Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 50953-96

Группа Д50


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ВЫБРОСЫ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
МАГИСТРАЛЬНЫХ И МАНЕВРОВЫХ ТЕПЛОВОЗОВ

     
Нормы и методы определения

     
Emission of the exhaust gas pollutants by the main-line and shunting diesel
locomotives. Norms and determination methods



ОКС 45.020*

ОКСТУ 0004

_________________

* В указателе "Государственные стандарты" 2003 г. ОКС 13.040.50. и 45.020. -

Примечание "КОДЕКС".

Дата введения 1997-07-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации МТК 236 "Тепловозы и путевые машины"

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 24 сентября 1996 г. N 584

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий стандарт распространяется на магистральные и маневровые тепловозы (далее - тепловозы).

Стандарт устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ (ВВ) с отработавшими газами (ОГ) и дымности ОГ новых (после постройки), а также находящихся в эксплуатации тепловозов на установившихся режимах их работы.

Требования стандарта являются обязательными.

     2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-75 ССБТ. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.051-87 ССБТ Средства индивидуальной защиты органов слуха. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 305-82 Топливо дизельное. Технические условия

ГОСТ Р 50759-95 Анализаторы газов для контроля промышленных и транспортных выбросов. Общие технические условия

     3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 содержание окислов азота : Объемная доля или массовая концентрация окислов азота в сухих ОГ;

3.1.2 содержание окиси углерода : Объемная доля или массовая концентрация окиси углерода в сухих ОГ;

3.1.3 содержание углеводородов : Объемная доля или массовая концентрация углеводородов в сухих ОГ;

3.1.4 коэффициент ослабления светового потока (дымность): Степень ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света ОГ при прохождении ими рабочей трубы дымомера;

3.1.5 предельно допустимое содержание: Значения объемных долей или массовых концентраций ВВ в ОГ, при превышении которых тепловоз следует считать не соответствующим требованиям настоящего стандарта;

3.1.6 предельное значение дымности: Значение коэффициента ослабления светового потока, при превышении которого тепловоз следует считать не соответствующим требованиям настоящего стандарта.

     4 НОМЕНКЛАТУРА И НОРМЫ ВЫБРОСОВ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

4.1 Устанавливается следующая номенклатура нормируемых параметров выбросов ВВ с ОГ тепловозов:

- содержание окислов азота (объемная доля, %; массовая концентрация, г/н·м);

- содержание окиси углерода (объемная доля, %; массовая концентрация, г/н·м);

- содержание углеводородов (объемная доля, %; массовая концентрация, г/н·м).

4.2 Нормируемым параметром дымности ОГ тепловозов является коэффициент ослабления светового потока , %.

4.3 Нормы предельно допустимых концентраций ВВ в ОГ новых (после постройки) тепловозов на режимах по 5.5.1 испытаний приведены в таблице 1.


Таблица 1

Предельно допустимое содержание С на режимах 1-5

Приме-
чание


Объемная доля, %

Массовая концентрация, г/н·м


Вредные вещества

Магистральные тепловозы

Маневровые тепловозы

Магистральные тепловозы

Маневровые тепловозы



Ре-
жим 1

Ре-
жимы
2-4

Ре-
жим 5

Ре-
жим 1

Ре-
жимы 2-4

Ре-
жим 5

Ре-
жим 1

Ре-
жимы 2-4

Ре-
жим 5

Ре-
жим 1

Ре-
жимы 2-4

Ре-
жим 5


Для тепловозов с электропередачей

Окислы азота NO

0,065

0,310

0,290

0,060

0,275

0,260

1,33

6,36

5,95

1,23

5,65

5,33

Пересчет по NO

Окись углерода СО

0,050

0,210

0,195

0,045

0,170

0,160

0,63

2,63

2,44

0,56

2,13

2,00

-

Углеводороды

0,028

0,039

0,036

-

-

-

0,55

0,77

0,71

-

-

-

Пересчет по СН

Для тепловозов с гидропередачей

Окислы азота NO

-

-

-

0,055

-

-

-

-

-

1,13

-

-

Пересчет по NO

Окись углерода СО

-

-

-

0,050

-

-

-

-

-

0,63

-

-

-

     Примечание - В графе "Примечание" указаны BВ (компоненты), по которым производится пересчет содержаний ВВ из объемных долей (%) в массовые концентрации (г/н·м) по формуле

,                                                                 (1)

где - содержания ВВ (компонента) в ОГ;

      - молекулярная масса ВВ (компонента): =46, =28; =44.



