РД-15-15-2008
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РУДНИЧНЫХ ЭЛЕКТРОВОЗОВ
Дата введения 2008-08-01
Настоящие Методические рекомендации, разработанные в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и другими нормативными техническими документами, предназначены для применения экспертными организациями, проводящими экспертизу рудничных электровозов в угольной и горнорудной промышленности.
РАЗРАБОТЧИКИ: С.В.Лобков, С.В.Шиндяков, Е.Б.Войнов, К.В.Лилипу (ЗАО НИИЦ КузНИУИ), Г.С.Ерофеев (Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области).
1. Методические рекомендации о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности рудничных электровозов (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с требованиями следующих документов:
Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст.3588);
постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.01 N 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 15. Ст.1489);
Правил проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.11.98 N 64, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 08.12.98 г., регистрационный N 1656 с Изменением N 1 [ПБИ 03-490(246)-02], утвержденным постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 01.08.02 N 48, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 23.08.02 г., регистрационный N 3720;
Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности (РД 05-432-02), утвержденного постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 09.10.01 N 44, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 31.01.02 г., регистрационный N 3214;
Положения о проведении экспертизы промышленной безопасности в горнорудной промышленности (РД 06-318-99), утвержденного постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 18.10.99 N 74;
Положения о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах (РД 03-484-02), утвержденного постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 09.07.02 N 43, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 05.08.02 г., регистрационный N 3665;
Правил безопасности в угольных шахтах (ПБ 05-618-03), утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 05.06.03 N 50, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 19.06.03 г., регистрационный N 4737;
2. В настоящих Методических рекомендациях используются термины, установленные в Правилах проведения экспертизы промышленной безопасности, ГОСТ 27.002-88, ГОСТ 15467-79, ГОСТ 20911-89, РД 10-112-96, РД 50-605-80-93*, а также термины и определения, приведенные в приложении N 1.
________________
* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
3. Целью проведения экспертизы является всестороннее определение технического состояния рудничного электровоза (РЭ) и принятие на этой основе решения о возможности и условиях дальнейшей безопасной эксплуатации.
4. Настоящие Методические рекомендации определяют совокупность и последовательность действий эксплуатирующей и экспертной организаций по проведению экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза), находящихся в эксплуатации РЭ.
5. Настоящие Методические рекомендации предназначены для применения экспертными организациями, проводящими экспертизу РЭ в угольной и горнорудной промышленности в порядке реализации требований Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
6. Настоящие Методические рекомендации могут быть также использованы полностью или частично эксплуатирующими организациями в порядке текущей эксплуатации и при ремонтах РЭ.
7. Действие настоящих Методических рекомендаций распространяется на рудничные одно- и двухсекционные аккумуляторные электровозы и на рудничные контактные электровозы отечественного и иностранного производства, применяемые в угольной и горнорудной промышленности.
8. Экспертиза РЭ проводится в случаях:
истечения нормативного срока службы;
воздействия на рудничные электровозы техногенных факторов (взрывов метана и угольной пыли, затоплений, ударов и пр.);
по предписанию инспекторов территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба)*.
_________________
* Здесь и далее под территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует иметь в виду орган, на установленной территории деятельности которого находится эксплуатирующая организация.
9. Срок эксплуатации РЭ определяется по нормативной, конструкторской или эксплуатационной документации (если в указанной документации срок службы не указан, то не более 7,5 года).
10. Применяемое в составе РЭ новое или после капитального ремонта комплектующее оборудование со сроком службы (в том числе после ремонта) не более двух лет экспертизе не подлежит.
11. Экспертиза РЭ планируется и проводится таким образом, чтобы соответствующее решение было принято до достижения ими нормативно установленного срока эксплуатации. Контроль за своевременным проведением экспертизы осуществляет служба производственного контроля эксплуатирующей организацией.
12. Экспертиза РЭ в случае истечения нормативного срока службы не заменяет проводимых в плановом порядке их освидетельствований и технических обслуживаний.
13. Экспертизу РЭ проводят экспертные организации, имеющие соответствующую лицензию.
14. Экспертизе должны подвергаться РЭ, находящиеся в рабочем состоянии, по графику, разработанному эксплуатирующей организацией и согласованному с территориальным органом Службы.
15. Экспертная организация назначает руководителя и состав экспертной группы по проведению экспертизы. При этом в состав группы включаются аттестованные в установленном порядке эксперты, для которых работа в данной организации является основной.
16. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика. Условия проведения экспертизы оговариваются документами, в которых:
определяются договаривающиеся стороны;
определяются объекты экспертизы;
приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной документацией (НД);
подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов, подготовке РЭ к экспертному обследованию и оплате расходов на проведение экспертизы независимо от ее результата;
определяются сроки проведения экспертизы, порядок предоставления РЭ для проведения обследования;
определяется программа проведения экспертизы.
