 2006 г. | с 2011 г. | |
1 | 8 | 7 | 6 | 5 |
2 | 25 | 20 | 17 | 15 |
3 | 20 | 15 | 12 | 10 |
4.5 Для тепловозов, находящихся в эксплуатации, производства (модернизации) с 2001 г. нормы содержания выбросов ВВ (кроме окислов азота) и дымности ОГ, указанные в таблицах 1 и 2 для случаев по 5.1.3, увеличивают:
- на 15% - при пробеге магистрального тепловоза свыше 100 тыс. км или наработке маневрового тепловоза свыше 7,5 мес;
- на 25% - при пробеге магистрального тепловоза свыше 200 тыс. км или наработке маневрового тепловоза свыше 15 мес;
- на 30% - при пробеге магистрального тепловоза свыше 500 тыс. км или наработке маневрового тепловоза свыше 37,5 мес.
Для тепловозов, находящихся в эксплуатации, производства (модернизации) до 2001 г. нормы содержания выбросов вредных веществ и дымности ОГ увеличивают еще на 15% (кроме окислов азота) по отношению к нормам для тепловозов, производство которых осуществляется с 2001 г.
5.1.1 Измерения выбросов вредных веществ и дымности ОГ новых (после постройки) тепловозов следует проводить при их квалификационных, приемо-сдаточных, типовых и периодических испытаниях.
Измерения выбросов вредных веществ и дымности ОГ при типовых испытаниях проводят при изменении конструкции агрегатов, узлов и систем тепловозов и технологического процесса их изготовления, влияющих на количество выбросов вредных веществ и дымность ОГ.
5.1.2 Определение выбросов вредных веществ и дымности ОГ должно проводиться не реже одного раза в год. Периодичность проведения контроля устанавливают в технических условиях (ТУ) на тепловозы конкретных серий.
5.1.3 Определение выбросов вредных веществ и дымности ОГ эксплуатируемых тепловозов следует также проводить после ремонта агрегатов, узлов и систем тепловозов (топливная аппаратура, турбокомпрессор, цилиндро-поршневая группа и др.), влияющих на содержание выбросов вредных веществ и дымность ОГ.
5.1.4 Тепловозы, предназначенные для контроля выбросов вредных веществ и дымности ОГ, должны быть в полной технической исправности, которую определяют при их реостатных испытаниях.
5.1.5 При испытаниях по определению выбросов вредных веществ и дымности ОГ тепловозы должны работать на дизельном топливе по ГОСТ 305, ГОСТ Р 52368 и смазочных материалах, указанных в ТУ на дизели.
5.1.6 Испытания проводят с соблюдением регулировок систем тепловозов и узлов дизелей, указанных в ТУ на тепловозы конкретных серий и на дизели.
5.2.1 В процессе испытаний определяют параметры, приведенные в таблицах 1 и 2.
5.2.2 Предельная погрешность измерений содержания окиси углерода, углеводородов, а также дымности ОГ не должна быть более ±5%, предельная погрешность измерений содержания окислов азота не должна быть более ±10%.
Примечание - Погрешность измерений представлена как наименьшая погрешность всех используемых методов измерений содержания выбросов вредных веществ и дымности ОГ.
5.3.1 Испытательный тепловозный стенд (реостат) должен быть дополнительно оборудован газоанализаторами, дымомером, газоотборным зондом и устройствами пробоподготовки, отвечающими следующим требованиям: