Дополнительные измерения при испытаниях на месте эксплуатации
В.1 Общие положения
Настоящее приложение устанавливает метод измерений вибрации, который прост в реализации, но обладает повышенной неопределенностью измерений и поэтому не рекомендуется в ситуациях, где значения параметров вибрации необходимо определять с высокой точностью. Его можно использовать для оценки качества балансировки серийно выпускаемой продукции, а также для контроля за изменением уровня вибрации на месте эксплуатации машин.
В.2 Измерения на подшипниковых опорах
Общей рекомендацией при проведении анализа вибрации является надежное крепление акселерометра к поверхности машины с использованием одного из методов, перечисленных в 7.2. Однако для низкоскоростных машин допускается использовать методы крепления с более слабыми ограничениями по диапазону частот, если в этот диапазон попадают все частоты анализа вибрации. Ограничения на диапазон измерений для конкретного способа крепления датчика вибрации устанавливает их изготовитель. При использовании способа крепления с уменьшенным диапазоном частот измерений точка измерений должна быть расположена на той части конструкции машины, которая обладает высокой жесткостью, например, на станине или подшипниковой опоре. Не допускается в этом случае измерять вибрацию на податливых частях или тонколистовых элементах конструкции. В процессе измерений необходимо, чтобы датчик вибрации находился в постоянном контакте с вибрирующей поверхностью. Сведения о максимальном диапазоне частот измерений, при котором может быть использован тот или иной способ крепления, приведены в таблице В.1.
Таблица В.1 - Типичные максимальные значения диапазона частот измерений для разных способов крепления датчика вибрации
Способ крепления | Максимальная частота, Гц |
Ручной щуп длиной 200 мм | 200 |
Датчик удерживается вручную (без щупа) | 600 |
На магните | 1500 |
Примечания 1 См. также 7.2. 2 При проведении измерений для определения класса точности балансировки вентилятора постоянное крепление датчика вибрации может быть нежелательно. В таких случаях целесообразно удерживать датчик вибрации вручную или с помощью магнита при условии соблюдения требований к максимальной частоте диапазона измерений в соответствии с настоящей таблицей. 3 См. также ГОСТ ИСО 5348. 4 Значения, приведенные в настоящей таблице, получены на основе анализа рекомендаций изготовителей датчиков вибрации. |
В.3 Измерения вибрации вала
Часто в состав высокоскоростных машин входит легкий ротор, установленный в тяжелом корпусе с жесткими опорами. В таком случае измерения на неподвижных частях машины могут показать отсутствие значительной вибрации, хотя ротор при этом может совершать колебания с большим размахом в пределах зазора в подшипнике. Для таких машин необходимо измерять вибрацию вала, чтобы оценить, насколько эта вибрация может быть опасна для подшипниковых опор. С этой целью могут быть использованы:
a) бесконтактные датчики вибрации;
b) датчики, у которых подпружиненный щуп находится в постоянном контакте с движущейся поверхностью вала.
При проведении измерений вибрации вала необходимо воспользоваться рекомендациями изготовителя в отношении выбора датчика вибрации, его установки, процедуры измерений и безопасности.
Известно, что иногда для измерения вибрации используют удерживаемый вручную щуп в форме "ласточкиного хвоста ", к свободному концу которого присоединен датчик скорости инерционного типа, однако использование данного метода нежелательно по соображениям безопасности.
Общие требования к измерениям колебаний вала - по ГОСТ ИСО 7919-1.