17. Экспертиза РЭ должна проводиться в соответствии с программой, которая составляется, согласовывается и утверждается в порядке, установленном в разделе III настоящих Методических рекомендаций.
18. Продолжительность проведения экспертизы не должна превышать трех месяцев со дня получения экспертной организацией предусмотренного комплекта документов.
19. Пакет документов, представляемых заказчиком для проведения экспертизы:
данные о заказчике (наименование предприятия, организации, эксплуатирующей организации, юридический адрес, финансовые реквизиты);
паспорта, формуляры на РЭ и установленное на нем комплектующее оборудование;
эксплуатационная документация на РЭ и комплектующее оборудование (техническое описание, инструкции, руководства по эксплуатации);
сведения о наработке и условиях эксплуатации РЭ (перевозимые грузы, грузоподъемность и количество вагонеток в составе, максимальные углы наклона транспортных выработок и т.п.);
акты ежегодного технического осмотра РЭ;
график планово-предупредительных ремонтов;
акты проверки сопротивления изоляции электрооборудования и проверки заземления;
сведения (акты, справки, журналы) о выполненных ремонтах РЭ и комплектующего оборудования;
информация о применяемых маслах и смазочных материалах;
акты (протоколы) неразрушающего контроля основных составных частей;
разрешения на внесение конструктивных изменений при эксплуатации;
предписания органов Службы и инспекции по охране труда;
акты расследования аварий (инцидентов) и несчастных случаев при работе с РЭ;
результаты предыдущих экспертиз (экспертных обследований) РЭ.
В случае отсутствия у владельца РЭ пакета документов в соответствии с вышеуказанными требованиями работы по ознакомлению с рабочей документацией, проверке технического состояния оборудования следует прекратить.
20. При непредставлении запрашиваемых документов в согласованный с заказчиком и экспертной организацией срок экспертиза не проводится. При отсутствии у заказчика технической документации на РЭ эту документацию сначала требуется восстановить.
21. При проведении практических работ в процессе экспертизы работники экспертной организации обязаны соблюдать требования безопасности, изложенные в разделе VI настоящих Методических рекомендаций.
22. К проведению ультразвукового контроля допускаются специалисты, прошедшие аттестацию на право выполнения работ в соответствии с требованиями Правил аттестации персонала в области неразрушающего контроля (ПБ 03-440-02), утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 23.01.02 N 3.
23. Обязательным этапом программы работ по экспертизе является экспертное обследование РЭ.
24. Допускается проведение обследования РЭ в состоянии ремонта, но с обязательной последующей их проверкой под нагрузкой.
25. Программа проведения экспертизы РЭ разрабатывается экспертной организацией, согласовывается с заказчиком и утверждается руководителем экспертной организации*.
____________________
* Объем экспертизы определен в Положении о проведении экспертизы промышленной безопасности в угольной промышленности (РД 05-432-02), Положении о проведении экспертизы промышленной безопасности в горнорудной промышленности (РД 06-318-99), Положении о проведении экспертизы промышленной безопасности опасных металлургических и коксохимических производственных объектов (РД 11-589-03).
26. Программа должна предусматривать:
проверку наличия и анализ документации, представленной заказчиком в соответствии с перечнем, указанным в п.19 настоящих Методических рекомендаций, а также проверку наличия необходимых нормативных, методических документов, технологических инструкций;
проверку выполнения эксплуатирующей организацией работ по подготовке РЭ к экспертному обследованию (очистка оборудования от пыли, грязи, масел, коррозии, освобождение проходов, обеспечение доступа экспертов к агрегатам и отдельным элементам, проведение необходимых проверок, испытаний, выполнение необходимых мероприятий по обеспечению безопасности, в том числе по допуску персонала к работе);
проверку организации технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов (ППР) РЭ;
идентификацию оборудования РЭ;
оценку компетентности персонала эксплуатирующей организации (специальное образование, стаж работы общий и стаж работы по обслуживанию РЭ);
разработку рабочей карты экспертного обследования (приложение N 2). В зависимости от типа и конструктивных особенностей РЭ в рабочую карту могут быть включены дополнительные позиции;
проверку соответствия обследуемого оборудования действующей НД (с учетом даты изготовления РЭ и введения в действие НД);
экспертное обследование РЭ;
определение остаточного ресурса (при необходимости) деталей, составных частей и агрегатов, срока продления безопасной эксплуатации электровоза;
подготовку итогового заключения экспертизы;
разработку эксплуатирующей организацией корректирующих мероприятий по устранению недостатков, выявленных в процессе экспертизы;