МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПЛОЩАДОК ДЛЯ СТОЯНОК АВТОМОБИЛЕЙ
И АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВОК
УТВЕРЖДЕНЫ зам. директора Союздорнии канд. техн. наук В.М.Юмашевым
СОГЛАСОВАНЫ с Главным управлением ГАИ МВД СССР (письмо от 31.03.87 г. N 27/г-876)
На основе обобщения отечественного и зарубежного опыта, анализа результатов обследований дорог и режимов движения в зоне площадок для стоянок автомобилей и автобусных остановок сформулированы основные положения о значении площадок для стоянок, комплексном размещении сооружений обслуживания, совмещении площадок для стоянок с сооружениями служб и расположении их в зоне пересечений дорог. Определены соотношение мест стоянок различных типов автомобилей для средних условий и основные типы автомобилей, которые следует принимать за расчетные при назначении мест на стоянках и определении их размеров при различной расстановке автомобилей относительно проездов. Сформулированы основные требования по компактной планировке площадок; к расположению автобусных остановок по протяжению дорог, в зоне пересечений и примыканий неравнозначных дорог и уточнены требования к размещению автобусных остановок относительно друг друга по направлению движения исходя из условий безопасности движения. Приведены методы расчета автобусных остановок.
Предисловие
Площадки для стоянок автомобилей и автобусные остановки являются одним из важных инженерных обустройств, повышающих безопасность движения на дороге, обеспечивающих высокие транспортно-эксплуатационные показатели автотранспортных средств, а также удовлетворяющих разнообразные потребности пользователей дорог.
Настоящие Методические рекомендации разработаны в развитие СНиП 2.05.02-85 по вопросам комплексного размещения сооружений обслуживания и совмещения площадок для стоянок с сооружениями служб или расположения их в зоне пересечений; уточнения расстояний между площадками; определения соотношения мест стоянок различных типов автомобилей и основных типов автомобилей, которые следует принимать за расчетные при назначении мест на стоянках и их размеров при различной расстановке автомобилей относительно проездов; уточнения основных требований по компактной планировке площадок, а также по оборудованию и оснащению зоны отдыха; уточнения основных требований к расположению автобусных остановок по протяжению дорог и методов расчета при их размещении в зоне пересечений и примыканий неравнозначных дорог; устройства пешеходных дорожек от автобусных остановок в направлении движения основного потока пассажиров до улично-дорожной сети.
Совмещение площадок для стоянок автомобилей с другими сооружениями и их расположение в зоне пересечений с дорогами IV-V категорий (на последних) обеспечивают средний экономический эффект, заключающийся в экономии на одну площадку строительных затрат 15 тыс. руб., трудозатрат - 50 чел.-дн., цемента - 100 т, щебня - 180 м и условного топлива - 1 т, повышают безопасность движения благодаря ликвидации двух конфликтных зон.
Уточнение норм по расстояниям между площадками на дорогах I-III категорий обеспечивает модульную систему расстояний, способствующую их развитию без перестройки с переводом дороги в более высокую категорию.
Разработанные схемы и решения расположения автобусных остановок в зоне пересечений неравнозначных дорог с приближением к ним повышают транспортно-эксплуатационные показатели дорог и дают экономию на одну остановку: строительных затрат - 4,5 тыс. руб., трудозатрат - 18 чел.-дн., цемента - 25 т, щебня - 42 м, условного топлива - 0,75 т и земли - 0,03 га.
Разработанные методы расчета оптимального расположения и экономичные проектно-планировочные решения площадок для стоянок автомобилей (параметры стояночных мест и проездов) и автобусных остановок в зонах пересечений и примыканий автомобильных дорог с экономией до 30% общих затрат могут быть реализованы заинтересованными организациями на основе заключения договоров с Союздорнии на проведение научно-исследовательской работы по уточнению расположения и проектно-планировочных решений площадок для стоянок автомобилей и автобусных остановок на проектируемых или существующих дорогах с привязкой к конкретным условиям и оценкой экономической эффективности.
Методические рекомендации составлены канд. техн. наук Ю.С.Крыловым при участии инженеров В.П.Фомичевой, Н.А.Шуриновой, В.Г.Чураря, Л.И.Брызгаловой, В.С.Скируты, Л.А.Петербургской и И.И.Прошиной.
При разработке учтены работы Киевского филиала ГПИ "Союздорпроект", МАДИ, Союздорпроекта, Гипродорнии и ВНИИ МВД СССР.