4.4 Нормы дымности ОГ новых (после постройки) тепловозов на режимах испытаний по 5.5.1 приведены в таблице 2.


Таблица 2

Предельное значение коэффициента ослабления светового потока N, %

для магистральных тепловозов

для маневровых тепловозов

с электропередачей

с электропередачей

с гидропередачей

режима 1

режимов 2-4

режима 5

режима 1

режимов 2-4

режима 5

режима 1

режимов 2-4

режима
5

15

45

40

20

50

45

25

-

-



4.5 Для тепловозов, находящихся в эксплуатации, нормы содержаний ВВ (кроме окислов азота) и дымности ОГ, указанные в таблицах 1 и 2, увеличивают при пробегах, соответствующих:

- первому ТР1 на 20% (при измерении по 5.1.2);

- первому ТР2 на 30%;

- второму ТР1 на 35% (при измерении по 5.1.2).

4.6 Нормы выбросов ВВ и дымности ОГ для тепловозов с пробегами, соответствующими первому ТРЗ, последующим ТР, КР1 и более, до установления их в настоящем стандарте должны соответствовать нормативным документам, разработанным и утвержденным в установленном порядке.

4.7 Тепловоз соответствует требованиям настоящего стандарта, если измеренные на режимах испытаний по 5.5.1 содержания ВВ и дымности ОГ не превышают норм, указанных в 4.3-4.5.

     5 МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

5.1 Периодичность контроля и подготовка к измерениям

5.1.1 Измерения выбросов ВВ и дымности ОГ новых (после постройки) тепловозов следует проводить при приемочных, типовых (при изменении конструкции, материалов и технологического процесса, влияющих на выбросы ВВ и дымность ОГ), квалификационных, сертификационных и периодических испытаниях.

5.1.2 Измерения выбросов ВВ и дымности ОГ эксплуатируемых тепловозов следует проводить после текущих ремонтов и после каждого ремонта (в том числе аварийного) агрегатов, узлов и систем тепловозов, влияющих на содержание ВВ и дымности ОГ.

При ТР1 измерения проводят при изменениях технологического регламента ТР1, связанных с заменой деталей цилиндропоршневой группы, турбокомпрессора, топливного насоса высокого давления и регулятора дизеля.

5.1.3 Периодичность проведения контроля устанавливают в технических условиях (ТУ) на конкретные типы тепловозов или по согласованию с природоохранными органами, но не реже одного раза в год.

5.1.4 Тепловозы, предназначенные для испытаний, должны находиться в полной технической исправности.

5.1.5 При испытаниях тепловозы должны работать на дизельном топливе по ГОСТ 305 и смазочных материалах, указанных в ТУ на дизели.

5.1.6 Испытания проводят с соблюдением регулировок узлов дизеля и систем тепловоза, указанных в нормативной документации на тепловозы конкретных типов и на их дизели.

5.1.7 Устройство, конструкция и качество изготовления агрегатов, узлов, систем и деталей тепловоза должны обеспечивать соблюдение норм в период всего срока эксплуатации, ухода и ремонта, указанных в руководствах по эксплуатации и ремонту.

5.2 Определяемые параметры

5.2.1 Определяемыми в процессе испытаний параметрами являются содержание ВВ и дымность ОГ, указанные в 4.1 и 4.2.

5.2.2 Предельно допустимая погрешность измерений содержаний ВВ и дымности ОГ±5% (кроме погрешности измерений содержаний окислов азота, которая составляет ±10%).

Точность измерений дана как наименьшая точность всех используемых методов измерений содержаний ВВ и дымности ОГ.

5.3 Условия проведения измерений

5.3.1 Испытательный тепловозный стенд (реостат) должен быть дополнительно оборудован газоанализаторами, дымомером, газоотборным зондом и устройствами пробоподготовки, отвечающими следующим основным требованиям:

- газоанализаторы должны быть изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50759;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs