3.1. При проверке дымности отработавших газов на соответствие ГОСТ 21393-75 возможны следующие ситуации, при которых необходимо проводить работы, направленные на снижение дымности до установленных норм:
- дымность выше нормы только на режиме свободного ускорения;
- дымность выше нормы только на режиме максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя;
- дымность выше нормы на режимах свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Причины повышенной дымности и способы устранения неисправностей представлены в табл.1.
Таблица 1
Режим работы двигателя с дымностью выше нормы | Возможная причина неисправности | Способ устранения неисправности | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Режим свободного ускорения | Цикловая передача топлива превышает номинальную величину | Снять топливный насос высокого давления (ТНВД) и на стенде отрегулировать его подачу в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя | Мощностные показатели двигателя в пределах нормы |
2. То же | Повышенное сопротивление впускной системы (загрязнение или повреждение воздушного фильтра) | Снять воздушный фильтр, разобрать его и промыть фильтрующий элемент, устранить повреждения | Мощностные и экономические показатели ухудшены |
3. " | Частичное закоксование сопловых отверстий распылителей | Заменить распылители или очистить сопловые отверстия | То же |
4. " | Увеличение теплового зазора в клапанном механизме | Отрегулировать тепловой зазор в соответствии с инструкцией завода-изготовителя | " |
5. Режим максимальной частоты вращения коленчатого вала | Неравномерность цикловой подачи топлива по цилиндрам: | ||
а) поломка пружин толкателей ТНВД; | заменить пружины; | " | |
б) неравномерность цикловой подачи топлива по секциям; | снять ТНВД и отрегулировать на стенде; | ||
в) отсутствует герметичность в топливопроводах высокого давления | заменить топливопроводы; | ||
г) засорение и закоксовывание сопловых отверстий распылителей; | заменить распылители или очистить сопловые отверстия; | ||
д) зависание плунжера ТНВД | заменить плунжерную пару и отрегулировать ТНВД на стенде | ||
6. Режим максимальной частоты вращения коленчатого вала | Уменьшение давления начала открытия иглы форсунки | Отрегулировать давление начала открытия иглы форсунки в соответствии с инструкцией завода-изготовителя | |
7. То же | Попадание масла в камеру сгорания: | ||
а) повышенный уровень масла за счет попадания топлива; | устранить утечку топлива в поддон картера; | ||
б) износ цилиндро-поршневой группы; | заменить цилиндро-поршневую группу; | ||
в) залегание в канавках поршня компрессионных и маслосъемных колец; | заменить компрессионные и маслосъемные кольца; | ||
г) износ стержней впускных и выпускных клапанов; | заменить клапаны; | ||
д) повышенный уровень масла в воздухоочистителе | установить нормальный уровень | ||
8. Режимы свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала | Запаздывание впрыска топлива: | Устранить запаздывание впрыска топлива; | Мощностные и экономические показатели ухудшены |
а) запаздывание подачи топлива по секциям | снять ТНВД и на стенде установить номинальное опережение впрыска топлива; | ||
б) запаздывание подачи за счет износа привода кулачкового вала ТНВД; | заменить неисправные детали привода; | ||
в) неправильная установка угла опережения впрыска; | установить угол опережения впрыска в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя; | ||
г) запаздывание впрыска топлива на повышенном скоростном режиме при несрабатывании автоматической муфты опережения впрыска | снять ТНВД с муфтой и на стенде установить нормальное автоматическое опережение впрыска на повышенных оборотах | ||
9. То же | Частота вращения коленчатого вала двигателя выше номинальной | Снять насос и на стенде установить конец выброса рейки в соответствии с рекомендацией завода-изготовителя | Мощностные параметры двигателя в пределах нормы. Экономика ухудшается |
10. " | Уменьшение теплового зазора клапанного механизма | Отрегулировать тепловой зазор в соответствии с инструкцией завода-изготовителя | Мощностные и экономические параметры ухудшаются |
11. " | Зависание или неплотное прилегание к седлу клапанов газораспределительного механизма | Отрегулировать тепловые зазоры в соответствии с инструкцией завода-изготовителя; притереть клапаны | Мощностные и экономические параметры ухудшаются |
12. Режимы свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала | Резкое падение давления открытия запорной иглы форсунки: | Снять и проверить форсунку на стенде: | Мощностные и экономические параметры ухудшаются |
а) поломка пружины форсунки; | заменить пружину; | ||
б) зависание иглы или подтекание форсунки | заменить распылитель | ||
13. То же | Увеличение сопротивления выпускной системы: | Устранить повышенное сопротивление: | То же |
а) засорение выпускной системы; | очистить выпускную систему; | ||
б) погнутость, вмятины на деталях выпускной системы | устранить механические дефекты | ||
14. " | Потеря компрессии двигателя вследствие нагара на поршневых кольцах, залегания колец, потери упругости колец, износа цилиндров, негерметичности прокладки между блоком цилиндров и головкой блока | Необходима замена поршневых колец, поршней, цилиндровых гильз, прокладки | " |