ГОСТ Р 50953-96
Группа Д50
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
МАГИСТРАЛЬНЫХ И МАНЕВРОВЫХ ТЕПЛОВОЗОВ
Нормы и методы определения
Emission of the exhaust gas pollutants by the main-line and shunting diesel
locomotives. Norms and determination methods
ОКС 45.020*
ОКСТУ 0004
_________________
* В указателе "Государственные стандарты" 2003 г. ОКС 13.040.50. и 45.020. -
Примечание "КОДЕКС".
Дата введения 1997-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации МТК 236 "Тепловозы и путевые машины"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 сентября 1996 г. N 584
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Настоящий стандарт распространяется на магистральные и маневровые тепловозы (далее - тепловозы).
Стандарт устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ (ВВ) с отработавшими газами (ОГ) и дымности ОГ новых (после постройки), а также находящихся в эксплуатации тепловозов на установившихся режимах их работы.
Требования стандарта являются обязательными.
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.4.051-87 ССБТ Средства индивидуальной защиты органов слуха. Общие технические требования и методы испытаний
ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 содержание окислов азота : Объемная доля или массовая концентрация окислов азота в сухих ОГ;
3.1.2 содержание окиси углерода : Объемная доля или массовая концентрация окиси углерода в сухих ОГ;
3.1.3 содержание углеводородов : Объемная доля или массовая концентрация углеводородов в сухих ОГ;
3.1.4 коэффициент ослабления светового потока (дымность): Степень ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света ОГ при прохождении ими рабочей трубы дымомера;
3.1.5 предельно допустимое содержание: Значения объемных долей или массовых концентраций ВВ в ОГ, при превышении которых тепловоз следует считать не соответствующим требованиям настоящего стандарта;
3.1.6 предельное значение дымности: Значение коэффициента ослабления светового потока, при превышении которого тепловоз следует считать не соответствующим требованиям настоящего стандарта.
4.1 Устанавливается следующая номенклатура нормируемых параметров выбросов ВВ с ОГ тепловозов:
- содержание окислов азота (объемная доля, %; массовая концентрация, г/н·м);
- содержание окиси углерода (объемная доля, %; массовая концентрация, г/н·м);
- содержание углеводородов (объемная доля, %; массовая концентрация, г/н·м).
4.2 Нормируемым параметром дымности ОГ тепловозов является коэффициент ослабления светового потока , %.
4.3 Нормы предельно допустимых концентраций ВВ в ОГ новых (после постройки) тепловозов на режимах по 5.5.1 испытаний приведены в таблице 1.
Таблица 1
Предельно допустимое содержание С на режимах 1-5 | Приме- | ||||||||||||
Объемная доля, % | Массовая концентрация, г/н·м | ||||||||||||
Вредные вещества | Магистральные тепловозы | Маневровые тепловозы | Магистральные тепловозы | Маневровые тепловозы | |||||||||
Ре- | Ре- | Ре- | Ре- | Ре- | Ре- | Ре- | Ре- | Ре- | Ре- | Ре- | Ре- | ||
Для тепловозов с электропередачей | |||||||||||||
Окислы азота NO | 0,065 | 0,310 | 0,290 | 0,060 | 0,275 | 0,260 | 1,33 | 6,36 | 5,95 | 1,23 | 5,65 | 5,33 | Пересчет по NO |
Окись углерода СО | 0,050 | 0,210 | 0,195 | 0,045 | 0,170 | 0,160 | 0,63 | 2,63 | 2,44 | 0,56 | 2,13 | 2,00 | - |
Углеводороды | 0,028 | 0,039 | 0,036 | - | - | - | 0,55 | 0,77 | 0,71 | - | - | - | Пересчет по СН |
Для тепловозов с гидропередачей | |||||||||||||
Окислы азота NO | - | - | - | 0,055 | - | - | - | - | - | 1,13 | - | - | Пересчет по NO |
Окись углерода СО | - | - | - | 0,050 | - | - | - | - | - | 0,63 | - | - | - |
Примечание - В графе "Примечание" указаны BВ (компоненты), по которым производится пересчет содержаний ВВ из объемных долей (%) в массовые концентрации (г/н·м) по формуле , (1) | |||||||||||||
где - содержания ВВ (компонента) в ОГ; |
4.4 Нормы дымности ОГ новых (после постройки) тепловозов на режимах испытаний по 5.5.1 приведены в таблице 2.
Таблица 2
Предельное значение коэффициента ослабления светового потока N, % | ||||||||
для магистральных тепловозов | для маневровых тепловозов | |||||||
с электропередачей | с электропередачей | с гидропередачей | ||||||
режима 1 | режимов 2-4 | режима 5 | режима 1 | режимов 2-4 | режима 5 | режима 1 | режимов 2-4 | режима |
15 | 45 | 40 | 20 | 50 | 45 | 25 | - | - |
4.5 Для тепловозов, находящихся в эксплуатации, нормы содержаний ВВ (кроме окислов азота) и дымности ОГ, указанные в таблицах 1 и 2, увеличивают при пробегах, соответствующих:
- первому ТР1 на 20% (при измерении по 5.1.2);
- первому ТР2 на 30%;
- второму ТР1 на 35% (при измерении по 5.1.2).
4.6 Нормы выбросов ВВ и дымности ОГ для тепловозов с пробегами, соответствующими первому ТРЗ, последующим ТР, КР1 и более, до установления их в настоящем стандарте должны соответствовать нормативным документам, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
4.7 Тепловоз соответствует требованиям настоящего стандарта, если измеренные на режимах испытаний по 5.5.1 содержания ВВ и дымности ОГ не превышают норм, указанных в 4.3-4.5.
5.1 Периодичность контроля и подготовка к измерениям
5.1.1 Измерения выбросов ВВ и дымности ОГ новых (после постройки) тепловозов следует проводить при приемочных, типовых (при изменении конструкции, материалов и технологического процесса, влияющих на выбросы ВВ и дымность ОГ), квалификационных, сертификационных и периодических испытаниях.
5.1.2 Измерения выбросов ВВ и дымности ОГ эксплуатируемых тепловозов следует проводить после текущих ремонтов и после каждого ремонта (в том числе аварийного) агрегатов, узлов и систем тепловозов, влияющих на содержание ВВ и дымности ОГ.
При ТР1 измерения проводят при изменениях технологического регламента ТР1, связанных с заменой деталей цилиндропоршневой группы, турбокомпрессора, топливного насоса высокого давления и регулятора дизеля.
5.1.3 Периодичность проведения контроля устанавливают в технических условиях (ТУ) на конкретные типы тепловозов или по согласованию с природоохранными органами, но не реже одного раза в год.
5.1.4 Тепловозы, предназначенные для испытаний, должны находиться в полной технической исправности.
5.1.5 При испытаниях тепловозы должны работать на дизельном топливе по ГОСТ 305 и смазочных материалах, указанных в ТУ на дизели.
5.1.6 Испытания проводят с соблюдением регулировок узлов дизеля и систем тепловоза, указанных в нормативной документации на тепловозы конкретных типов и на их дизели.
5.1.7 Устройство, конструкция и качество изготовления агрегатов, узлов, систем и деталей тепловоза должны обеспечивать соблюдение норм в период всего срока эксплуатации, ухода и ремонта, указанных в руководствах по эксплуатации и ремонту.
5.2 Определяемые параметры
5.2.1 Определяемыми в процессе испытаний параметрами являются содержание ВВ и дымность ОГ, указанные в 4.1 и 4.2.
5.2.2 Предельно допустимая погрешность измерений содержаний ВВ и дымности ОГ±5% (кроме погрешности измерений содержаний окислов азота, которая составляет ±10%).
Точность измерений дана как наименьшая точность всех используемых методов измерений содержаний ВВ и дымности ОГ.
5.3 Условия проведения измерений
5.3.1 Испытательный тепловозный стенд (реостат) должен быть дополнительно оборудован газоанализаторами, дымомером, газоотборным зондом и устройствами пробоподготовки, отвечающими следующим основным требованиям:
- газоанализаторы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50759;